В ближайшее время наш ждет олимпиада в Сочи. Но давайте попробуем проанализировать игры прошлых лет, итоги и выводы прошедших олимпиад. Среди событий, пережитых человечеством в 20 веке, олимпийские игры в числе самых значительных. Казалось бы, игры — это атрибут детства, понятие не из разряда самых насущных. И тем не менее философы уверенно ставят игру в число потребностей витальных, жизненно необходимых. Римляне требовали: «Хлеба и зрелищ!» И были по-своему правы.
Выдающийся философ Иохан Хейзинга, автор мудрой книги «Homo ludens» ( «Человек играющий») утверждал, что игра старше культуры, что она является биологической потребностью человека, такой же, как работа, добывание хлеба насущного. Нашей физиологии, вероятно, в равной мере нужны и напряженная работа и некая антиработа, разрядка от обязательного напряжения. В самом широком смысле такой антиработой и является игра.
До Кубертена
Древнегреческая цивилизация первой придала естественной потребности в игре упорядоченный характер. Как полагается, до нас это дошло в виде мифа. Геракл победил царя Элиды Авгия (того самого, который не уплатил ему за очистку конюшен) и в честь победы устроил состязания в беге между своими братьями. Победителя он наградил оливковой ветвью из священной рощи, расположенной в Олимпии. Геракл сам выбрал дорожку для бега, определив ее длину в 600 ступней. Это расстояние стали называть стадией (отсюда — стадион). Позднее эту дистанцию измерили, оказалось, что она равна 192,27 м. Геракл решил такие состязания проводить регулярно, раз в четыре года, и назвал их олимпийскими играми.
А еще раньше, когда Геракл совершил свой первый подвиг — одержал победу над львом, опустошавшим окрестности города Немей, он посвятил этому событию Немейские игры, которые проводились раз в три года. Известны и другие игры — Пифийские и Истмийские. Конечно, все эти игры посвящались богам.
Прошло время, о древнегреческих играх доисторической эпохи подзабыли. Но вот в IX веке до н.э., в период правления царя Ифита (а это уже время, о котором сохранились достоверные записи), случилась на Пелопоннесе тяжелая эпидемия чумы. Царь обратился к Дельфийскому оракулу за советом. Ответ, как всегда в таких случаях, был весьма туманным. Истолковали его в том смысле, что надо обратиться с просьбой о милости к олимпийским богам и в их честь возобновить игры в Олимпии. Эту идею поддержали все греческие племена, которые имели обыкновение постоянно конфликтовать друг с другом, причем чаще всего конфликты носили вооруженный характер. Все от этого, конечно, устали, и перемирие на время игр, традиция которого восходила еще к мифам о подвигах Геракла, было как нельзя кстати.
Мир каждый раз сохранялся не менее трех месяцев, чтобы участники и зрители могли беспрепятственно добраться до Олимпии (не путайте эту область с горой Олимп, прибежищем богов, расположенной на севере Греции), побыть там сколько надо и спокойно вернуться домой. А дорога была неблизкой. В играх участвовали команды не только многочисленных государств Пелопоннеса, но и атлеты Крита, других островов Средиземноморья, Египта, Малой Азии. Древнегреческая история, насыщенная яркими событиями и переполненная великими личностями, вовлекла в свой круговорот практически все народы, контакты с которыми были возможны в те времена, — от Причерноморья до Персии, Африки и Италии.
На протяжении целого тысячелетия олимпийские игры были не столько спортивным состязанием, сколько средством распространения цивилизации древних эллинов и упрочения мирного сотрудничества народов древнего мира. Игры, безусловно, служили экспансии греков и их культуры.
Как полагалось в те времена, главным содержанием игр был ритуал поклонения и жертвоприношения богам и сопровождающая этот ритуал, как мы сейчас говорим, культурная программа. Все это длилось дней пять, а спортивное событие было лишь одно — бег на один стадий. И церемониал, и спортивная его часть требовали многомесячной подготовки и тщательного отбора атлетов. Но прошло не менее ста лет с начала проведения олимпиад, прежде чем была сделана первая запись о победителе этих состязаний. Им в 776 году до н.э. стал некто Кореб из Элиды.
Со временем спортивной программе стали уделять больше внимания, она расширялась. Победителям доставалось все больше почестей. И в Греции, и в самых дальних провинциях появились лагеря для тщательной подготовки к играм. Атлеты пребывали там долгими месяцами и получали немалые деньги. Да, уже в те времена стали проявляться очевидные признаки профессионализма в спорте…
О том, какую роль играли олимпийские игры в жизни народов Древнего мира, свидетельствует эпизод, о котором я недавно прочитал в книге немецкого исследователя В. Келлера «Библия как история». Речь там идет о бурном возмущении иудейской теократии тем, что в Иерусалиме у подножия холма, на котором возвышался Храм, молодые люди соорудили нечто вроде стадиона, где упражнялись, бегали и проводили «игры с диском». Все это еще куда ни шло, но исполняли они эти упражнения обнаженными, как того требовали олимпийские правила. Мало того, многие из этих молодых людей стали слух возмущаться древней традицией обрезания и требовать ее отмены, поскольку на состязаниях в других странах, куда они регулярно ыезжали, постоянно подвергались насмешкам: из-за обязательного для правоверных иудеев обрезания они не соответствовали эллинским представлениям о красоте.
Первый победитель олимпиад упомянут в 776 году до н.э., последний — в 385 году н.э. Это были 291-е Олимпийские игры. Подсчитали: олимпиады в древние времена проводились в течение 1161 года. И это не считая той примерно сотни лет, когда игры проводились, но записывать победителей не полагали нужным.
Олимпийские игры сопровождали зарождение, расцвет и упадок древнегреческой цивилизации, они выстояли и во всех перипетиях глубоко противоречивой цивилизации Древнего Рима — от ее духовного подъема до полного нравственного разложения. Конец истории олимпийских игр древности пришелся на распад римской империи. Когда эта империя затрещала под напором варварских племен, проведение олимпиад стало бессмысленным.
Время Кубертена
Об олимпийских играх забыли. И не вспоминали полторы тысячи лет. Какие там игры? Великое переселение народов, крестовые походы, средневековье, инквизиция — не до игр. И лишь в середине XIX века вспомнили. Вспомнили благодаря стараниям археологов. Генрих Шлиман раскопал Трою, и тут выяснилось, что «Илиада» Гомера не красивая сказка, а историческое повествование, правда, сильно поэтизированное. Примерно в те же годы немецкий археолог Эрнст Куртиус покопался в развалинах Олимпии и обнаружил там и стадион, и ипподром, и многое другое, о чем повествовали эллинские легенды. Эти сенсационные сообщения добавили интереса к Греции, которая после долгой войны за независимость освободилась наконец от многовекового турецкого владычества. Греция ликовала, а вместе с ней — вся Европа. Греки вспомнили, что у них было великое прошлое и на радостях провели всевозможные празднества и даже спортивные состязания, которые назвали олимпийскими играми — они прошли в 1859, 1870 и 1875 годах. Страна была очень бедной, чиновничество безалаберным, и эти игры были организованы из рук вон плохо. Достаточно сказать, что в последних состязаниях приняло участие всего лишь 70 человек, иностранцев не было.
А Европа в это время переживала бурный подъем спортивного движения. Во Франции, Германии, Австрии, Великобритании, России формировались спортивные клубы, кружки, союзы, появились первые международные объединения. Осенью 1892 года в парижской Сорбонне по случаю пятой годовщины Союза французских атлетических обществ с большой речью выступил генеральный секретарь этого объединения барон Пьер-де Кубертен. Это был идеалист и романтик, влюбленный в спорт и уверенный, что именно спорт может помочь человечеству очиститься от скверны стяжательства, бесчестия и ненависти. В своей знаменитой сорбоннской речи Кубертен призвал международное сообщество объединиться для проведения олимпийских игр, которые должны проложить путь для установления прочного мира и дружбы между народами.
Над Кубертеном, конечно, посмеивались. Но у этого человека счастливо сочетались чистота помыслов с организаторским практицизмом. Он сумел в короткий срок создать Международный олимпийский комитет из таких же, как он, бескорыстных поклонников спорта и найти, как сейчас говорят, спонсора — греческого богача Георга Авероффа, который взял на себя финансирование первой Олимпиады современности. Она состоялась в Афинах с 6 по 14 апреля 1896 года.
Значение этой Олимпиады необычайно велико. Ведь в конце прошлого века активно набравшее силу спортивное движение разных стран оказалось на перепутье. В германских спортивных ферейнах преобладала милитаристская направленность. Там полагали, что спортивные упражнения — лучшее средство для подготовки солдат. Такая точка зрения несомненно справедлива. Но в Германии считали, Барон-де Кубертен что спорт должен быть всецело подчинен милитаристским устремлениям. Сторонники таких взглядов на спорт имелись во всех странах.
В Англии и Америке преобладало стремление превратить спорт в зрелище, где участники являются профессионалами и получают деньги за свои выступления. И эта точка зрения имеет право на существование: профессия спортсмена не менее уважаема, чем любая другая.
Но ни та, ни другая альтернатива, по мнению Кубертена, не могла и не должна была стать главенствующей в развитии спорта. Он писал: «Спорт — средство, с помощью которого можно вызвать как самые благородные, так и самые низменные страсти. Спорт в одинаковой мере может служить и укреплению мира, и подготовке к войне».
Разве за прошедшие сто лет эти слова утратили актуальность? Мы знаем сотни примеров проявления высочайшего благородства в спортивных состязаниях, и мы видели, как звереют футбольные фанаты. Человеческая натура противоречива. Поведение наше во многом зависит от того, какие чувства пробуждают в нас те, кого принято считать властителями дум — родители, школьные учителя, писатели, поэты, публицисты, номинальные и неформальные лидеры.
Прекрасно сознавая все это, Кубертен делал ставку на пробуждение с помощью спорта чувств благородных. В Олимпийской хартии, принятой в 1894 году по его настоянию, было записано: «Олимпийское движение имеет своими целями:
— способствовать развитию физических и моральных качеств, являющихся основой любительского спорта;
— воспитывать молодежь с помощью спорта в духе лучшего взаимопонимания и дружбы, способствуя, таким образом, созданию лучшего и более спокойного мира;
— широко пропагандировать олимпийские принципы, создавая добрую волю между народами;
— объединять спортсменов мира раз в четыре года на большом спортивном празднике».
В той же хартии было зафиксировано: «К соревнованиям не допускаются те, кто профессионально занимаются спортом, и те, кто получал в прошлом или получает сейчас денежное вознаграждение за занятия спортом. Именно поэтому на Международных олимпийских играх никогда нельзя назначать денежные призы, а можно вручать только почетные награды».
Таким образом, Кубертену удалось одержать решительную победу как над милитаристской направленностью международного спортивного движения, так и над его профессионалистским уклоном. Как это удалось ему, ведь идеям Кубертена противостояли и государственные структуры, и крупный капитал, заинтересованный в развитии шоу-бизнеса?
«Присутствовавшие на моих выступлениях, — писал впоследствии Кубертен, — аплодировали, выражали одобрение, желали успеха, но на самом деле никто из них не понял существа вопроса. Полное отсутствие понимания по-настоящему сказалось тогда, когда дело дошло до конкретного осуществления олимпийской идеи».
Общественность и прессу заворожили рассуждения Кубертена об олимпийских традициях, о благородстве, бескорыстии, об идеалах просвещенного человечества. Всякий, кто взялся бы вслух возражать Кубертену, был бы публично растерзан на страницах газет и журналов. Кто-то действительно не понял, о чем размышлял Кубертен, а
Кубертен считал, что главное — это преодолеть организационные трудности и успешно пройти несколько первых олимпийских четырехлетних циклов. За это время олимпийские идеи должны восторжествовать над антиолимпийскими тенденциями мирового спорта.
Организационных проблем, действительно, оказалось очень много. II Олимпийские игры 1900 года, которые проводились в Париже, были приурочены к Всемирной выставке. Выставка затмила Олимпиаду, спортивные состязания оказались в тени экономического бума. Игры растянули на пять месяцев, интерес к ним был не велик. Следующая Олимпиада состоялась в 1904 году в американском Сент-Луисе. Европейцам добираться до США было в ту пору очень нелегко. Поэтому на соревнования прибыли лишь 70 спортсменов из 10 стран (на 460 американцев). Олимпиада 1908 года едва не была сорвана из-за неожиданного отказа Италии от проведения игр в Риме. К счастью, с этой миссией успешно справился Лондон. Игры 1912 года в Стокгольме прошли неплохо, но были омрачены массой скандалов: судьи беззастенчиво выводили в победители хозяев соревнований. Кубертен, бывший президентом Международного олимпийского комитета с 1896 до 1925 года, жестко боролся с любыми проявлениями национализма и нечестности. Все скомпрометировавшие себя судьи были наказаны.
Непримирим он был и в борьбе с профессионализмом. В соревнованиях по легкоатлетическим многоборьям уверенно победил Джим Торп, американец индейского происхождения. Уже после окончания Олимпиады выяснилось, что за несколько месяцев до Игр Торп получил денежный приз-за свое выступление. Этого оказалось достаточно для того, чтобы МОК дисквалифицировал Торпа и лишил его золотых олимпийских медалей.
Позднее, в период «холодной войны», у нас много писалось об этом случае. Наша пропаганда преподносила его как пример лицемерия и фарисейства Международного олимпийского комитета, дисквалифицировавшего выдающегося спортсмена лишь за то, что он
Следующие, VI Олимпийские игры должны были состояться в 1916 году в Берлине. Но в воздухе явно попахивало грандиозной войной. Кубертен снова и снова напоминал о традициях священного олимпийского мира, который устанавливался на время соревнований. Но разве эти доводы могли воздействовать на могущественные силы, заинтересованные в войне? Для древних эллинов олимпийские игры были данью богам, а магнаты XX века поклоняются совсем иному божеству.
Послевоенная Олимпиада 1920 года проводилась в бельгийском Антверпене. К участию в играх не были допущены спортсмены Германии и ее союзников по мировой войне, развязанной этой коалицией. Но не спортсмены же затеяли войну, да и правители Англии, Америки и Франции тоже не были убежденными пацифистами. Возобладала всегдашняя закономерность — во всех бедах виноват проигравший. Не знаю, чем руководствовался Кубертен при решении этого вопроса, но лично мне его позиция представляется непоследовательной.
Не получили приглашение участвовать в этих играх и спортсмены Советской России. Жаль, что так случилось: попав в олимпийскую семью, спортивное движение молодой республики вполне могло бы пойти более демократическим путем. Но здесь ход мыслей Кубертена понятен: спортом в Советской России с 1918 по 1923 год руководил так называемый Всевобуч (Всеобщее военное обучение), созданный при Реввоенсовете республики. Направленность его носила вполне определенный характер — активная подготовка молодежи к войне. За все годы советской власти мы так и не научились разделять военную подготовку молодежи (несомненно, необходимую, тем более в период надвигающейся войны) и участие в спортивных соревнованиях. Даже в параде открытия Олимпийских игр 1980 года участвовали танки и бронетранспортеры, грозно и нелепо прогромыхавшие по беговой дорожке Лужников.
После Кубертена
Первая позорная и беспринципная акция Международного олимпийского комитета — проведение Олимпийских игр 1936 года в Берлине. К тому времени президентом МОК был уже не Кубертен, отошедший от дел еще в 1925 году, а бельгиец А.-де Байе-Латур, человек мягкий и податливый. Он не выдержал напора агрессивной нацистской пропаганды и согласился с проведением игр в фашистской Германии, хотя на сессии МОК 1934 года обсуждался вопрос о переносе Олимпиады в Барселону. Как и ожидалось, игры в Берлине были омрачены неприкрытым духом шовинизма и милитаризма. Олимпиада в Берлине навсегда осталась темным пятном на современном олимпийском движении.
С 1952 по 1972 год президентом МОК был американец Звери Брендедж, человек жесткий и принципиальный. Мне однажды довелось беседовать с ним. Встреча произвела сильное впечатление. Брендедж держался высокомерно, не пытался скрывать недружелюбного отношения к советскому журналисту, не стеснялся в выражениях, осуждая тоталитарную систему. Беседа проходила в Москве во время сессии МОК, Брендедж высказывался в том духе, что все его действия подчинены чистоте олимпийской идеи и он всегда будет непримирим к ее нарушениям. Помнится, я спросил его тогда о недемократичности структуры Международного олимпийского комитета, состоявшего сплошь из миллионеров и потомственных аристократов, не допускавших в свой состав людей, связанных с политикой или бизнесом. Брендедж не удостоил меня объяснением, заметив лишь, что такие правила обеспечивают независимость МОК.
После встречи, как бы продолжая спор с Брендеджем, я вспомнил марксистскую догму: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». С годами, когда многое стало пониматься иначе, я сформулировал для себя этот тезис иначе: «Жить в тоталитарном обществе и быть свободным нельзя». Свободным не только в поступках, но и в мыслях. Ведь тоталитарная система стремится всех подравнять, подавить все проявления индивидуальности, несогласия с общим мнением. Сейчас, к счастью, мы постепенно освобождаемся от скованности сознания.
Брендедж и его коллеги могли себе позволить быть независимыми от давления политиков и всевозможных бизнесменов. Руководствуясь идеями Кубертена, они жестко пресекали все проявления милитаризма, профессионализма, шовинизма.
Но мир менялся. Наследникам Брендеджа — ирландцу лорду Майклу Килланину и испанцу Хуану-Антонио Самаранчу, который стал президентом МОК в 1980 году и является им по сей день, пришлось столкнуться с новыми проблемами.
Первая из них — зависимость спорта от телевидения. Крупнейшие телевизионные компании готовы платить Международному олимпийскому комитету и международным федерациям по отдельным видам спорта миллиарды долларов. Одно из условий — участие в соревнованиях сильнейших спортсменов, которые тоже, естественно, хотят иметь свою долю в барышах. Согласиться на эти условия означало легализовать профессиональный спорт.
Самаранч, человек предприимчивый и лишенный кубертеновских иллюзий, не удержался от соблазна. Шаг за шагом он отступал от основополагающих принципов олимпизма, снова и снова шел на уступки телевизионным компаниям, фирмам спортинвентаря, рекламным агентствам. Сейчас на Олимпиаду в Сидней съехались все сильнейшие профессионалы мира, им официально назначены огромные денежные премии. Понятие любительства исчезло из олимпийского лексикона. Такой абсолютно профессионализированной Олимпиады в истории еще не бывало. Не означают ли последние Олимпийские игры столетия конец олимпийского движения?
Впрочем, объективности ради надо сказать, что усилия спортсменов в той или иной форме оплачивались всегда, даже в Древней Элладе. Американские университеты платили студенческие стипендии своим лучшим спортсменам. Тем же путем шли и у нас, вполне справедливо называя эти стипендии компенсацией за затраченные усилия. Правда, эта тема всегда считалась деликатной, и ее старались вслух не обсуждать. Сейчас символом олимпиады можно уверенно назвать доллар, а не пять переплетенных колец.
Еще более опасная язва на теле олимпизма — допинг. Ни Брендедж, ни тем более Кубертен с этой проблемой не сталкивались.
О ней всерьез заговорили лишь в 70-х годах. В лабораториях разных стран (наиболее интенсивно в лабораториях ГДР, США и СССР) изготовляли все более эффективные препараты, позволяющие спортсменам демонстрировать свое превосходство над соперниками. Международный олимпийский комитет объявил допингу войну. Все большее число спортсменов подвергалось проверкам и дисквалификациям. Но нелегальные фармацевты не только разрабатывали все более совершенные допинговые препараты, но и средства «прикрытия», не позволявшие выявлять их при проверках.
При всей непримиримости борьбы с допингом МОК нередко шел на странные компромиссы. Особенно очевидным такой компромисс выглядел на московской Олимпиаде 1980 года. К этому времени соперничество спортсменов СССР и ГДР достигло пика. На правах хозяев мы держали под своим контролем практически всю систему допинговых тестов на Олимпиаде. Это заставило немцев применять допинг с большой осторожностью. И лишь к середине игр стало ясно, что во избежание скандалов мы не станем выявлять нарушителей. Немцы поняли, что можно не прятаться, но слишком поздно — наша команда успела далеко оторваться от соперников.
До начала Олимпиады чуть ли не каждую неделю сообщались имена спортсменов, попавшихся на использовании допинга. На самой же Олимпиаде, когда борьба была особенно острой, неподкупная медицинская комиссия Международного олимпийского комитета во главе с принцем Альбертом-де Меродом не обнаружила ни одного (!) нарушителя.
Сейчас ситуация обострилась до предела. Допинг-контроль продолжил неравную борьбу со спортивными фармацевтами. Неравную, потому что у фармацевтов стимулы более действенные, чем у контролеров. Ради едва ли не миллионных призовых спортсмены и их покровители готовы на любые уловки. Олимпийские состязания превращаются в конкурентную борьбу фармацевтических лабораторий. Дело, конечно, не только в том, что эта конкуренция не имеет никакого отношения к спорту. Гораздо важнее, что допинг подрывает здоровье спортсменов и многих уже привел к трагической гибели. Современный спорт высших достижений из-за чрезмерных, порой непосильных нагрузок вообще вреден для здоровья. А когда ущерб от перегрузок усугубляется приемом препаратов, форсирующих работу внутренних органов и психики, опасность возрастает неизмеримо.
Допинг побеждает все увереннее. При контроле на последних международных велосипедных соревнованиях «Тур-де Франс» 45% взятых проб показали наличие допинга. Дисквалифицирован не был никто. Если раньше спортсмены избегали разговоров на эту тему, то теперь все чаще они говорят: «Принимают все!». Более того, многие журналисты, особенно из числа бывших спортсменов, настаивают на том, что применение допин- га следует разрешить официально.
В самой нашей респектабельной газете «Известия» я с удивлением прочитал: «Вето на употребление допинга …нужно ограничить, скажем, 21 годом… Всем, кто старше, оставить право выбора: принимать или не принимать допинг. И, допустив их к участию в чемпионатах Европы, мира и олимпийских игр, назвать все это профессиональным спортом. Тем же, кто по морально-этическим соображениям не захочет соревноваться с «грязными“ атлетами, устроить отдельные любительские турниры. В конце концов, проводятся же Параолимпийские игры — для инвалидов».
А может быть, все-таки устраивать отдельные турниры для «грязных» атлетов, а олимпийские игры оставить чистыми?
Станислав Васильев