Уже давно замечено, что любимое занятие, будь то коллекционирование марок или нелегкий труд садовода, благотворно влияет на здоровье. Этот факт побудил медиков искать новые способы лечения, основываясь на увлечениях людей. Одним из таких занятий, эффективным и увлекательным, оказалась работа с тканью. О возможностях психотерапии этим необычным методом с нами беседует санкт-петербургский психолог и арт-психотерапевт, создатель авторской программы «Ткань жизни» Е. А. Недбальская.
— Елена Альфонсовна, почему вы выбрали работу с тканью в качестве средства психотерапии?
— Я с детства увлекалась декоративным текстилем. Уже работая по своей первой специальности (кораблестроитель), посещала всевозможные курсы и студии: батик (роспись по ткани), гобелен, разный текстиль, вышивку, работы по коже и т.д. Устроилась работать художницей по театральным костюмам, сама вела многочисленные курсы. И лишь потом узнала, что в университете можно получить второе образование по специальности «психолог», о которой я тоже мечтала много лет. Получив диплом, я соединила все свои увлечения в одной методике, создав синтетический авторский курс «Ткань жизни». Еще когда я вела эти курсы батика, гобелена, лоскутной техники и пр., я увидела, какая прекрасная психологическая атмосфера создается во время занятий. Люди там не только учились, но и отдыхали душой. Тогда я и заметила психотерапевтические свойства ткани и всякого рода текстиля.
— Но почему именно ткань?
— Текстильная терапия находится на пересечении двух глобальных направлений: арт-терапии (то есть лечения древнейшим способом — с помощью искусства) и хобби-терапии. Аналогичное понятие родилось еще до революции в психиатрических лечебницах. Было замечено: человеку помогает то, что он любит и делает с удовольствием.
А ткань, текстиль нас сопровождает от рождения до смерти, от пеленок до савана. Первое, что человек ощущает, это ткань пеленки. И в последний путь провожают его в ткани. Текстиль окружает нас везде — хотя бы уже потому, что все мы одеты. Не случайно ткань «нагружена» древнейшей символикой. Ткань, то есть основа и уток, это вообще символ жизни, символ соединения пассивного и активного начал, врожденного и приобретенного. Вспомним еще нить судьбы, которую прядут каждому человеку, а потом обрезают древнегреческие богини Мойры, или путеводную нить Ариадны…
— Что же происходит при взаимодействии человека с тканью?
— Когда человек
— Значит, можно сказать, что эта работа развивает все органы чувств?
— Да, и не только это. Вот есть такая техника — макраме, там задействованы одинаково обе руки, поэтому она заставляет одинаково работать оба полушария мозга. Эта техника особенно рекомендуется для «крутых» левшей, потому что развивает правую руку и, соответственно, левое (отвечающее за логику) полушарие, а также для слишком «левополушарных» людей, помогая им развить фантазию, творчество.
А вообще человеку больше всего помогает то, что он любит и что соответствует его способу восприятия. Этим пользуются психотерапевты для выбора занятия. Например, один человек смотрит на произведение искусства и отождествляет себя с художником — так он воспринимает искусство. Второй предпочитает
— Позволяет ли работа с текстилем проводить диагностику?
— Текстиль — это прекрасная диагностика. Здесь человек всего себя выражает. Ко всяким словесным тестам я отношусь скептически, потому что врем-то мы словами. А в текстиле все наши проявления идут на подсознательном уровне. Человек раскрепощается, он открыт полностью и не понимает, что его можно «считывать» с той вещи, которую он сделал. Например, у вялого, апатичного, малоэнергичного человека контуры всегда размытые.
По изделию можно определить характер, свойства нервной системы, состояние, даже психические отклонения.
— Ваш метод подходит только женщинам?
— Мужчины приходят тоже. У меня в группе два главных инженера больших предприятий, один бизнесмен. В каждой женщине есть
— Значит, у человека возникает потребность?
— В психиатрической лечебнице женщины в палате вяжут. Они сами инстинктивно избирают себе эту терапию. Психиатры давно заметили: когда у больного обострение, он стремится поработать, порисовать. А когда ремиссия, его не тянет.
К тому же эта терапия обладает длительным воздействием. Во-первых, немало времени пройдет, пока сплетешь кружево, воротник, свяжешь
— Расскажите, пожалуйста, о терапевтическом воздействии.
— Батик (роспись по ткани) делается очень быстро. Это самый лучший способ экспрессивной психотерапии, потому что человек выражает свое подсознание, освобождается от скрытых проблем.
Есть у нас пэтчворк — лоскутная техника. Это очень эффективный способ, особенно когда вы шьете из лоскутков от старых платьев, потому что каждым лоскутком связано какое-то воспоминание. Он уже энергетически нагружен. Это может быть одежда родителей, старая юбка, вещь, напоминающая о том или ином событии. Вся энергетическая аура прошедших событий здесь присутствует.
Причем в лоскутной технике есть такой символ: из старого — новое, из ненужного — нужное. То есть все эти процессы можно мысленно перенести на свою жизнь. Приходит женщина, говорит: я уже ни на что не годная, никому не нужна, как потрепанное ненужное платье. А мы берем все эти ненужные вещи, вырезаем и создаем из них произведение искусства, шедевр. Наши изделия все время на выставках, их покупают в разных странах. Надо понять, что это не курс рукоделия, а серьезная психотерапевтическая проработка. Тут такие глубины психики открываются, какие вербальной психотерапией не вскроешь.
— Есть люди, способные часами вязать или вышивать. Почему им такое однообразие не надоедает?
— Ритмические рукоделия существуют с глубокой древности. Дело в том, что однообразные действия успокаивают. Ритмическое кружевопле-тение, вязание используются для лечения неврозов и навязчивых состояний. Например, человек не может избавиться от какой-то мысли, которая все время крутится в голове, или движения навязчивые постоянно повторяются. Так вот, оказалось, что однообразная работа очень хорошо от этого помогает.
— Разве одни и те же движения могут отвлечь от навязчивых мыслей?
— Вот именно что могут. Сначала, возможно, они идут «в струю», и человеку кажется, что ничего не изменилось. Но тут психотерапевт переключает его активность: «Смотри, какое кружево. Только ты сделай здесь цветочек вместо листика». И навязчивое состояние разбивается. То есть это способ сделать из однообразия разнообразие, включить творческую активность и изменить навязчивое состояние.
— В каких еще случаях хорошо помогает терапия текстилем?
— Практически при любых стрессах и неврозах. Есть специальные антистрессовые, успокаивающие, ритмические рукоделия. Соответственно проблеме должны подбираться и цвета — успокаивающие, жизнерадостные. Цветотерапия — это вообще отдельное могучее направление. При апатии и депрессии рекомендуется использовать яркие ткани, делать забавные игрушки.
— А есть ли какие-то способы для снятия агрессии?
— Здесь прекрасно работает старая бабушкина техника. Помните, как бабушки из длинных полосок крупным крючком вязали коврики? Так? вот, пациенту дается задание: принести из дома простыню и разорвать ее; на полосы, на кусочки. Человек сидит и рвет с остервенением, «пар выпускает». Можно, конечно, и посуду побить, только потом есть будет не на, чем, да и кучу осколков самому убирать придется. Ничего хорошего. А здесь женщина разорвала ткань на мелкие кусочки, а потом взяла да и связала какую-то вещь. Получается преобразование бесполезной и вредной агрессии во
Техника горячего батика тоже способствует разрядке агрессии. Сначала закрашиваешь кусок ткани какими-то красками, затем агрессивно, с остервенением макаешь кисть в расплавленный воск и брызгаешь на ткань. А потом закрашиваешь еще какой-то краской. Забрызганные воском места не прокрашиваются. Потом воск снимается утюжком через газету, и получается красивое изделие. Такой шарфик с моей агрессией в «Лавке художника» висит.
— Нельзя ли привести пример реальной помощи рукоделия при психических отклонениях?
— Пожалуйста: адаптация людей, страдающих психопатиями. Психопатия в принципе не лечится, возможна только адаптация. Есть, скажем, демонстративно-истерическая психопатия, когда человек, как говорят, хочет быть «женихом на всех свадьбах и покойником на всех похоронах». Он стремится любой ценой быть в центре внимания, ярко одевается, способен сделать себе одежду по вкусу, самовыразиться, но чаще всего вызывает насмешки. Как ему помочь? Такой способ есть: участие в выставках. Я вела курсы в одной организации. Женщины, которые ко мне ходили, авторитетом не пользовались. А я устроила в конце нашего курса выставку их работ. Организация была архитектурной, и там творческие способности ценятся высоко. В результате этих женщин заметили, они стали уважаемыми работниками. И таких примеров можно привести массу.
Беседовал Александр Вольт