Мы даже не подозреваем, как много на свете способов улучшить свое здоровье! Сегодня часто говорят и пишут о пользе арттерапии, а вот о таком древнем виде искусства, как обертонное пение, до сих пор знают лишь немногие. Но оказывается, такое пение оказывает целительное действие на весь наш организм, и его можно сравнить с настоящим массажем. А научиться этому может каждый, даже если все говорят, что вам медведь на ухо наступил. О том, что же такое обертонное пение и как с его помощью улучшить здоровье, рассказывают ведущие санкт-петербургского клуба «Обертон» Галина Юрьевна Парфенова и Ольга Михайловна Анисимова.
— Расскажите, пожалуйста, что такое обертонное пение и откуда оно взялось.
— Когда звучит струна или, например, человеческий голос, то каждый тон сопровождается звуковыми колебаниями (гармониками) более высоких частот — обертонами. Очень часто люди их не слышат, хотя обертоны придают звуку определенную окраску. Любое пение — обертонное, но мы называем обертонным пением такое, когда один человек поет два или более звуков одновременно.
Из многих древних религиозных традиций, в которых использовалось обертонное пение, до нас дошли только три: монгольско-тувинская, тибетская и григорианские хоралы. В монгольско-тувинском типе пения обертон более громкий, чем основной звук. Для этого требуются особые голосовые связки, которых у нас просто нет. Тибетское пение, которое мы знаем, представляет собой нечто, похожее на рев какого-то дикого животного; его низкий тон продирает «до самых печенок». Поют в основном мужчины. Ощущение такое, будто тело и сознание начинают выстраиваться, вытягиваться от земли до неба.
И, наконец, новоевропейский стиль, которым пользуемся мы, основанный на григорианских католических хоралах. Обертоны образуются в нем с помощью определенных положений губ, языка, рта. Эту технику мы восприняли от английского музыканта Роберта Нортона, который впервые привез ее в Россию.
— Какие же цели преследовало обертонное пение и зачем оно нужно сегодня?
— Далеко не все древние мотивы дошли до нас. Но по мере постижения техники обертонного пения ее смыслы приоткрываются, и мы уже стали на себе чувствовать ее воздействие. Честно говоря, даже не ожидали таких эффектов (не музыкальных!), которые обертонное звучание и обертонное слышание может дать. А ведь многие люди вначале просто не слышат обертоны. Но в процессе занятий обертонным пением мы по степенно, ступенька за ступенькой, начинаем слышать лестницу обертонов. У мужчин, благодаря более низкому голосу, в этом смысле возможностей больше.
Когда мы собираемся и вместе поем, когда начинает получаться, у людей
Звуки эти завораживают, потрясают. Они заставляют с большим интересом, вниманием и удивлением заглянуть в себя, в другого человека. Даже когда вы просто поете обертоны с
— Расскажите, пожалуйста, что люди при этом чувствуют.
— Мы устраиваем концерты-тонинги с обертонным звучанием. После специальной небольшой разминки-настройки слушатели принимают удобную позу, сидя или лежа, в центре зала. Мы поем интервалы и обертоны, а также полифонические импровизации, создавая единое звуковое пространство, перемещаясь по кругу. Мы убеждены, что расслабленное состояние позволяет не только услышать, но и прочувствовать удивительные особенности обертонного пения, ощутить изнутри, как рождается Единое, вибрирующее, пронизывающее насквозь Пространство. Можно реально пережить, что каждый звук, отражаясь в вас, распахивается целой Вселенной… Иногда такие занятия вызывает ощущение соединения левой и правой сторон самих себя, левого и правого полушарий. Иногда всплывают какие-то давние воспоминания, освобождая подсознание. Многие видят яркие картины или просто цвета.
— А как обертонное пение влияет на здоровье?
— Улучшение здоровья — один из побочных эффектов. Обертоны, как многие замечают, буквально звучат в мозгу. Эти высокие частоты резонируют с различными структурами организма, в частности, с костями, где находится костный мозг, отвечающий за иммунную систему. Благодаря этому стимулируется иммунитет. Сами мы практически перестали простужаться. Один человек поет основной тон, являя лесенку гармоник. А когда поют вдвоем — появляется дополнительный звук: сумма гармоник. Когда поет хор, то просто купаешься в этих гармониках, как будто слышишь ангельские голоса. Происходят внутренние изменения психики. Люди сбрасывают зажатость, расслабляются, Все тело слушателя откликается на звуки.
— К вам, наверное, и больные люди попадают на занятия?
— Был случай, когда после наших занятий девочка с диагнозом функциональная глухота (осложнение после отита) вдруг стала слышать. Но мы не ставим своей задачей исцеление. Дело в том, что, настраиваясь на гармоническую систему обертонов, организм человека сам себя начинает гармонизировать. Ваше внутреннее пространство становится неизмеримо большим. Когда люди начинают петь, они ощущают сначала только область горла, в лучшем случае, головы. Постепенно и ноги подключаются, и руки, и все тело. А затем это вибрирующее пространство, обогащаясь гармониками, начинает восприниматься как цветовое, световое, налаживаются какие-то новые связи с внешним миром, появляется чувство причастности к вселенским законам.
— Есть ли какое-нибудь подготовительное упражнение к обертонному пению, которое человек может делать у себя дома?
— Пожалуйста. Вы начинаете тянуть согласный звук м-м-м, ощущая, как звук вибрирует на губах. Тянете и тянете, направляя звук в себя и слушая, как он звучит внутри. Постепенно вы начинаете менять форму рта, увеличивая его объем, двигая языком. Звук беспрерывно меняет окраску. Дальше вы открываете на короткое время рот на гласный «о», и опять смыкаете на «м». Получается: м-м-о-м-м. Повторяете несколько раз. Потом открываете рот на следующий гласный и соединяете: м-м-о-м-м-а-м-м-о-м-м-а-м-м, много раз чередуя гласные. Темп может быть довольно быстрым. Основной звук должен быть максимально низким из тех, которые вы можете тянуть устойчиво. Потом вы добавляете следующие гласные — «у», «э», «и» (последовательность не так важна), и если вы расслаблены и тихи, то можете уже услышать лестницу обертонов. Но помните, что звук обязатель- но должен быть все время на одной высоте.
— Дайте, пожалуйста, какой-то совет из вашего опыта, которым могли бы люди воспользоваться в обычной жизни.
— Есть замечательное универсальное упражнение — «внутренний звук», которое можно делать всюду. Оно дает возможность ощущения звукового резонанса. Оно очень простое, и попробовать его могут даже те, кто никогда не пел.
Мы закрываем глаза, рот и начинаем «гудеть» — отправляем свой звук внутрь себя. Мы этот звук никуда специально не направляем, просто слушаем и чувствуем, куда он пойдет. «Гудеть» надо довольно долго — три-пять минут, на одном и том же низком тоне. После этого посидеть еще немножко с закрытыми глазами и послушать, как звук завершается, как волна уходит. А потом попробовать самому себе рассказать, какое было ощущение, менялся ли звук, распространялся ли он в теле или был
— Что дает нам такая вибрация?
— Звук — это великолепный внутренний массаж,очень тонкий и приятный, меру которого мы задаем сами. Звук может быть негромким, но надо, чтобы человек сидел с ровной спиной, расслабленно, не скрещивая ноги и руки. Можно это делать и лежа.
— К тому же, обращаясь к ощущениям от внутреннего звука, мы отвлекаемся от всего, что нас беспокоило, от прошлого и будущего, и обращаемся к настоящему. Вот оно, реальное, конкретное ощущение! Мы успокаиваемся, что очень важно. Если это упражнение делать регулярно утром и вечером хотя бы минут по пять, это благотворно скажется и на психическом состоянии, и на здоровье.
— Ну, а еще
— Еще скороговорки — это «русские мантры». Обычно к ним относятся несерьезно, думают, что это для детей, чтобы они четко и понятно произносили слова. Но для обертонов скороговорки играют большую роль. Человек осознает, как он управляет губами, языком, с какой скоростью они складываются, насколько четко и плавно могут переходить из одной позиции в другую.
Просто говорите скороговорки — быстро и с удовольствием. Это тренировка и массаж лицевых и челюстных мышц: ведь надо, чтобы нижняя челюсть ходила и не зажималась и губы легко двигались. Наконец, когда много-много раз повторяешь скороговорку, это просто весело. Тоже забываешь обо всем…
— Пожалуйста, какие-нибудь примеры скороговорок.
— «Пара барабанов, пара барабанов, пара барабанов били бурю, пара барабанов, пара барабанов, пара барабанов били бой». И так несколько раз, меняя интонации и высоту звука. Или посложнее: «Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла». Попробуйте быстро повторить раз пять. Это богатейший материал, к тому же улучшающий память.
— И последний вопрос насчет обертонного пения. Что делать людям, у которых нет слуха?
— «Нет слуха» означает лишь то, что человек не может отличить два звука по высоте. Это связано только с координацией и с тем милым воспитанием, которое мы получили в детстве. Ребенку говорили: «Тебе медведь на ухо наступил, замолчи». И он замолчал. Если такого ребенка поместить в звуковую среду, через какое-то время он начнет петь. Просто от слушания. Если есть желание, никаких пределов нет. Только заниматься надо последовательно, постоянно и постепенно. И еще: постарайтесь не относиться эмоционально к тому, что у вас
Как сказал Роберт Нортон: «Играйте звуками, играйте как дети. И тогда обертоны придут к вам».
Беседовал Александр Вольт