Опубликовано в разделе Здоровье, 30.03.2011, 10322 просмотра

Способ исправления осанки

Получив мировую известность как метод исправления осанки, техника Апександера, тем не менее, выходит за пределы этой простой задачи. Она стала методом нетрадиционной медицины, приносящим облегчение в самых разных случаях — от болей в спине, артрита и дыхательных расстройств до стрессовых заболеваний. Более того, техника Апександера — это путь к гармоничному сосуществованию тела и духа

Автор этого метода Фредерик Матиас Александер родился на острове Тасмания в 1869 году. Став профессиональным чтецом, исполнителем стихов и юмористических про­изведений, он часто страдал от потери голоса. Зеркало подсказало причину непри­ятностей: он заметил, что, начиная декла­мировать, всякий раз держит головутак, что сжимается гортань. Хотя при этом он чув­ствовал себя вполне комфортно, Алексан­дер решил, что было бы неплохо исправить осанку, и упражнялся до тех пор, пока не научился декламировать, не совершая не­естественных движений и не напрягаясь. С тех пор его голос уже никогда не пропадал во время декламации. Он стал учиться пра­вильному дыханию и вскоре почувствовал себя намного лучше и увереннее.

Система, которую разработал Алексан­дер, целиком основана на тщательном на­блюдении за самим собой и другими. Она приводит к отвыканию от вредных или про­сто бесполезных движений, совершаемых нами постоянно, и таким образом освобож­дает нас от странных, неестественных поз.

Александер считал, что наибольший вред организму наносится при переходе из по­ложения сидя в положение стоя или из положения лежа в положение сидя, особен­но если при этом отбрасывается назад голова.

После десяти лет преподавания в Австра­лии и Новой Зеландии, в 1904 году. Алексан­дер приехал в Лондон. Его идеи получили признание. С 1914 по 1918 и с 1940 по 1943 год он работал в Нью-Йорке. В 1932 году вышла книга Ф. М. лександера «Обраще­ние с самим собой», и с тех пор его учение получило на Западе большое распростра­нение. Он умер в 1955 году в возрасте 87 лет, оставив нескольких учеников, которые продолжили его работу. Сегодня школы, обучающие технике Александера, действу­ют во всем мире. Главная из них находится в Лондоне. Существует также Общество преподавателей техники Александера, име­ющее учебные центры в Израиле, Цюрихе, Лондоне, Сан-Франциско, Чикаго и Гааге, но большинство преподавателей работают в Лондоне и его окрестностях.

В отличие от многих нетрадиционных способов лечения, техника Александера — не просто воздействие врача на пациента, это скорее процесс перевоспитания паци­ентом самого себя под руководством спе­циалиста. Если вы сосредоточите свое вни­мание даже на самых обычных, повседнев­ных движениях (например, когда вы встаете или открываете дверь), вы поймете, что они чрезвычайно сложны и предполагают точ­ный баланс многих мускульных групп. Преподаватели техники Александера помогают пациенту выявить свою естественную осан­ку и пластику с помощью освобождения тела от заученных и вторично приобретен­ных навыков. Таким образом улучшается нервно-мускульная координация.

Сначала, когда исправляются старые «неправильные» движения и позы, новые ка­жутся странными, но скоро они начинают ощущаться как естественные. Для того что­бы овладеть техникой Александера, не нуж­но делать никаких особых упражнений, но для достижения полного успеха может пот­ребоваться целый год.

Как и для любой другой действенной терапии, первой ступенью является уста­новление диагноза.

Пациента просят лечь на твердую кушетку. Инструктор меняет положение его тела, а пациент должен лишь удерживаться от привычных, рефлективных движений. Пос­тепенно он выучивает целый новый «сло­варь» телодвижений, в то время как ин­структор перемещает различные части его тела, чтобы снять напряжение и скорректи­ровать осанку. Пациент приобретает спо­собность соотносить определенные группы слов с правильным положением тела, ука­занным инструктором. Именно этим он и продолжает потом заниматься сам, по 45 минут ежедневно в течение многих недель.

Все это время пациент учится не только удерживаться от неправильных движений, но и по-новому управлять своим телом. После такого «перевоспитания» многое из того, чему учили человека, становится его «второй натурой», хотя большинство про­шедших обучение считают, что сознатель­ный самоконтроль все равно необходим.

В технике Александера нет ничего замыс­ловатого и необыкновенного. Для каждого из нас существует оптимальная осанка и пластика, которые более всего нам подхо­дят,— вот, по сути дела, и все, что сказал Александер. Его метод просто помогает ученику найти свое оптимальное состояние и не напрягаться, совершая обычные движения. Многие из нас неправильно сидят за рабочим столом, сутулятся за рулем и засыпают в ужасных позах перед телевизором,   Эти плохие привычки прочно укореняются и становятся причиной слабого здоровья.

При этом техника Александера не имеет ничего общего с различными методами самовнушения, релаксации, трансцендентальной  медитации  или другими  способами воздействия на сознание. Метод Александера, по существу, учит пациента различать свои естественные рефлективные движе­ния и позы, чтобы таким образом избавить­ся от тех заученных реакций, которые слу­жат препятствием оптимальному функцио­нированию организма.

Чтобы это стало понятней, давайте рас­смотрим несколько примеров.

Голова любого четвероногого располо­жена впереди тела, и его шейные мышцы постоянно находятся в действии, удержи­вая голову и компенсируя силу тяжести. Движение головы вперед натягивает позво­ночник, и вообще движение головы «ведет» тело за собой и обеспечивает различные виды его деятельности.

Когда мы начинаем двигаться, то сначала поворачиваем в нужном направлении голо­ву, и это незначительное движение достигается благодаря микроскопическим измене­ниям длин мышечных волокон, составляю­щих шейные мускулы.

Если мы понаблюдаем за тем, как ребе­нок учится ходить, то увидим, что прежде всего он должен научиться держать голову, преодолев силу тяжести. Только после этого тело начинает слушаться хозяина. У мла­денцев и маленьких детей контроль над движениями головы и тела безупречен.

Становясь старше, человек все чаще под­вергается действию отрицательных эмо­ций, попадает в стрессовые ситуации и часто принимает неестественные позы. Все это может привести к ненормальным сокра­щениям позвоночных и шейных мускулов и даже к некоторому укорачиванию шеи. При этом мы, как правило, совершенно не сле­дим за тем, как ходим, стоим и сидим, и в течение многих лет функции нашего тела настолько нарушаются, что мы уже не мо­жем совладать со своими покатыми плеча­ми, круглыми спинами и свисающими рука­ми. Такая осанка изменяет способность грудной клетки к расширению, затрудняя дыхание.

Во время экспериментальных медицинс­ких исследований техники Александера ис­пытуемых просили оценить усилия, требуе­мые для поддержания трех различных типов осанки. Первой была обычная расслаблен­ная осанка (часто сутулая); вторая — обыч­ная «прямая» осанка; третья — экспери­ментальная, то есть соответствующая при­нципам Александера. Все испытуемые пришли к заключению, что они тратили больше усилий для поддержа­ния «прямой» осанки, чем «осанки Алексан­дера», и что «осанка Александера» требует меньшего напряжения, чем даже обычная сутулая осанка. Эти открытия были впос­ледствии подтверждены с помощью элек­тромиографии — измерения реального электрического потенциала в шейных мыш­цах.

Испытуемые описывали движения, кото­рым они научились с помощью техники Александера, как более «плавные, легкие и быстрые» сравнительно с их обычными движениями. Профессор Пирс Джоунс из Массачусетса решил подкрепить эти высказы­вания с помощью замедленных съемок. Ему удалось установить, что движения обучен­ных технике Александера выполнялись ими быстрее. Он пришел к заключению, что мышечной силы затрачивается соответ­ственно больше, так как принимаемая ис­пытуемым конечная поза оставалась одной и той же, независимо от того, использова­лась техника Александера или нет.

Исследования Пирса Джоунса и других ученых подтверждают следующие гипотезы относительно принципов Александера:

1.   Основные рефлексы, связанные с осан­кой, составляют одно целое с другими сис­темами рефлексов (что не является но­востью для занимающихся йогой).

2.   В современных условиях эти рефлексы частично подавляются приобретенными, заученными реакциями, которые нарушают соотношение между головой, шеей и туло­вищем.

3. Как только это нарушение привлекает к себе внимание человека, егоможно научить противодействовать этому и тем самым улучшить общие функции организма.

Но, возможно, лучшее эксперименталь­ное исследование было проведено англича­нином доктором Уилфредом Бэрлоу. Он был преданным учеником Александера, а позд­нее — и его приемным сыном.

Доктор Бэрлоу, врач одной из лондонских больниц, мог ежедневно наблюдать, как лечат больных всеми традиционными сред­ствами, какие только может предложить современная медицина. Тем не менее он считает, что техника Александера во многих случаях гораздо эффективнее. С ее по­мощью он достигает прекрасных результа­тов при лечении мигрени, болей в спине, депрессии и неврозов всех видов.

В числе его исследований антропометри­ческий обмер 50 студентов Королевского музыкального колледжа в Лондоне. В тече­ние шести месяцев они проходили обуче­ние технике Александера, после чего состо­ялся новый обмер. Каждый из девяти сту­дентов стал выше (примерно на 3—4 см), и их состояние значительно улучшилось. В другом исследовании он проверял эффективность техники Александера на студентах Центральной школы ораторского и драма­тического искусства в Лондоне. Преподава­тели этой школы сделали все, что могли, стараясь помочь своим студентам улучшить осанку, дыхание и т. д., используя обычные методы. Однако через год студенты почув­ствовали себя еще хуже. Впоследствии всем им помогла техника Александера.

Поскольку целью метода Александера вляется восстановление естественной осан­ки, более всего он ценен для актеров, музыкантов и танцоров, которые получают от занятий огромную пользу. Однако, пос­кольку эта техника способствует укрепле­нию здоровья, она постепенно приобретает популярность и как вид терапии.

Техника Александера помогает людям со специфическими нарушениями, связанны­ми с осанкой, затрудненным дыханием и ефектами речи. Сам Александер никогда не считал, что его метод может войти в арсенал средств традиционной медици­ны. Он считал его методом самолечения.

Часто спрашивают, имеет ли техника Алек­сандера что-нибудь  общее с медитацией, йогой или другими подобными системами. Можно ответить, что это в большой степени зависит от человека. Некоторые сочетают йогу или дзен-буддизм с техникой Алексан­дера, но сама по себе техника не является духовным учением. Один из ведущих миро­вых специалистов довольно удачно назвал ее «превосходной физиотерапией с допол­нительным эффектом». Однако при умелом использовании она может принести гораз­до больше пользы, чем самая лучшая физи­отерапия.

Алексей Спенов