Воздействуя музыкальными звуками на беременную женщину, можно создавать уникальные условия для физического и интеллектуального развития будущего ребенка, — считает врач и музыкант, директор Московского центра восстановительного лечения детей с бронхо-легочной патологией Михаил Лазарев.
С ним беседует корреспондент Татьяна Абрамова.
Т. А.: Несомненно, музыка оказывает целительное воздействие на человека. Но вы утверждаете, что музыкальные звуки не только лечат, но и способствуют развитию творческих и интеллектуальных способностей, а также в буквальном смысле строят клетки тела. Почему вы придаете такое большое значение звуку?
М. Л.: По старой библейской легенде неприступные стены Иерихона рухнули от мощных звуков труб завоевателей.
Звук на самом деле может все. Прислушайтесь, все, что нас окружает в жизни, звучит, а значит, вибрирует. Более того, жизнь вообще — это вибрация. Но если жизнь — это вибрация, упакованная в некую оболочку, например, тело, то звук — это чистая вибрация, просто колебания, и они не имеют преград в своем воздействии. Человеческое ухо воспринимает звуковые колебания в огромном диапазоне — от 16 герц до 20 тысяч герц. Ниже располагается область инфра-звуковых, выше — ультразвуковых колебаний, крторые также воздействуют на организм.
Звуки имеют окраску, которую человек хорошо чувствует. Если они неприятны, то вредны хотя бы потому, что вызывают дисгармоничные процессы в организме. Если сильно ударит гром, нашему уху больно, и человек воспринимает такой звук как патологию — рецепторы его уха не могут воспринять подобной силы вибрации. Когда недавно во Франции испытывали новый инфразвуковой генератор, все люди, находившиеся в соседних помещениях, ощущали «клокотание внутренностей и ужасную боль». Постоянные неприятные звуки приводят к болезням слуха. От шума и криков детей на школьных переменах, например, преподаватели часто глохнут. При этом отключаются определенные поля мозга — они, как бы защищаясь, перестают воспринимать дисгармоничные звуки, и наступает глухота.
Приятные для себя звуковые колебания человек научился фиксировать, а затем соединять их. Так получилась музыка — гармоничное сочетание наиболее приятных звуков, и через нее человек помогал себе лучше ощущать мир.
Т. А.: И вы сумели не только соединить, но и практически направить в единое русло звучание музыкальных звуков и звучание человеческого тела?
М. Л.: Еще в древних папирусах египетских жрецов содержались записи о влиянии музыки на человеческий организм. Кстати, музыканты в Древнем Египте пользовались особым почетом, поскольку многие их них были лекарями. Стены древнеегипетских храмов украшали изображения музыкантов и музыкальных сцен. Специально согнутая в локте рука музыканта, а также положение пальцев означали определенный звук.
Известный русский хирург Борис Петровский делал самые сложные операции в сопровождении классической музыки — он знал, что ее гармоничные колебания благотворно действуют на клетки больного тела.
Т. А.: Что же при этом происходит в самом организме?
М. Л.: Сначала звук улавливается ухом. Его рецепторы воспринимают вибрацию и передают ее дальше в мозг. Мозг реагирует на это возбуждение. А поскольку все функции организма так или иначе связаны с мозгом, то изменения, происходящие в нем, влияют на все физиологические процессы в организме. Иными словами, за счет простой звуковой вибрации можно изменять процессы функционирования организма, вплоть до мельчайшей клетки. Но звуки музыкальные — это прежде всего зафиксированная гармония. Подчиняясь этим звукам, весь организм начинает работать гармонично.
Точно так же музыкальные звуки влияют на чувства человека, его эмоции, психику. Музыкальные звуки заставляют ответным образом вибрировать человеческие эмоции, отвечая на звуковые колебания. Я думаю, что это происходит и за счет того, что музыкальные вибрации — это всегда некие закодированные эмоции. Слушая музыку, человек как бы раскодирует эти эмоции, испытывает чувства, похожие на те, которые испытывал композитор при создании музыкального произведения.
Т. А.: Таким же образом музыка может воздействовать и на еще не родившегося человека — плод в утробе матери — и особым образом формировать его?
М. Л.: Я убежден в этом. Смотрите, что происходит. В материнской утробе развивается плод, принимая формы, заданные родительскими генами. Музыка помогает ему гармонично формироваться. Это воздействие я считаю самым сильным из всех, влияющих на формирование и развитие плода.
Т. А.: Но почему именно звуковое, а не, к примеру, световое воздействие на плод вы считаете наиболее сильным?
М. Л.: На растущий и формирующийся плод сначала со всех сторон начинают воздействовать звуки, только звуки и ничего больше. Прежде всего, это различные шумы материнского организма. Крохотный зародыш воспринимает свою маму через работу всех ее органов, он улавливает малейшие шумы ее легких, желудка, слышит ритмичный и громкий стук ее сердца. Звук оказывает на ребенка наиболее сильное воздействие, и в основном посредством него осуществляется его контакт с внешним миром. Следовательно, именно звуковыми воздействиями можно замедлять либо ускорять процессы, происходящие при развитии плода. Будущий мир стучится к нему через звук.
Т. А.: Однако методика воздействия звуком на плод не нова, к примеру, ею занимаются американские ученые.
М. Л.: Да, конечно. Наиболее известны работы М. Даймонд из Бруклинского университета. Она первой сделала удивительное открытие. Получив разрешение родственников Эйнштейна исследовать кусочек мозга великого ученого, она обнаружила в нем колоссальную прослойку особых структур, связанных с уровнем интеллекта, гораздо большую, чем у обычного человека. Позже она начала проводить опыты с крысами, раздражая их звуками, и заметила значительный рост аналогичных структур. Таким образом, исследователь сделала вывод: воздействие звуком может вести к тому, что у живых существ изменяются функции структур мозга.
Интересны в этой связи опыты немецких ученых, которые проводились еще в начале века. На лист железа насыпали песок и воздействовали на него каким-либо звуком. И песок принимал определенную форму, причем для каждого звука — свою. В определенном смысле тело человека тоже некий субстрат, и поэтому при постоянном звуковом воздействии оно еще в утробе матери способно принимать ту или иную форму на уровне клеток.
Речь, конечно, идет не о том, что у человека можно вырастить еще один орган, а о том, чтобы развить определенные структуры мозга, например, те структуры, которые определят изначальную музыкальную или математическую одаренность или идеальное здоровье рождающегося человека. На основе этих исследований американские ученые разработали методику работы с беременными женщинами: на них воздействуют звуком, похожим на удары материнского сердца, т. е. звуком наиболее близким для плода и легко узнаваемым им. Процедуры проводят в течение всей беременности. Результаты показывают, что рождающиеся дети гораздо более интеллектуально развиты, чем дети, такому воздействию не подвергавшиеся.
Т. А.: В этом смысле уникальной ваша методика считается потому, что впервые в мировой практике вы работаете, воздействуя на внутриутробный плод не однообразными звуками, а сочетанием наиболее гармоничных звуков — музыкальных?
М. Л.: Я убежден, что такое воздействие гораздо эффективнее. Вы никогда не задумывались над тем, почему музыка Чайковского или Моцарта остается бессмертной, несмотря на проходящие десятилетия и даже столетия? По моему мнению, это происходит оттого, что их музыка гармонизирует не только духовные, но и физиологические процессы в организме человека. Музыка потому гениальна, что она очень глубоко проникает в нас, она входит в резонанс не только с нашими эмоциями, но и с нашими клетками.
Этот факт подтверждают и другие эксперименты. Например, классическая музыка благотворно влияет на посевы пшеницы: она стимулирует их рост, а вот рок-музыка никакого влияния на этот процесс не оказывает. Классическая музыка буквально собирала вокруг ее, источника стаи акул, которые приплывали из самых глубин океана, а та же рок-музыка распугивала их. Значит, даже животные и растения чувствуют гармонию звуков. Кстати, поэтому гениальная музыка всегда целительна. Лучшего врача, чем Чайковский, трудно себе представить.
Но суть моей методики заключается в том, что она предполагает не только воздействие музыки на плод но и работу с музыкальными звукам самой матери. И тогда звук действуе еще более комплексно и, следовательно, эффективно.
Второй аспект нашей деятельности — это работа самой беременной женщины. Ведь ребенок, находящийся в материнской утробе, это неотъемлемая часть матери. И именно она должна помочь ему войти в мир музыки. Прежде всего приходящие к нам беременные женщины узнают, что для их будущего ребенка самый нужный музыкальный инструмент — их собственный голос.
Т. А.: Но ведь многие женщины не музыкальны от природы, они не знают даже музыкальной грамоты и, более того, вообще не умеют петь.
М. Л.: Это не имеет никакого значения. Для того, кого они носят под сердцем, их голос — самый хороший и самый совершенный, даже если он хриплый, некрасивый и совсем не музыкальный. Вибрации материнского голоса — первые реальные вибрации, которые плод воспринимает. И немного усложняя и гармонизируя эти вибрации, мы как бы вводим будущего ребенка в новые, незнакомые для него реалии жизни, формируя его физический и духовный мир.
Мама начинает петь. Она поет простые и небольшие песенки, поет их для своего будущего ребенка, который еще не родился. С помощью этих песен она заранее знакомит будущего сына или дочку с разными жизненными ситуациями. Многие песенки написаны мною, но сочинить их может любой человек. Общение с ребенком через песни становится ее образом жизни как минимум на девять месяцев, а желательно и больше.
Я придумал песни для каждой конкретной ситуации. Например, первое и важное событие в жизни ребенка, даже если он еще не родился, — момент, когда он просыпается. Когда всходит солнце, меняется весь гелео-магнитный фон земли. И плод, и новорожденный младенец ощущают эти изменения как новые для него вибрации и немедленно на них реагируют. Крик грудного ребенка (или толчки плода) в пять или шесть часов утра — это не блажь маленького существа. Он ощущает некие перемены, ему страшно, и он зовет мать. Взрослые не слышат этих изменений, происходящих в природе, но ребенок на них реагирует чутко, даже если он еще не родился. Песенка, спетая в этот момент, поможет ему достичь гармонии с миром. Ребенок успокоится: новые тревожные для него вибрации маминым голосом трансформируются в вибрации положительные.
Очень нужны будущему ребенку спетые ему колыбельные песни. Я утверждаю как специалист, что они реально программируют будущую жизнь человека. Вспомним, все старинные народные колыбельные песни имели очень четкие и точные тексты. Мальчика готовили быть воином, девочку — хозяйкой, матерью. Ребенок каждую ночь засыпал в атмосфере звуковых вибраций колыбельных песен, и в этом смысле колыбельная является уникальные способом программирования ребенка на высокие человеческие качества и поступки, формирования и воспитания его будущих устремлений.
Через пение ребенок еще до рождения знакомится не только с различными явлениями повседневной жизни — умывание, уборка своей комнаты и своих вещей, прогулка, но и с разными человеческими чувствами. Еще в утробе матери он понимает, что такое грусть, радость, нежность. Иными словами, ребенку как бы дается предощущение мира.
Мы часто замечали, что музыка становилась настолько необходимой плоду, что, когда мама забывала провести очередной музыкальный урок, будущий малыш сам напоминал об этом: начинал требовательно стучать ей в живот, требуя звукового подкрепления своему развитию. Он явно скучал без музыки.
Т. А.: Но возможно, что данная музыка неприятна плоду. Как вы узнаете, не вредна ли она ему?
М. Л.: Об этом прежде всего узнают мамы по своим ощущениям. Они утверждают, что чувствуют — нравится их малышу музыка или нет. Если плоду музыка не нравится, то его активность в животе у мамы становится нервной и агрессивной. Многие женщины рассказывают, что когда они приходили на концерт рок-музыки, то ребенок начинал так биться в животе, словно с ним происходила какая-то катастрофа. И женщинам приходилось в буквальном смысле сбегать с концерта.
Как правило, мама и ребенок испытывают одни и те же ощущения: их музыкальные вкусы и духовные запросы совпадают. Но бывает так, что мама под влиянием плода начинает изменять свои музыкальные пристрастия, как бы понимая, что ее еще не родившийся ребенок более совершенен. Музыка становится инструментом более тонкого духовного общения между ними.
Т. А.: Часто бывает так, что мама передает будущему ребенку свои болезни. Как при воздействии музыкой на плод корректируются различные отклонения в его и ее здоровье?
М. Л.: Наши исследования показали, что музыкальные вибрации оказывают целебное воздействие на весь организм. Они благотворно влияют на костную структуру. Вибрационное воздействие на щитовидную железу стимулирует ее работу. Звук как бы массирует все внутренние органы, достигая глубоколежащих тканей и стимулируя в них кровообращение. Вся костная и мышечная система укрепляется, а вибрации, распространяясь по всему организму, повышают его тонус.
Слушая определенные музыкальные произведения, беременные женщины излечиваются от болезней сердечно-сосудистой системы, различных нервных расстройств, то же самое происходит и с плодом. Если мы знаем, что в наследственности будущей мамы есть проблемы, мы производим различные виды коррекции, точно попадая звуком на уровень клетки. Кстати, создатель музыкальной фармакологии американец Роберт Шоффлер предписывает с лечебной целью слушать все симфонии Чайковского и увертюры Моцарта, а также такие известные произведения, как «Лесной царь» Шуберта или «Оду к радости» из девятой симфонии Бетховена. Эти музыкальные шедевры особенно активизируют в организме энергетические процессы, которые направляются на борьбу с любой болезнью.
Т. А.: Проводятся ли в вашем центре конкретные исследования, показывающие, в какой степени повлияла ваша методика на уже родившегося ребенка?
М. Л.: Мы поддерживаем связь со многими женщинами, которые занимались в центре, следим за развитием каждого ребенка. Результаты удивительные. По нашим данным, дети, рожденные по нашей методике, значительно опережают в развитии своих сверстников. К примеру, наши дети даже рождаются раньше. Эти факты требуют особенно тщательных исследований, но мы не замечали никаких отклонений в развитии таких детей. Скорее наоборот, малыши в две недели уже держат головку — это феноменальное явление. Ребенок реагирует на музыкальные звуки сразу после рождения, словно это его родная стихия, как вода для детей Чарковского. Семимесячные малыши смотрят телевизионную детскую сказку и адекватно реагируют на нее, — это свидетельство того, что они уже способны держать в поле зрения некий процесс. И говорить наши дети начинают очень рано. Они здоровы физически. Но, что меня особенно радует, я наблюдаю стопроцентный интерес к музыке и у грудных детей, и у годовалых. Все дошколята также очень развиты музыкально.
Иными словами, по всем параметрам: психическому, физическому и интеллектуальному наши новорожденные значительно опережают других детей в своем развитии. Я, как специалист, могу утверждать, что эти дети могут создать новое высокоинтеллектуальное и физически здоровое поколение.