Сумма знаний человечества и интеллект среднестатистического человека, без сомнений, возрастают от поколения к поколению. Не исключено также, что умственный труд довольно скоро вытеснит физический в традиционных сферах человеческой деятельности. И потому некоторые писатели-фантасты наделяют человека третьего тысячелетия огромным лбом (несомненный признак интеллекта) или хилым телом. Жизнь, однако, опровергает логику фантастов. Согласно данным массовых медицинских обследований, различные формы неврозов, психоэмоциональные перегрузки, неспособность адаптироваться к напряженному ритму труда, в том числе и умственного, встречаются у людей со слабым телосложением почти впятеро чаще, чем у обладателей хорошо развитой мускулатуры. Так ли уж это неожиданно?
Человек — существо, как известно, биологическое —унаследовал от далеких предков неразрывную связь между сигналами — эмоциями и двигательной активностью, то есть работой мышц. Именно поэтому под влиянием сильных отрицательных эмоций перестраиваются вегетативная и эндокринная системы. Когда-то такая перестройка помогала напасть на врага или спастись от него бегством — в общем, тем или иным путем изменить неблагоприятную ситуацию. Но у современного человека социальное доминирует над биологическим, он стреножен путами общепринятых норм поведения и потому, как правило, не может позволить себе ответить действиями на стресс. Таким образом, социально полезная неестественность поведения, нарушающая биологическую гармонию психоэмоционального и физического, приводит к неврозам и другим заболеваниям и отрицательно влияет на интеллектуальную деятельность.
Коль скоро в стрессовых ситуациях мы не можем дать волю своим биологическим инстинктам, следует, наверное, подумать о другой возможности: сознательно ввести в обиход реабилитирующие нашу психику мышечные нагрузки. Каким же образом мышцы смогут выполнить столь почетную миссию?
Механизм профилактического и лечебного действия движений связан с тем, что во время энергичных и достаточно длительных мышечных сокращений в мозгу зарождается новый мощный очаг возбуждения. Бодрость, энергия, прилив сил, приятные эмоции, которые при этом ощущает человек, усиливают потенциал очага. От него возбуждение распространяется — на соседние отделы головного мозга и подавляет застойные очаги, порожденные конфликтами, стрессами, сильными отрицательными эмоциями, разрушает их.
Этот механизм срабатывает у всех. Однако при прочих равных условиях у людей физически сильных, с хорошо развитой мускулатурой импульсация, поступающая в головной мозг при работе мышц, значительно мощнее, чем у слабых, физически неразвитых.
Поэтому у сильного человека, как правило, хорошее самочувствие, ровное настроение, редки срывы, неврозы и связанные с ними заболевания.
Напрашивается вывод: сильные, регулярно тренируемые мышцы — это тот самый резерв, который помогает человеку противостоять натиску нервных и психоэмоциональных перегрузок, сохранить здоровье и хорошее самочувствие, залог максимального раскрытия интеллекта и плодотворной умственной работы.
Влияние крепких мышц на производительность умственного труда настолько очевидно, что некоторые американские фирмы стали платить надбавку к зарплате тем своим сотрудникам, которые регулярно занимаются физическими упражнениями. Сегодня там уже никого не удивляет, что деловые люди посреди рабочего дня делают перерывы для занятий атлетической гимнастикой.
Итак, физические нагрузки для умственной работы полезны. Но сочетаются ли физическое совершенство, мышечная сила с интеллектуальным совершенством или между этими человеческими качествами существуют конкурентные отношения? Говорят же: сила есть—ума не надо. Известна пословица и порезче: сила — уму могила.
Итак, рассмотрим физиологические механизмы, которые связывают друг с другом столь противоречивые на первый взгляд качества — силу и ум.
Мозг — орган мышления. И потому сложилось мнение, будто все его клетки занимаются этим деликатным делом. Между тем к умственной работе имеют отношение не более 10% нейронов мозга. Большая же часть остальных руководит деятельностью мышц. Отсюда понятно, сколь важно для «думающих» нервных клеток нормальное состояние прочих нейронов, которое зависит от афферентной импульсации, поступающей в мозг от мышц.
Если хирургическим или фармакологическим путем лишить мозг импульсации с периферии (главным образом от мышц), то вскоре мыслительные процессы прекратятся и мозг погрузится в глубокий сон. Следовательно, поступающие с периферии афферентные сигналы — необходимая предпосылка работы мозга, хотя этим их роль не ограничивается.
Составляя по весу около 2% человеческого тела, головной мозг расходует примерно 20% потребляемого человеком кислорода, а напряженная умственная работа требует около четверти всех энергетических ресурсов организма. В общем, мышление — процесс отнюдь не эфемерный. В сущности, весь организм работает на мозговой трест, стараясь обеспечить его всем необходимым.
Казалось бы, при таком внимании мозговой трест должен работать, как заведенные часы, — без малейших перебоев. Увы, даже незначительные отклонения биохимических или физиологических параметров разлаживают его работу. Простейший пример — утомление, которое испытывает каждый из нас при длительной (а иногда и не очень длительной) умственной работе или просто к концу дня. Что устает? Кости, мышцы, печень, сердце? Нет—мозг. Почему устает? Чуть снизился уровень глюкозы в крови, чуть меньше поступает кислорода, чуть хуже периферическая импульсация, чуть больше шлаков в нейронах и синапсах, чуть изменился электролитный баланс, мизерные изменения в протоплазме. А результат? Резко падает продуктивность умственного труда. При более значительной нехватке кислорода (у альпинистов, водолазов) или глюкозы (у марафонцев, у далеких от спорта тучных людей, у больных диабетом), при ослаблении импульсации (от наркоза, травмы, состояния аффекта), при избытке токсических веществ (алкоголь, токсины при инфекционных заболеваниях) или нарушениях обмена (болезнь Дауна, алькаптонурия) способность к умственной работе падает иногда до нуля. Но это уже явная патология, а мы говорим об обычном утомлении.
Какое утомление можно считать обычным? Норма — если занятый умственным трудом человек полностью восстановился к утру следующего трудового дня, стряхнул накопившуюся за неделю усталость к понедельнику, бодрым вернулся на работу после отпуска.
Если же часов, дней и недель отдыха не хватает, значит, дело дошло до переутомления, значит, человек работал больше, чем позволяют ресурсы его мозга, и при этом, как правило, использовал эти ресурсы не очень продуктивно.
Переутомление, в конечном счете, ведет к разбалансировке слаженной работы организма. Возникает еще один порочный круг, ведущий к стрессу, неврозу, психосоматическим заболеваниям, снижению интеллектуальных возможностей человека.
Есть немало способов профилактики утомления и переутомления —от пассивного отдыха до активной фармакотерапии. Но, на наш взгляд, одни из лучших способов — физические упражнения. Мы уже говорили о том, что импульсация от мышц тонизирует клетки мозга и стимулирует в них метаболизм. В то же время эти сигналы, поступая в так называемую ретикулярную формацию ствола мозга, усиливают активирующее влияние на корковые нейроны, что значительно увеличивает их энергетический потенциал. Физические упражнения стимулируют работу эндокринных желез, а поступающие в кровь гормоны и медиаторы обегчают и ускоряют межнейронные взаимодействия. Тому же способствуют гуморальные сдвиги, обусловленные положительными эмоциями от занятий. Кроме того, при мышечных нагрузках благодаря усилению кровообращения, лимфообращения, дыхания, работы печени, почек и других органов улучшается трофика клеток мозга, ускоряется удаление из них шлаков и токсических веществ.
Из всех этих причин вытекает важное следствие: сильные, мускулистые, тренированные люди обладают высокой умственной работоспособностью, быстрее восстанавливаются, меньше утомляются и в конечном счете больше успевают, успешнее выполняют намеченное.
В художественной литературе, в кино распространен странный штамп: школьник-отличник, хороший студент, многообещающий ученый, как правило, худосочны, сутулы, физически немощны, близоруки. Конечно, такое бывает, но этот штамп — бесспорная дань порочной сентенции «сила — уму могила». Как показали многочисленные исследования и у нас, и за рубежом, лучше учатся все-таки физически крепкие, тренированные юноши и девушки, а мускулистые научные сотрудники и специалисты в большинстве своем работают продуктивнее слабых, хилых и узкогрудых.
Что же выбрать, если вы уверовали, наконец, в необходимость ежедневных мышечных нагрузок, их магическую роль в укреплении и поддержании интеллектуального тонуса? Можно бегать трусцой или заниматься ритмической гимнастикой, хорошо купаться в проруби и играть в теннис, много пользы от плавания в бассейне и ходьбы на лыжах. Но в первую очередь мы рекомендуем простые силовые упражнения.
Почему?
Нам дорога каждая минута. А силовые нагрузки дают наибольшую импульсацию в единицу времени, быстрее любых других упражнений снимают психоэмоциональное напряжение и умственное утомление, включают вегетативные и эндокринные механизмы, восстанавливающие нервную систему. Для полноценной силовой тренировки достаточно 15 — 20 минут.
Польза любого упражнения в значительной мере зависит от регулярности выполнения, поэтому оно должно быть предельно простым и доступным.
Силовые упражнения легко делать дома до работы или после. Кроме гантелей и резинового амортизатора ничего не нужно, а можно обойтись и без них. Силовые тренировки прекрасно сочетаются с любыми другими упражнениями. Если выдастся свободное время, их можно дополнить пробежкой или лыжной прогулкой, плаванием или какой-нибудь спортивной игрой.
Если выбор сделан, приступайте к тренировкам.
Ум есть — нужна сила.
Михаил Залесский