Опубликовано в разделе Здоровье, 04.04.2011, 1888 просмотров

Мускулы для интеллекта

Сумма знаний человечества и интеллект среднестатистического человека, без сомнений, возрастают от поколения к поколению. Не исключено также, что умственный труд довольно скоро вытеснит физический в традиционных сферах человеческой деятельности. И потому некоторые писатели-фантасты наделяют человека третьего тысячелетия огромным лбом (несомненный признак интеллекта) или хилым телом. Жизнь, однако, опровергает логику фантастов. Согласно данным массовых медицинских обследований, различные формы неврозов, психоэмоциональные перегрузки, неспособность адаптироваться к напряженному ритму труда, в том числе и умственного, встречаются у людей со слабым телосложением почти впятеро чаще, чем у обладателей хорошо развитой мускулатуры. Так ли уж это неожиданно?

Человек — существо, как известно, био­логическое —унаследовал от далеких пред­ков неразрывную связь между сигналами — эмоциями и двигательной активностью, то есть работой мышц. Именно поэтому под влиянием сильных отрицательных эмоций перестраиваются вегетативная и эндокрин­ная системы. Когда-то такая перестройка помогала напасть на врага или спастись от него бегством — в общем, тем или иным путем изменить неблагоприятную ситуацию. Но у современного человека социальное доминирует над биологическим, он стрено­жен путами общепринятых норм поведения и потому, как правило, не может позволить себе ответить действиями на стресс. Таким образом, социально полезная неестествен­ность поведения, нарушающая биологическую гармонию психоэмоционального и фи­зического, приводит к неврозам и другим заболеваниям и отрицательно влияет на интеллектуальную деятельность.

Коль скоро в стрессовых ситуациях мы не можем дать волю своим биологическим инстинктам, следует, наверное, подумать о другой возможности: сознательно ввести в обиход реабилитирующие нашу психику мышечные нагрузки. Каким же образом мышцы смогут выполнить столь почетную миссию?

Механизм профилактического и лечебно­го действия движений связан с тем, что во время энергичных и достаточно длительных мышечных сокращений в мозгу зарождает­ся новый мощный очаг возбуждения. Бод­рость, энергия, прилив сил, приятные эмо­ции, которые при этом ощущает человек, усиливают потенциал очага. От него воз­буждение распространяется — на соседние отделы головного мозга и подавляет за­стойные очаги, порожденные конфликтами, стрессами, сильными отрицательными эмо­циями, разрушает их.

Этот механизм срабатывает у всех. Одна­ко при прочих равных условиях у людей физически сильных, с хорошо развитой мускулатурой импульсация, поступающая в головной мозг при работе мышц, значи­тельно мощнее, чем у слабых, физически неразвитых.

Поэтому у сильного человека, как прави­ло, хорошее самочувствие, ровное настро­ение, редки срывы, неврозы и связанные с ними заболевания.

Напрашивается вывод: сильные, регуляр­но тренируемые мышцы — это тот самый резерв, который помогает человеку проти­востоять натиску нервных и психоэмоцио­нальных перегрузок, сохранить здоровье и хорошее самочувствие, залог максимально­го раскрытия интеллекта и плодотворной умственной работы.

Влияние крепких мышц на производи­тельность умственного труда настолько очевидно, что некоторые американские фирмы стали платить надбавку к зарплате тем сво­им сотрудникам, которые регулярно зани­маются физическими упражнениями. Се­годня там уже никого не удивляет, что деловые люди посреди рабочего дня дела­ют перерывы для занятий атлетической гим­настикой.

Итак, физические нагрузки для умствен­ной работы полезны. Но сочетаются ли физическое совершенство, мышечная сила с интеллектуальным совершенством или между этими человеческими качествами существуют конкурентные отношения? Го­ворят же: сила есть—ума не надо. Известна пословица и порезче: сила — уму могила.

Итак, рассмотрим физиологические ме­ханизмы, которые связывают друг с другом столь противоречивые на первый взгляд качества — силу и ум.

Мозг — орган мышления. И потому сложи­лось мнение, будто все его клетки занима­ются этим деликатным делом. Между тем к умственной работе имеют отношение не более 10% нейронов мозга. Большая же часть остальных руководит деятельностью мышц. Отсюда понятно, сколь важно для «думающих» нервных клеток нормальное состояние прочих нейронов, которое зави­сит от афферентной импульсации, поступа­ющей в мозг от мышц.

Если хирургическим или фармакологи­ческим путем лишить мозг импульсации с периферии (главным образом от мышц), то вскоре мыслительные процессы прекратят­ся и мозг погрузится в глубокий сон. Следо­вательно, поступающие с периферии аффе­рентные сигналы — необходимая предпо­сылка работы мозга, хотя этим их роль не ограничивается.

Составляя по весу около 2% человеческо­го тела, головной мозг расходует примерно 20% потребляемого человеком кислорода, а напряженная умственная работа требует около четверти всех энергетических ресур­сов организма. В общем, мышление — процесс отнюдь не эфемерный. В сущности, весь организм работает на мозговой трест, стараясь обеспечить его всем необходи­мым.

Казалось бы, при таком внимании мозго­вой трест должен работать, как заведенные часы, — без малейших перебоев. Увы, даже незначительные отклонения биохимических или физиологических параметров разлажи­вают его работу. Простейший пример — утомление, которое испытывает каждый из нас при длительной (а иногда и не очень длительной) умственной работе или просто к концу дня. Что устает? Кости, мышцы, печень, сердце? Нет—мозг. Почему устает? Чуть снизился уровень глюкозы в крови, чуть меньше поступает кислорода, чуть хуже периферическая импульсация, чуть больше шлаков в нейронах и синапсах, чуть изме­нился электролитный баланс, мизерные изменения в протоплазме. А результат? Резко падает продуктивность умственного труда. При более значительной нехватке кислорода (у альпинистов, водолазов) или глюкозы (у марафонцев, у далеких от спорта тучных людей, у больных диабетом), при ослаблении импульсации (от наркоза, трав­мы, состояния аффекта), при избытке ток­сических веществ (алкоголь, токсины при инфекционных заболеваниях) или наруше­ниях обмена (болезнь Дауна, алькаптонурия) способность к умственной работе па­дает иногда до нуля. Но это уже явная патология, а мы говорим об обычном утом­лении.

Какое утомление можно считать обыч­ным? Норма — если занятый умственным трудом человек полностью восстановился к утру следующего трудового дня, стряхнул накопившуюся за неделю усталость к поне­дельнику, бодрым вернулся на работу после отпуска.

Если же часов, дней и недель отдыха не хватает, значит, дело дошло до переутомле­ния, значит, человек работал больше, чем позволяют ресурсы его мозга, и при этом, как правило, использовал эти ресурсы не очень продуктивно.

Переутомление, в конечном счете, ведет к разбалансировке слаженной работы орга­низма. Возникает еще один порочный круг, ведущий к стрессу, неврозу, психосомати­ческим заболеваниям, снижению интеллек­туальных возможностей человека.

Есть немало способов профилактики утомления и переутомления —от пассивно­го отдыха до активной фармакотерапии. Но, на наш взгляд, одни из лучших способов — физические упражнения. Мы уже говорили о том, что импульсация от мышц тонизирует клетки мозга и стимулирует в них метабо­лизм. В то же время эти сигналы, поступая в так называемую ретикулярную формацию ствола мозга, усиливают активирующее влияние на корковые нейро­ны, что значительно увеличивает их энерге­тический потенциал. Физические упражне­ния стимулируют работу эндокринных же­лез, а поступающие в кровь гормоны и медиаторы обегчают и ускоряют межней­ронные взаимодействия. Тому же способ­ствуют гуморальные сдвиги, обусловлен­ные положительными эмоциями от занятий. Кроме того, при мышечных нагрузках благодаря усилению кровообращения, лимфообращения, дыхания, работы печени, почек и других органов улучшает­ся трофика клеток мозга, ускоряется удаление из них шлаков и токсических ве­ществ.

Из всех этих причин вытекает важное следствие: сильные, мускулистые, трениро­ванные люди обладают высокой умствен­ной работоспособностью, быстрее восста­навливаются, меньше утомляются и в ко­нечном счете больше успевают, успешнее выполняют намеченное.

В художественной литературе, в кино распространен странный штамп: школьник-отличник, хороший студент, многообещаю­щий ученый, как правило, худосочны, суту­лы, физически немощны, близоруки. Конечно, такое бывает, но этот штамп — бесспор­ная дань порочной сентенции «сила — уму могила». Как показали многочисленные ис­следования и у нас, и за рубежом, лучше учатся все-таки физически крепкие, трени­рованные юноши и девушки, а мускулистые научные сотрудники и специалисты в боль­шинстве своем работают продуктивнее сла­бых, хилых и узкогрудых.

Что же выбрать, если вы уверовали, нако­нец, в необходимость ежедневных мышеч­ных нагрузок, их магическую роль в укреп­лении и поддержании интеллектуального тонуса? Можно бегать трусцой или зани­маться ритмической гимнастикой, хорошо купаться в проруби и играть в теннис, много пользы от плавания в бассейне и ходьбы на лыжах. Но в первую очередь мы рекоменду­ем простые силовые упражнения.

Почему?

Нам дорога каждая минута. А силовые нагрузки дают наибольшую импульсацию в единицу времени, быстрее любых других упражнений снимают психоэмоциональное напряжение и умственное утомление, вклю­чают вегетативные и эндокринные механиз­мы, восстанавливающие нервную систему. Для полноценной силовой тренировки до­статочно 15 — 20 минут.

Польза любого упражнения в значитель­ной мере зависит от регулярности выполне­ния, поэтому оно должно быть предельно простым и доступным.

Силовые упражнения легко делать дома до работы или после. Кроме гантелей и резинового амортизатора ничего не нужно, а можно обойтись и без них. Силовые тре­нировки прекрасно сочетаются с любыми другими упражнениями. Если выдастся сво­бодное время, их можно дополнить пробеж­кой или лыжной прогулкой, плаванием или какой-нибудь спортивной игрой.

Если выбор сделан, приступайте к трени­ровкам.

Ум есть — нужна сила.

Михаил Залесский