Получив мировую известность как метод исправления осанки, техника Апександера, тем не менее, выходит за пределы этой простой задачи. Она стала методом нетрадиционной медицины, приносящим облегчение в самых разных случаях — от болей в спине, артрита и дыхательных расстройств до стрессовых заболеваний. Более того, техника Апександера — это путь к гармоничному сосуществованию тела и духа
Автор этого метода Фредерик Матиас Александер родился на острове Тасмания в 1869 году. Став профессиональным чтецом, исполнителем стихов и юмористических произведений, он часто страдал от потери голоса. Зеркало подсказало причину неприятностей: он заметил, что, начиная декламировать, всякий раз держит головутак, что сжимается гортань. Хотя при этом он чувствовал себя вполне комфортно, Александер решил, что было бы неплохо исправить осанку, и упражнялся до тех пор, пока не научился декламировать, не совершая неестественных движений и не напрягаясь. С тех пор его голос уже никогда не пропадал во время декламации. Он стал учиться правильному дыханию и вскоре почувствовал себя намного лучше и увереннее.
Система, которую разработал Александер, целиком основана на тщательном наблюдении за самим собой и другими. Она приводит к отвыканию от вредных или просто бесполезных движений, совершаемых нами постоянно, и таким образом освобождает нас от странных, неестественных поз.
Александер считал, что наибольший вред организму наносится при переходе из положения сидя в положение стоя или из положения лежа в положение сидя, особенно если при этом отбрасывается назад голова.
После десяти лет преподавания в Австралии и Новой Зеландии, в 1904 году. Александер приехал в Лондон. Его идеи получили признание. С 1914 по 1918 и с 1940 по 1943 год он работал в Нью-Йорке. В 1932 году вышла книга Ф. М. лександера «Обращение с самим собой», и с тех пор его учение получило на Западе большое распространение. Он умер в 1955 году в возрасте 87 лет, оставив нескольких учеников, которые продолжили его работу. Сегодня школы, обучающие технике Александера, действуют во всем мире. Главная из них находится в Лондоне. Существует также Общество преподавателей техники Александера, имеющее учебные центры в Израиле, Цюрихе, Лондоне, Сан-Франциско, Чикаго и Гааге, но большинство преподавателей работают в Лондоне и его окрестностях.
В отличие от многих нетрадиционных способов лечения, техника Александера — не просто воздействие врача на пациента, это скорее процесс перевоспитания пациентом самого себя под руководством специалиста. Если вы сосредоточите свое внимание даже на самых обычных, повседневных движениях (например, когда вы встаете или открываете дверь), вы поймете, что они чрезвычайно сложны и предполагают точный баланс многих мускульных групп. Преподаватели техники Александера помогают пациенту выявить свою естественную осанку и пластику с помощью освобождения тела от заученных и вторично приобретенных навыков. Таким образом улучшается нервно-мускульная координация.
Сначала, когда исправляются старые «неправильные» движения и позы, новые кажутся странными, но скоро они начинают ощущаться как естественные. Для того чтобы овладеть техникой Александера, не нужно делать никаких особых упражнений, но для достижения полного успеха может потребоваться целый год.
Как и для любой другой действенной терапии, первой ступенью является установление диагноза.
Пациента просят лечь на твердую кушетку. Инструктор меняет положение его тела, а пациент должен лишь удерживаться от привычных, рефлективных движений. Постепенно он выучивает целый новый «словарь» телодвижений, в то время как инструктор перемещает различные части его тела, чтобы снять напряжение и скорректировать осанку. Пациент приобретает способность соотносить определенные группы слов с правильным положением тела, указанным инструктором. Именно этим он и продолжает потом заниматься сам, по 45 минут ежедневно в течение многих недель.
Все это время пациент учится не только удерживаться от неправильных движений, но и по-новому управлять своим телом. После такого «перевоспитания» многое из того, чему учили человека, становится его «второй натурой», хотя большинство прошедших обучение считают, что сознательный самоконтроль все равно необходим.
В технике Александера нет ничего замысловатого и необыкновенного. Для каждого из нас существует оптимальная осанка и пластика, которые более всего нам подходят,— вот, по сути дела, и все, что сказал Александер. Его метод просто помогает ученику найти свое оптимальное состояние и не напрягаться, совершая обычные движения. Многие из нас неправильно сидят за рабочим столом, сутулятся за рулем и засыпают в ужасных позах перед телевизором, Эти плохие привычки прочно укореняются и становятся причиной слабого здоровья.
При этом техника Александера не имеет ничего общего с различными методами самовнушения, релаксации, трансцендентальной медитации или другими способами воздействия на сознание. Метод Александера, по существу, учит пациента различать свои естественные рефлективные движения и позы, чтобы таким образом избавиться от тех заученных реакций, которые служат препятствием оптимальному функционированию организма.
Чтобы это стало понятней, давайте рассмотрим несколько примеров.
Голова любого четвероногого расположена впереди тела, и его шейные мышцы постоянно находятся в действии, удерживая голову и компенсируя силу тяжести. Движение головы вперед натягивает позвоночник, и вообще движение головы «ведет» тело за собой и обеспечивает различные виды его деятельности.
Когда мы начинаем двигаться, то сначала поворачиваем в нужном направлении голову, и это незначительное движение достигается благодаря микроскопическим изменениям длин мышечных волокон, составляющих шейные мускулы.
Если мы понаблюдаем за тем, как ребенок учится ходить, то увидим, что прежде всего он должен научиться держать голову, преодолев силу тяжести. Только после этого тело начинает слушаться хозяина. У младенцев и маленьких детей контроль над движениями головы и тела безупречен.
Становясь старше, человек все чаще подвергается действию отрицательных эмоций, попадает в стрессовые ситуации и часто принимает неестественные позы. Все это может привести к ненормальным сокращениям позвоночных и шейных мускулов и даже к некоторому укорачиванию шеи. При этом мы, как правило, совершенно не следим за тем, как ходим, стоим и сидим, и в течение многих лет функции нашего тела настолько нарушаются, что мы уже не можем совладать со своими покатыми плечами, круглыми спинами и свисающими руками. Такая осанка изменяет способность грудной клетки к расширению, затрудняя дыхание.
Во время экспериментальных медицинских исследований техники Александера испытуемых просили оценить усилия, требуемые для поддержания трех различных типов осанки. Первой была обычная расслабленная осанка (часто сутулая); вторая — обычная «прямая» осанка; третья — экспериментальная, то есть соответствующая принципам Александера. Все испытуемые пришли к заключению, что они тратили больше усилий для поддержания «прямой» осанки, чем «осанки Александера», и что «осанка Александера» требует меньшего напряжения, чем даже обычная сутулая осанка. Эти открытия были впоследствии подтверждены с помощью электромиографии — измерения реального электрического потенциала в шейных мышцах.
Испытуемые описывали движения, которым они научились с помощью техники Александера, как более «плавные, легкие и быстрые» сравнительно с их обычными движениями. Профессор Пирс Джоунс из Массачусетса решил подкрепить эти высказывания с помощью замедленных съемок. Ему удалось установить, что движения обученных технике Александера выполнялись ими быстрее. Он пришел к заключению, что мышечной силы затрачивается соответственно больше, так как принимаемая испытуемым конечная поза оставалась одной и той же, независимо от того, использовалась техника Александера или нет.
Исследования Пирса Джоунса и других ученых подтверждают следующие гипотезы относительно принципов Александера:
1. Основные рефлексы, связанные с осанкой, составляют одно целое с другими системами рефлексов (что не является новостью для занимающихся йогой).
2. В современных условиях эти рефлексы частично подавляются приобретенными, заученными реакциями, которые нарушают соотношение между головой, шеей и туловищем.
3. Как только это нарушение привлекает к себе внимание человека, егоможно научить противодействовать этому и тем самым улучшить общие функции организма.
Но, возможно, лучшее экспериментальное исследование было проведено англичанином доктором Уилфредом Бэрлоу. Он был преданным учеником Александера, а позднее — и его приемным сыном.
Доктор Бэрлоу, врач одной из лондонских больниц, мог ежедневно наблюдать, как лечат больных всеми традиционными средствами, какие только может предложить современная медицина. Тем не менее он считает, что техника Александера во многих случаях гораздо эффективнее. С ее помощью он достигает прекрасных результатов при лечении мигрени, болей в спине, депрессии и неврозов всех видов.
В числе его исследований антропометрический обмер 50 студентов Королевского музыкального колледжа в Лондоне. В течение шести месяцев они проходили обучение технике Александера, после чего состоялся новый обмер. Каждый из девяти студентов стал выше (примерно на 3—4 см), и их состояние значительно улучшилось. В другом исследовании он проверял эффективность техники Александера на студентах Центральной школы ораторского и драматического искусства в Лондоне. Преподаватели этой школы сделали все, что могли, стараясь помочь своим студентам улучшить осанку, дыхание и т. д., используя обычные методы. Однако через год студенты почувствовали себя еще хуже. Впоследствии всем им помогла техника Александера.
Поскольку целью метода Александера вляется восстановление естественной осанки, более всего он ценен для актеров, музыкантов и танцоров, которые получают от занятий огромную пользу. Однако, поскольку эта техника способствует укреплению здоровья, она постепенно приобретает популярность и как вид терапии.
Техника Александера помогает людям со специфическими нарушениями, связанными с осанкой, затрудненным дыханием и ефектами речи. Сам Александер никогда не считал, что его метод может войти в арсенал средств традиционной медицины. Он считал его методом самолечения.
Часто спрашивают, имеет ли техника Александера
Алексей Спенов