Многочисленные исследования по позволяют предположить, что на заре человечества большинство людей лучше владели левой рукой, чем правой, и лишь на поздних этапах эволюции правая рука опередила в развитии левую. Существует несколько теорий, объясняющих, почему человек стал больше пользоваться правой рукой.
Самая популярная из них, приписываемая одними Пай-Смизсу, другими Карлейлю, — «теория меча и щита». Согласно ей, древний воин держал щит в левой руке, чтобы защитить сердце, а меч — в правой, которая благодаря этому лучше развивалась. Другие ученые говорят о неравномерном распределении тяжести тела, о разнице в нагрузках на сердечно-сосудистую систему в левой и правой половинах туловища. Но большинство современных ученых связывают приоритет в развитии рук с особенностями мозга.
Около ста лет тому назад ученые установили, что полушария головного мозга несут неодинаковую нагрузку, выполняют разные функции. В левом полушарии находятся центры, управляющие способностью говорить и понимать речь, читать, писать, считать, запоминать. А правое полушарие позволяет воспринимать музыку, различать интонации, петь, узнавать голоса близких. Правому полушарию мы обязаны способностью запоминать зрительные образы, осознанно следить за изменчивой картиной происходящего. Воспоминания, дорогие сердцу, или неприятные переживания прошлых лет также воспроизводятся правым полушарием.
Обобщая, можно сказать, что левое полушарие отвечает за конкретное мышление, а правое — за чувственную сферу и абстрактное познание. Ученые, изучающие психологию творческого процесса, считают, что аналитическими способностями мы обязаны левому полушарию, а развитой интуицией и эмоциональностью — правому.
В соответствии с законами высшей нервной деятельности, правое полушарие руководит левой половиной тела, а левое полушарие — правой половиной. Следовательно, для леворуких людей ведущим является правое полушарие мозга. Но поскольку мозг функционирует как единое целое, в тесной взаимосвязи всех своих отделов, говорить можно не о механическом разделении его функций, а лишь о преобладании тех или иных тенденций.
И все-таки есть основания утверждать: люди, владеющие левой рукой лучше, чем правой, часто обладают иррациональным восприятием мира, тонкой интуицией, способностями к творчеству.
Психиатры Тамара Доброхотова и Наталия Браг исследуя удивительные психические проявления левшей, увидели в них много общего со сказочным миром, описанным Льюисом Кэрроллом, который и сам, кстати, был левшой. Такое впечатление, считают они, что левши смотрят на мир из Зазеркалья и наблюдают течение процессов во времени и пространстве в обратном, по сравнению с правшами, направлении. Вполне возможно, что вместе со свободным владением левой рукой они от рождения получают неожиданный взгляд на мир, особый ракурс видения. Например, на расшифровку дневников, оставленных Леонардо да Винчи, ученым пришлось потратить много лет: они были написаны зеркально — справа налево левой рукой. Эти дневники поражают оригинальностью суждений о пространстве и времени. Немало выдающихся людей были левшами: император Тиберий, Юлий Цезарь, Александр Македонский, Микеланджело, Наполеон, Жанна д'Арк, Чарли Чаплин, Пабло Пикассо.
Приоритетное владение левой рукой проявляется у ребенка не сразу. В каком возрасте это становится заметным? Обычно в 2-2,5 года. Окончательно предпочтение левой руки определяется к 5-6 годам. Иногда ребенок пользуется обеими руками одинаково.
Как определить, какая рука будет ведущей?
Детям младшего возраста можно предложить следующие простые тесты: попросить отвинтить крышку у бутылки, развязать узел веревки, поднять какой-нибудь предмет с пола. При этих действиях ребенок будет активнее пользоваться ведущей рукой.
Леворукость связана с наследственной системой функционирования головного мозга. И переучивать леворукого ребенка — значит серьезно менять его биологию, перекраивать стойкий стереотип психической деятельности.
Леворукость нельзя считать отклонением от нормы. Современные ученые утверждают, что каждый из нас в той или иной мере переживает борьбу двух этих тенденций, но у леворуких людей ее исход предрешен генетически.
С этой точки зрения любопытны данные дерматоглифических исследований. Дерматоглифика не имеет ничего общего с хиромантией. Эта наука изучает характер кожного рисунка внутренней поверхности ладоней и подошв человека. Поскольку кожа и нервная система по своему происхождению взаимосвязаны, особенности дерматоглифики можно использовать при изучении мозга.
Как же следует вести себя родителям, узнавшим, что их ребенок — левша? Некоторые психологи считают наиболее разумным развивать обе руки. Не запрещать детям активно пользоваться левой рукой, а неназойливо предлагать им совершать определенные действия также и правой рукой. Разумеется, ни в коем случае не следует говорить ребенку-левше, что он не такой, как все. Лучше подбадривать и хвалить малыша, когде он
Надо сказать, что при начальном развитии речи леворукие малыши имеют даже преимущества перед своими праворукими сверстниками, так как речь дошкольников больше связана с эмоциями и непосредственными впечатлениями — той сферой, которая лучше развита у левшей. Лишь позже, к 8-10-летнему возрасту, у большинства детей словесно-логический центр речи занимает свое законное место в левой височной доле мозга.
Врачи и логопеды знают о феномене «зеркального письма», которое часто наблюдается у детей-левшей. К примеру, вместо «машина» они пишут «анишам». Зеркальное письмо встречается у 80% леворуких детей. Обычно это проявляется до семи лет и иногда носит временный, преходящий характер. Кроме того, при письме леворукие дети допускают характерные ошибки — путают схожие по форме буквы: вместо «с» и «е» пишут «э» или «з». Дети-левши часто путают верхнюю и нижнюю части букв, например, прописную «т» и «ш», «п» и «и». Ни в коем случае нельзя ругать за это ребенка, обучение левши — дело тонкое, требующее великого терпения. Полезно прибегать к образному изображению трудных букв: рядом с «о» рисовать воздушный шар или обруч, а рядом с «п» — перекладину. При обучении левшей помогают всевозможные наглядные пособия, картинки, поскольку этим детям свойственна образность мышления и эмоциональность восприятия.
За партой леворукий ребенок должен сидеть обязательно слева, тогда ему не будет мешать рука соседа. Правой рукой левша придерживает тетрадь, а левая свободно располагается на столе, опираясь на нижнюю часть ладони и согнутый мизинец. Тетрадь надо наклонять вправо — правый нижний угол страницы должен быть направлен в середину груди. Ребенок-левша при письме чаще всего производит движения справа налево, и самый сложный момент в обучении — научить его писать левой рукой слева направо. Школьного учителя с самого первого дня необходимо предупредить о том, что ваш ребенок — левша, это поможет предотвратить трудности в обучении.
Не забывайте все время тренировать правую руку ребенка: пусть в игре он перекладывает ею мелкие игрушки, застегивает и расстегивает пуговицы.
Во всех языках мира, как установили лингвисты, слово «левый» часто употребляется с отрицательной окраской. Вспомним русские фразеологизмы: «встал с левой ноги», «левый заработок», «написано левой рукой». За что такая несправедливость? — вправе спросить те, кому выпало родиться левшой.
«Леворукие люди, — считает профессор Тамара Доброхотова, возглавляющая группу психологических исследований в Институте нейрохирургии имени Бурденко, — испытывают подчас непреодолимые трудности, приспосабливаясь к “правому миру“. Леворукость оказывается препятствием в учебе, овладении ремеслом. Попычки изменить себя. сделать своей основной рукой правую порой приводит к трагедиям. Известен, например, такой случай: переученный летчик-левша погиб, безуспешно пытаясь достать кольцо парашюта левой рукой».
Попробуйте надеть часы на правую руку и завести их — и вы почувствуете, как нелегко живется леворукому меньшинству. Считается, что левшей в мире примерно 10%. По мнению некоторых специалистов, эта цифра значительно занижена, поскольку невозможно учесть тех из них, кого переучили. В некоторых странах уже принимаются меры, чтобы облегчить жизнь людям, лучше владеющим левой рукой. В Бразилии, например, выпускают школьные принадлежности, фотоаппараты, предметы быта в зеркальном варианте — например, штопор с обратной резьбой. А в Японии левши окружены особым уважением, они издавна почитаются как искусные, талантливые люди. В русской литературе тоже есть пример такого отношения — знаменитый Левша, подковавший блоху.
Владислав Печкин