Опубликовано в разделе Здоровье, 06.09.2011, 1356 просмотров

Медицин много, здоровье - одно

Общаясь с врачами, мы замечаем, что большинство из них воспри­нимает медицину как бы «изнутри», сточки зрения своей сравни­тельно узкой профессиональной области, И очень часто такой уз­кий взгляд на лечение не позволяет всесторонне подходить к боль­ному, лечить человека, а не болезнь. С другой стороны, существу­ет множество методов лечения, порой весьма эффективных, ноне укладывающихся в рамки академической медицины. Помочь нам разобраться в «традиционных» и «нетрадиционных» направлениях медицины согласился целитель и психотерапевт, ректор Санкт-Пе­тербургского института социального развития естественных спо­собностей, координатор от России в ВОЗ по созданию Глобально­го атласа традиционной медицины А. В. Горюнов.

— Андрей Викторович, что такое традиционные и нетрадиционные методы лечения? С этими названиями происходит какая то путаница…

— Есть международное понятие, что такое традиционная медицина, а есть наше — как особенности национальной охоты. В документах Всемирной организации здравоохранения под традиционной медициной понимают все необычные виды медицинской помощи: «этническую», «авторскую», «альтернативную», «дополнительную» медицины и народные методы лечения, т.е. такие, которые в ортодоксальной медицине обычно не применяются.

В России есть два понятия: тради­ционная медицина и народная меди­цина, и они решением Минздрава официально считаются разными. На­родной медициной считается сово­купность методов профилактики, ди­агностики и лечения, основанных на опыте многих поколений людей, ут­вердившиеся в народных традициях и не зарегистрированных в установлен­ном порядке законодательством РФ.

— Значит, в России все-таки можно официально применять народную медицину?

— Наши лечебные учреждения могут применять только те методы народной медицины, которые проверены и зарегистрированы в законном порядке. Раз в два года выходит Реестр новых медицинских технологий. И если там нет какого-либо метода, то врачи не имеют права его применять. А если механизм действия метода непонятен, то в Реестр он не по­ падет.

Но народная медицина как раз, в основном, и состоит из методов, ме­ханизм которых часто непонятен, опи­сать который просто невозможно. Тут и проявляется особый талант народ­ного лекаря. Носителем народной ме­дицины всегда была и остается сама личность лекаря, который (одному Богу известно как) подбирает методи­ку лечения. Что мы видим при подготовке практикующего врача? Вот — схема чело­веческого организма, вот — симптомы болезни, вот вам лекарство, абсолют­но одинаковое для всех без разбора при определенных симптомах. Где тут проявиться таланту? Хотя самые луч­шие из известных врачей, несомнен­но, талантливые личности, но все же носителем академической медицины является учебник.

— Что же тогда считается тра­диционной медициной?

— Во всем мире традиционная и народная медицина — понятие общее. Традиционная медицина — это и есть медицина, взятая из различных народных традиций. В СССР ее пренебрежительно называли «нетрадиционной», запрещали и считали вредной. Такое отношение сохранилось и сегодня: в России «традиционной медициной» называют определенный раздел официальной, академической, научно доказанной медицины. Методики, взятые из самых различных традиций и практик, претерпевают всевозможные изменения, подгоняются под определенное использование, дается упрощенное понимание механизма действия, а в результате сам метод исцеления часто искажается.

— Можно ли привести примеры?

— Возьмите мануальную терапию. Еще совсем недавно эта область лечения вообще была под запретом. Что же мы видим сейчас? Множество кабинетов мануальных терапевтов и множество пациентов, тяжело постра­давших от их воздействия.

А ведь для того, чтобы получить диплом мануального терапевта, надо сначала стать врачом-невропатоло­гом, потом закончить специальные курсы и т.д. Но при этом им обычно не объясняют ни энергетической взаи­мосвязи различных систем и органов человеческого тела, ни их взаимодей­ствия. И часто бывает, что настоящий деревенский костоправ, получивший свое умение по наследству, добивает­ся несравненно лучших результатов, чем какой-нибудь просто мануальный терапевт, потому что все эти вещи учитывает, хотя и не имеет специаль­ного образования.

— А рефлексотерапия, лечение пиявками, травами? Там тоже происходят искажения метода?

— К сожалению, да. Китайская ме­тодика постановки игл в определен­ные точки на теле больного давно из­вестна в России, особенно в Бурятии, в Туве. Но хотя практика иглотерапии и разрешена, механизм ее действия до сих пор официально не объяснен и не признан. Ведь как находит у вас ак­тивную точку настоящий иглорефлексотерапевт? Он просто ведет рукой и говорит: «Ага, вот она!», т.е. он ее чув­ствует! Подавляющее большинство ныне практикующих в этой области врачей-невропатологов сначала гля­дит на схему, затем сверяет эту схему с вашим телом и тогда как бы вычис­ляет эту вашу точку, ничего при этом, конечно, не чувствуя. А ведь для каж­дого больного точки расположены индивидуально, несмотря на все общие схемы!

— Каждый ли человек может исцелять, то есть является носителем того, что Вы называете «естественными способностя­ми?

— Способность лечить, исцелять есть у всех без исключения. Просто эти способности часто лежат как бы под спудом, невостребованными. Однако их можно развить, научить че­ловека нормально пользоваться сво­ими способностями. К сожалению, многие люди не отдают себе отчета, чем они владеют. Конечно, может присутствовать и талант, но и каждод­невный тяжелый труд обязателен, как в спорте. Бывает, что у человека дар Божий, но это — чудо, особый случай. В спорте тоже не все становятся чем­пионами.

— Как Вы относитесь к самолечению? Официальная медицина его не приветствует…

— Самолечение, или самоисцеле­ние — это присущее человеку каче­ство, самой природой заложенное в нас для выживания. Эффект от исце­ления травами, закалки, самоочище­ния организма и немалый, поэто­му официально запрещать самолечение — это значит лишать человека ка­чества самовыживания. При простуде наша исконная русская банька, где нужно хорошо пропотеть, а потом вы­пить чаю с малинкой, не заменится никаким «Терафлю».

И все же качество лечения опреде­ляется личным опытом человека и его знанием себя. Главное здесь — жела­ние выжить. Если человек хочет вы­жить, то скорее всего он начнет сам искать способы лечения, а потом уже пойдет к врачам.

— Что можно предпринять тем людям, которые к своим, ска­жем, 50 годам успели накопить всевозможные болячки и мечтают со всем эти грузом справиться?

— Собой заняться никогда не поздно. Расскажу один случай. Я плыл на пароме по Азовскому морю. Один старичок, увидев мою утреннюю зарядку, которую я выполнял в укромном уголке, подошел и спросил: а вот так можешь? И внезапно показал мне такие сложные упражнения, которые я и представить себе не мог. Я удивился, а он мне поведал свою историю. Долгое время он работал водителем у партийных боссов, растолстел, нажил множество болезней, пришлось даже досрочно, до пенсии, бродить работу. И вот в один прекрасный день, лежа в постели, он почувствовал, что просто умирает. И тут то ли ему кто-то  посоветовал, то ли он голос какой-то услышал, только все бросил, переехал в Керчь, купил там себе домишко, огородик, начал работать себе понемногу и стал бегать. И так привел он себя в порядок, что в свои 70 с лишком лет выглядел почти как подросток — такой худенький, подтянутый и бодрый. Человек изменил свою жизнь и приобрел здоровье, встретил даже в свои преклонные годы подругу, в общем, зажил полноценной и счастливой жизнью.

— А что мешает каждому поступить так же, инерция сознания?

— Я думаю, тут другое. Видимо, если человек как-то  не так живет и со здоровьем у него что-то  не так, то он внутренне начинает себя казнить, за­ниматься самоуничтожением. Проку­рора мы носим в себе, и прокурор го­ворит; «Такая скотина, как ты, жить не должна». Это очень страшно и непра­вильно. И это может быть причиной многих наших заболеваний. Хотя, ес­тественно, каждый человек рождает­ся со многими отклонениями, но при том, что есть, мы можем либо лучше себя чувствовать, либо хуже.

— Есть всевозможные диеты, полное и частичное вегетари­анство, раздельное питание и др. Какого образа питания вы советуете придерживаться?

— Каждому человеку важно решить, с какой целью и для чего он решает изменить свой образ питания. Если, например, он захотел заняться лече­нием какой-то определенной болезни или справиться с какой-то своей про­блемой, то он будет искать и, думаю, обязательно найдет то питание, кото­рое ему подходит. Глупо два месяца применять диету, а потом объедаться, как привык раньше, да еще при этом постоянно себя ругать. Или соблю­дать какую-то диету, пусть даже раз­дельное питание, для «галочки», не испытывая при этом ни малейшего удовольствия. Здоровья от такой ди­еты точно не прибавится.

Я бы вообще рассматривал про­блему питания только для каждого отдельного человека и общих реко­мендаций не давал. Кому-то можно вообще обойтись без животных бел­ков, стать чистым вегетарианцем, а кому-то  — нет. Детям, например, когда они растут, белки бесспорно необходимы. Конечно, нельзя исключать из питания продукты, бога­тые йодом, который необходим для умственной деятельности человека. Надо учитывать и климатические ус­ловия, и какой работой человек за­нимается, и многие другие его осо­бенности. Так что желаю всем здоровья и ра­зумного подхода к своему образу жизни.

Беседовала Елена Светлова