Что мы стремимся узнать о человеке при первом знакомстве? Имя, профессию,— вот, пожалуй, и все. Кто-то, следуя моде, может поинтересоваться еще и знаком зодиака. Но этого слишком мало для общения. Мы на удивление непредусмотрительны в подходе к людям. Собираем, а порой и возглавляем коллективы, не смущаясь тем, что ничего не знаем о людях, с которыми предстоит работать. Заводим знакомства, дружбы, создаем семьи, зачастую не имея истинного представления о тех, с кем связываем свою жизнь.
Итог слишком часто печален. У электроприбора, включенного в сеть «не того» напряжения, сгорает мотор. У людей от неправильного «включения» в межличностные отношения возникают неврозы и притупляется вкус к жизни, душу съедает тоска. Одни, разочаровавшись в людях, предпочитают одиночество, другие становятся агрессивными. Аккумуляция отрицательной энергии в макросообществах нередко приводит к взрывам насилия, смутам, революциям, войнам, характер и движущие силы которых потом изучают историки. Хотя истинной, глубинной причиной могут оказаться традиции неграмотного общения.
За тысячелетия прогресса люди так и не создали науки об общении. В школах перед детьми раскрывают тайны счета и письма, элементы физического мира и внутреннего строения материи, учат географии, химии, биологии, но не обучают самому насущному и важному — общаться так, чтоб ощущать при этом радость и получать пользу.
Проблемы эти существовали всегда, но сведений по технике общения не найти в папирусах Древнего Египта или в шумерских табличках, не встретить ни у Платона, ни у Аристотеля. Подходы к науке общения обозначились лишь в начале нашего века. Ее создатель швейцарский психолог Карл Густав Юнг переживал в это время тяжелый душевный кризис, вызванный разрывом с учителем — Зигмундом Фрейдом. Размышляя о природе человека, Юнг задавался вопросом: почему люди, воспитанные на одних и тех же библейских заповедях, все, за редким исключением, стремясь к доброте, отзывчивости, чуткости, так часто на деле оказываются недобрыми и нечуткими?
К сорока годам Карл Густав Юнг был уже зрелым мыслителем и опытным врачом-психотерапевтом. Ответы на ключевые вопросы о взаимоотношениях людей он искал в опыте наблюдения за тысячами пациентов, за своими знакомыми, наконец, за самим собой. В результате в 1921 году в Цюрихе вышла его книга «Психологические типы».
Эта книга, бесспорно, определила новое направление в науке о человеке. Но в этом направлении не пошел тогда практически никто из психологов. Не пошел и сам Юнг, остановившись на не до конца понятых им самим, но прозорливых догадках.
Основная идея Юнга такова. Люди различаются некоторыми полярно противоположными качествами, или, как назвал их автор, функциями. Юнг первым ввел понятия интроверсии и экстраверсии и разграничил их. Теперь этими понятиями пользуются все современные ученые. Интроверт, упрощенно говоря, человек, стремящийся к уединению, ориентированный на себя, дистанцирующийся от внешних объектов, «вещь в себе». Экстраверт, напротив, активен, общителен, ориентирован на контакт с окружающими, легко приспосабливается к ситуации.
Каждый интро- или экстраверт может быть больше мыслящим или чувствующим, интуитивным или ощущающим. Юнг выделил восемь психологических типов людей и подробно описал их. Читать эти описания увлекательно, потому что в каждом из типов обязательно узнаешь кого-то из своих знакомых. Но в то же время остается некоторое недоверие к столь упрощенной классификации.
Полвека Карл Юнг оставался единственным предтечей новой науки о межличностных отношениях. И вот в семидесятые годы в Литве преподаватель экономики Аушра Аугустинавичюте, изучив труды крупнейших ученых по психологии личности и спроецировав типологию Юнга на теорию польского кибернетика А. Кемпиньского, построила собственную периодическую систему межличностных отношений, сравнимую с периодической системой Менделеева.
Аушра заметила, что в трудах по психологии мышление человека, его воля, эмоции описываются как идеальные состояния. Тем самым задается некая трудно уловимая норма. Но каждый человек по-своему недотягивает до этой нормы, обладает недостатками, которые и характеризуют его индивидуальность. Выходило, что люди отличаются друг от друга только разными комплексами неполноценности.
Юнг первым подошел к тому, чтобы системно изучать человека как такового, рассматривая те качества, которыми он обладает, а не те, которых ему недостает. Аугустинавичюте продолжила его мысль и сделала простую, на первый взгляд, вещь: каждую психологическую функцию, введенную Юнгом, она зашифровала определенным значком, чтобы легче графически представить отличие одного типа от другого. А затем Аушра предложила свою трактовку межличностных отношений создав таким образом новую науку — соционику.
Свою первую работу по соционике она назвала «Дуальная природа человека». В названии отразилась суть соционики: человек создан существом асимметричным, с более развитой одной функцией из каждой пары (скажем, интроверт — при этом мыслительный и интуитивный). Для полноценной жизни он должен найти себе человека с наиболее развитыми противоположными из каждой пары функциями (в нашем примере таким дополняющим будет экстраверт с развитыми чувственным началом и ощущениями).
Обобщая свой опыт наблюдения над людьми, Аушра открыла закон социального устройства человеческой психики: только пара людей с взаимно дополняющими психологическими функциями — дуальная пара — способна полноценно реализовать себя в жизни и обществе. Дуалов отличает гармоничное, часто не требующее слов взаимопонимание, они представляют собой такое единство, которое наиболее устойчиво к любым неблагоприятным воздействиям.
Такой паре людей всегда хорошо вместе: легко работать, приятно отдыхать. Даже молчание содержательно, оно не тяготит. Эти люди благотворно влияют друг на друга, у них не возникает поводов для разрушающих ссор, в присутствии друг друга они могут расслабиться и создают атмосферу, в которой комфортно и окружающим.
Творческие взлеты выдающихся личностей, с точки зрения Аугустинавичюте, связаны с присутствием поблизости дуала. Психологическая устойчивость, выдержка и понимание других становятся достижимы в поле присутствия дополняющих друг друга людей.
Аушра пошла дальше по пути, намеченному Юнгом: она предположила, что у каждого человека не одна сильная функция, а две: одна в паре мышление — чувства, другая в паре интуиция — ощущения. Причем одна из этих функций позволяет человеку воспринимать мир и мыслить, а другая — говорить и действовать. Поэтому литовской исследовательнице не хватило юнговского понятия «интуитивный экстраверт» и она разделила его на два: «логико-интуитивный экстраверт» и «этико-инту-итивный экстраверт». Уточняя термины, Аушра назвала юнгово мышление — логикой, чувства — этикой, а ощущения — сенсорикой. И лишь понятие интуиция оставила без изменений.
Обнаружилось, что отношения между людьми возникают отнюдь не стихийно, а как результат взаимодействий определенных психологических функций. Описав 16 психологических типов, ученая выявила 16 типов межличностных отношений, которые могут информационно связывать людей между собой.
Само понятие «отношения» наполнилось конкретным смыслом. Это не
Между наилучшими и наихудшими отношениями располагаются остальные. Одни больше подходят для сотрудничества на производстве, другие — для взаимодействия в экстремальной ситуации, третьи — для совместного проведения досуга. Есть отношения, которые годятся для длительных контактов, но есть и такие, которые следует дозировать во времени во избежание конфликтов.
Соционика не только упорядочила прежнюю хаотичную сферу, какой представлялись отношения между людьми. Она позволила сделать важный, хотя и не бесспорный этический вывод, к которому интуитивно приходили философы: нет людей хороших и плохих — есть плохие и хорошие отношения между ними. Это, пожалуй, самое важное, чему учит соционика. Познакомьте человека, который кажется вам отвратительным, с представителем дополняющего типа, и вы с удивлением увидите, как подобреет «злодей». Никаких чудес. Феномен подобного преображения предсказуем, а значит, объективен.
Объективные закономерности соционики отнюдь не носят отвлеченного характера. Сталкиваться с ними приходится каждый день. Вспоминается такой случай. В один из московских вузов пригласили двух космонавтов, установивших мировой рекорд длительности полета. Когда гости, сопровождаемые местным начальством, рассаживались за длинным столом президиума, все заметили, что они стараются сесть как можно дальше друг от друга.
Коллега, освещавший космическую тематику, рассказал мне, что после приземления недавние друзья и партнеры совершенно не выносят друг друга, но вынуждены постоянно появляться на публике вместе. Взглянув на этих космонавтов с позиции соционики, я чистосердечно посочувствовал им — они находились в отношениях полной противоположности. А ведь они на целый год были заперты в тесном пространстве орбитальной станции. Специалисты по космической психологии, работавшие с ними перед полетом, вероятно, отметили их продуктивность в совместной деятельности, но не учли бытовую несовместимость. Такие партнеры сильно утомляют друг друга, и, когда обмен информацией между ними иссяк, они стали раздражительны и нетерпимы. У каждого возникла потребность побыть наедине, но как раз это и невозможно на орбитальной станции. Будь у специалистов по подготовке экипажей на вооружении соционика, космонавтам не пришлось бы испытывать тяжелый дискомфорт в общении.
И еще одно, на первый взгляд, забавное наблюдение. Во времена моей юности, пришедшейся на шестидесятые годы, сменилась танцевальная мода: твист и шейк заставили танцующих разомкнуть объятия. Тенденция танцевать поодиночке сохранилась и до сегодняшнего дня.
Я сопоставил этот факт с другим: начиная с семидесятых резко возросло количество разводов, особенно среди молодежи. По статистике процент распадающихся браков подошел к пятидесяти. Есть ли связь этими двумя фактами? Оказывается, есть. Московский ученый И. Остряков исследовал распределение пиков кожного потенциала человека и среди прочих выводов сделал такой: влюбляются друг в друга чаще всего молодые люди, чьи кожные электропотенциалы взаимодополняемы. А ведь знакомства с незапамятных времен происходили на танцах. Если взаимные прикосновения приятны — знакомство продолжалось. Смена танцевальной моды отменила такой важный механизм поиска партнера, как прикосновения ладоней, локтей, плеч. В тонко организованной тактильной игре молодые люди находили партнеров, подходящих не только для секса, но и для семейной жизни.
Лучшие отношения для семьи — дуальные или отношения полного дополнения. Человек наделен особым механизмом поиска дуала, и часть этого механизма — восприятие кожных потенциалов. Во всяком случае, как отметили специальные соционические исследования, сенсорные люди (примерно половина всех живущих) находят дуалов с помощью танцев. Хочется надеяться, что одиноко прыгающие в дискотечном полумраке молодые люди вновь соединятся в пары.
Исследования показали, что у животных все складывающиеся пары — дуальные. Лишенные человеческих предрассудков, наши меньшие братья полностью доверяются сенсорному поиску, и их брачные игры не подвержены моде. Мы же так исказили свою природу, что дуальные супружеские пары образуются все реже. Часто, наблюдая за пассажирами в метро, я вижу, что среди пожилых доля дополняющих пар значительно выше, чем среди молодежи. В их время еще танцевали фокстроты, вальсы, танго…
Дуалам легче живется, именно в дуальном поле люди ощущают максимальный комфорт, достигают оптимального энергетического обмена. Дуалы хорошо понимают друг друга, оказывают взаимную поддержку, любая совместная работа им в радость. Поэтому найти дуала — суть большинства соционических задач, а сама соционика становится постепенно одной из важнейших и необходимейших наук. Она нужна человечеству в целом и каждому человеку в отдельности.
Савелий Кашницкий