Опубликовано в разделе Здоровье, 21.08.2011, 2779 просмотров

Массаж по нотам или как улучшить здоровье с помощью обертонного пения

Мы даже не подозреваем, как много на свете способов улучшить свое здоровье! Сегодня часто говорят и пишут о пользе арттерапии, а вот о таком древнем виде искусства, как обертонное пение, до сих пор знают лишь немногие. Но оказывается, такое пение оказывает целительное дей­ствие на весь наш организм, и его можно сравнить с насто­ящим массажем. А научиться этому может каждый, даже если все говорят, что вам медведь на ухо наступил. О том, что же такое обертонное пение и как с его помощью улуч­шить здоровье, рассказывают ведущие санкт-петербург­ского клуба «Обертон» Галина Юрьевна Парфенова и Ольга Михайловна Анисимова.

— Расскажите, пожалуйста, что такое обертонное пение и откуда оно взялось.

— Когда звучит струна или, напри­мер, человеческий голос, то каждый тон сопровождается звуковыми коле­баниями (гармониками) более высо­ких частот — обертонами. Очень час­то люди их не слышат, хотя обертоны придают звуку определенную окрас­ку. Любое пение — обертонное, но мы называем обертонным пением такое, когда один человек поет два или бо­лее звуков одновременно.

Из многих древних религиозных традиций, в которых использовалось обертонное пение, до нас дошли толь­ко три: монгольско-тувинская, тибет­ская и григорианские хоралы. В мон­гольско-тувинском типе пения обер­тон более громкий, чем основной звук. Для этого требуются особые го­лосовые связки, которых у нас просто нет. Тибетское пение, которое мы зна­ем, представляет собой нечто, похо­жее на рев какого-то дикого животно­го; его низкий тон продирает «до са­мых печенок». Поют в основном муж­чины. Ощущение такое, будто тело и сознание начинают выстраиваться, вытягиваться от земли до неба.

И, наконец, новоевропейский стиль, которым пользуемся мы, осно­ванный на григорианских католичес­ких хоралах. Обертоны образуются в нем с помощью определенных поло­жений губ, языка, рта. Эту технику мы восприняли от английского музыкан­та Роберта Нортона, который впервые привез ее в Россию.

— Какие же цели преследовало обертонное пение и зачем оно нужно сегодня?

— Далеко не все древние мотивы дошли до нас. Но по мере постижения техники обертонного пения ее смыслы приоткрываются, и мы уже стали на себе чувствовать ее воздействие. Честно говоря, даже не ожидали таких эффектов (не музыкальных!), которые обертонное звучание и обертонное слышание может дать. А ведь многие люди вначале просто не слышат обертоны. Но в процессе занятий обертонным пением мы по­ степенно, ступенька за ступенькой, начинаем слышать лестницу обертонов. У мужчин, благодаря более низкому голосу, в этом смысле возможностей больше.

Когда мы собираемся и вместе поем, когда начинает получаться, у людей где-то на третьем или четвер­том занятии буквально уши открыва­ются.

Звуки эти завораживают, потряса­ют. Они заставляют с большим инте­ресом, вниманием и удивлением заг­лянуть в себя, в другого человека. Даже когда вы просто поете оберто­ны с кем-то в унисон, возникает ни с чем не сравнимое, неописуемое со­стояние. Ведь эти гармоники выстро­ены по мировому закону. И вот они не только начинают физически выстраи­вать ваш организм, но и глубоко вли­яют на душу. И люди приходят за этим, может быть даже не осознавая. Им кажется, что они к себе домой воз­вращаются из чужого, искаженного мира повседневности.

— Расскажите, пожалуйста, что люди при этом чувствуют.

— Мы устраиваем концерты-тонинги с обертонным звучанием. Пос­ле специальной небольшой разминки-настройки слушатели принимают удобную позу, сидя или лежа, в цен­тре зала. Мы поем интервалы и обертоны, а также полифонические импровизации, создавая единое звуковое пространство, перемеща­ясь по кругу. Мы убеждены, что рас­слабленное состояние позволяет не только услышать, но и прочувство­вать удивительные особенности обертонного пения, ощутить изнут­ри, как рождается Единое, вибриру­ющее, пронизывающее насквозь Пространство. Можно реально пере­жить, что каждый звук, отражаясь в вас, распахивается целой Вселен­ной… Иногда такие занятия вызыва­ет ощущение соединения левой и правой сторон самих себя, левого и правого полушарий. Иногда всплы­вают какие-то давние воспомина­ния, освобождая подсознание. Мно­гие видят яркие картины или просто цвета.

— А как обертонное пение влия­ет на здоровье?

— Улучшение здоровья — один из побочных эффектов. Обертоны, как многие замечают, буквально звучат в мозгу. Эти высокие частоты резони­руют с различными структурами организма, в частности, с костями, где находится костный мозг, отвеча­ющий за иммунную систему. Благо­даря этому стимулируется иммуни­тет. Сами мы практически перестали простужаться. Один человек поет ос­новной тон, являя лесенку гармоник. А когда поют вдвоем — появляется дополнительный звук: сумма гармо­ник. Когда поет хор, то просто купа­ешься в этих гармониках, как будто слышишь ангельские голоса. Происходят внутренние изменения психи­ки. Люди сбрасывают зажатость, рас­слабляются, Все тело слушателя от­кликается на звуки.

— К вам, наверное, и больные люди попадают на занятия?

— Был случай, когда после наших занятий девочка с диагнозом функ­циональная глухота (осложнение пос­ле отита) вдруг стала слышать. Но мы не ставим своей задачей исцеление. Дело в том, что, настраиваясь на гар­моническую систему обертонов, организм человека сам себя начина­ет гармонизировать. Ваше внутрен­нее пространство становится неиз­меримо большим. Когда люди начи­нают петь, они ощущают сначала только область горла, в лучшем слу­чае, головы. Постепенно и ноги под­ключаются, и руки, и все тело. А за­тем это вибрирующее пространство, обогащаясь гармониками, начинает восприниматься как цветовое, свето­вое, налаживаются какие-то новые связи с внешним миром, появляется чувство причастности к вселенским законам.

— Есть ли какое-нибудь подгото­вительное упражнение к обертонному пению, которое человек мо­жет делать у себя дома?

— Пожалуйста. Вы начинаете тя­нуть согласный звук м-м-м, ощущая, как звук вибрирует на губах. Тянете и тянете, направляя звук в себя и слушая, как он звучит внутри. Посте­пенно вы начинаете менять форму рта, увеличивая его объем, двигая языком. Звук беспрерывно меняет окраску. Дальше вы открываете на короткое время рот на гласный «о», и опять смыкаете на «м». Получает­ся: м-м-о-м-м. Повторяете несколь­ко раз. Потом открываете рот на сле­дующий гласный и соединяете: м-м-о-м-м-а-м-м-о-м-м-а-м-м, много раз чередуя гласные. Темп может быть довольно быстрым. Основной звук должен быть максимально низ­ким из тех, которые вы можете тя­нуть устойчиво. Потом вы добавляе­те следующие гласные — «у», «э», «и» (последовательность не так важна), и если вы расслаблены и тихи, то мо­жете уже услышать лестницу оберто­нов. Но помните, что звук обязатель- но должен быть все время на одной высоте.

— Дайте, пожалуйста, какой-то совет из вашего опыта, которым могли бы люди воспользоваться в обычной жизни.

— Есть замечательное универ­сальное упражнение — «внутренний звук», которое можно делать всюду. Оно дает возможность ощущения зву­кового резонанса. Оно очень простое, и попробовать его могут даже те, кто никогда не пел.

Мы закрываем глаза, рот и начи­наем «гудеть» — отправляем свой звук внутрь себя. Мы этот звук нику­да специально не направляем, про­сто слушаем и чувствуем, куда он пойдет. «Гудеть» надо довольно дол­го — три-пять минут, на одном и том же низком тоне. После этого поси­деть еще немножко с закрытыми гла­зами и послушать, как звук заверша­ется, как волна уходит. А потом по­пробовать самому себе рассказать, какое было ощущение, менялся ли звук, распространялся ли он в теле или был где-то локально сосредото­чен. В следующий раз, особенно после разминки или распевки, ре­зультат может быть другим: звук нач­нет распространяться по гораздо большей области. Можно «прозву­чать себя до пяток», целиком. Посте­пенно мы начинаем, как музыкальный инструмент, вибрировать в ответ на любое звучание — и не только ушами, но всем телом.

— Что дает нам такая вибрация?

— Звук — это великолепный внут­ренний массаж,очень тонкий и при­ятный, меру которого мы задаем сами. Звук может быть негромким, но надо, чтобы человек сидел с ров­ной спиной, расслабленно, не скре­щивая ноги и руки. Можно это делать и лежа.

— К тому же, обращаясь к ощущениям от внутреннего звука, мы отвлекаемся от всего, что нас беспокоило, от прошлого и будущего, и обращаемся к настоящему. Вот оно, реальное, конкретное ощущение! Мы успокаиваемся, что очень важно. Если это упражнение делать регулярно утром и вечером хотя бы минут по пять, это благотворно скажется и на психическом состоянии, и на здоровье.

— Ну, а еще что-нибудь полезное?

— Еще скороговорки — это «русские мантры». Обычно к ним относятся несерьезно, думают, что это для детей, чтобы они четко и понятно произноси­ли слова. Но для обертонов скорого­ворки играют большую роль. Человек осознает, как он управляет губами, язы­ком, с какой скоростью они складыва­ются, насколько четко и плавно могут переходить из одной позиции в другую.

Просто говорите скороговорки — быстро и с удовольствием. Это трени­ровка и массаж лицевых и челюстных мышц: ведь надо, чтобы нижняя че­люсть ходила и не зажималась и губы легко двигались. Наконец, когда мно­го-много раз повторяешь скороговор­ку, это просто весело. Тоже забыва­ешь обо всем…

— Пожалуйста,  какие-нибудь примеры скороговорок.

«Пара барабанов, пара бараба­нов, пара барабанов били бурю, пара барабанов, пара барабанов, пара ба­рабанов били бой». И так несколько раз, меняя интонации и высоту звука. Или посложнее: «Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла». Попробуйте быстро повторить раз пять. Это богатейший материал, к тому же улучша­ющий память.

— И последний вопрос насчет обертонного пения. Что делать людям, у которых нет слуха?

«Нет слуха» означает лишь то, что человек не может отличить два звука по высоте. Это связано только с коор­динацией и с тем милым воспитанием, которое мы получили в детстве. Ребенку говорили: «Тебе медведь на ухо наступил, замолчи». И он замолчал. Если такого ребенка поместить в звуковую среду, через какое-то время он начнет петь. Просто от слушания. Если есть желание, никаких пределов нет. Только заниматься надо последо­вательно, постоянно и постепенно. И еще: постарайтесь не относиться эмоционально к тому, что у вас что-то не получается. Разрешите себе все равно звучать и получать удовольствие от процесса.

Как сказал Роберт Нортон: «Играй­те звуками, играйте как дети. И тогда обертоны придут к вам».

Беседовал Александр Вольт