Общаясь с врачами, мы замечаем, что большинство из них воспринимает медицину как бы «изнутри», сточки зрения своей сравнительно узкой профессиональной области, И очень часто такой узкий взгляд на лечение не позволяет всесторонне подходить к больному, лечить человека, а не болезнь. С другой стороны, существует множество методов лечения, порой весьма эффективных, ноне укладывающихся в рамки академической медицины. Помочь нам разобраться в «традиционных» и «нетрадиционных» направлениях медицины согласился целитель и психотерапевт, ректор Санкт-Петербургского института социального развития естественных способностей, координатор от России в ВОЗ по созданию Глобального атласа традиционной медицины А. В. Горюнов.
— Андрей Викторович, что такое традиционные и нетрадиционные методы лечения? С этими названиями происходит какая то путаница…
— Есть международное понятие, что такое традиционная медицина, а есть наше — как особенности национальной охоты. В документах Всемирной организации здравоохранения под традиционной медициной понимают все необычные виды медицинской помощи: «этническую», «авторскую», «альтернативную», «дополнительную» медицины и народные методы лечения, т.е. такие, которые в ортодоксальной медицине обычно не применяются.
В России есть два понятия: традиционная медицина и народная медицина, и они решением Минздрава официально считаются разными. Народной медициной считается совокупность методов профилактики, диагностики и лечения, основанных на опыте многих поколений людей, утвердившиеся в народных традициях и не зарегистрированных в установленном порядке законодательством РФ.
— Значит, в России все-таки можно официально применять народную медицину?
— Наши лечебные учреждения могут применять только те методы народной медицины, которые проверены и зарегистрированы в законном порядке. Раз в два года выходит Реестр новых медицинских технологий. И если там нет какого-либо метода, то врачи не имеют права его применять. А если механизм действия метода непонятен, то в Реестр он не по падет.
Но народная медицина как раз, в основном, и состоит из методов, механизм которых часто непонятен, описать который просто невозможно. Тут и проявляется особый талант народного лекаря. Носителем народной медицины всегда была и остается сама личность лекаря, который (одному Богу известно как) подбирает методику лечения. Что мы видим при подготовке практикующего врача? Вот — схема человеческого организма, вот — симптомы болезни, вот вам лекарство, абсолютно одинаковое для всех без разбора при определенных симптомах. Где тут проявиться таланту? Хотя самые лучшие из известных врачей, несомненно, талантливые личности, но все же носителем академической медицины является учебник.
— Что же тогда считается традиционной медициной?
— Во всем мире традиционная и народная медицина — понятие общее. Традиционная медицина — это и есть медицина, взятая из различных народных традиций. В СССР ее пренебрежительно называли «нетрадиционной», запрещали и считали вредной. Такое отношение сохранилось и сегодня: в России «традиционной медициной» называют определенный раздел официальной, академической, научно доказанной медицины. Методики, взятые из самых различных традиций и практик, претерпевают всевозможные изменения, подгоняются под определенное использование, дается упрощенное понимание механизма действия, а в результате сам метод исцеления часто искажается.
— Можно ли привести примеры?
— Возьмите мануальную терапию. Еще совсем недавно эта область лечения вообще была под запретом. Что же мы видим сейчас? Множество кабинетов мануальных терапевтов и множество пациентов, тяжело пострадавших от их воздействия.
А ведь для того, чтобы получить диплом мануального терапевта, надо сначала стать врачом-невропатологом, потом закончить специальные курсы и т.д. Но при этом им обычно не объясняют ни энергетической взаимосвязи различных систем и органов человеческого тела, ни их взаимодействия. И часто бывает, что настоящий деревенский костоправ, получивший свое умение по наследству, добивается несравненно лучших результатов, чем какой-нибудь просто мануальный терапевт, потому что все эти вещи учитывает, хотя и не имеет специального образования.
— А рефлексотерапия, лечение пиявками, травами? Там тоже происходят искажения метода?
— К сожалению, да. Китайская методика постановки игл в определенные точки на теле больного давно известна в России, особенно в Бурятии, в Туве. Но хотя практика иглотерапии и разрешена, механизм ее действия до сих пор официально не объяснен и не признан. Ведь как находит у вас активную точку настоящий иглорефлексотерапевт? Он просто ведет рукой и говорит: «Ага, вот она!», т.е. он ее чувствует! Подавляющее большинство ныне практикующих в этой области врачей-невропатологов сначала глядит на схему, затем сверяет эту схему с вашим телом и тогда как бы вычисляет эту вашу точку, ничего при этом, конечно, не чувствуя. А ведь для каждого больного точки расположены индивидуально, несмотря на все общие схемы!
— Каждый ли человек может исцелять, то есть является носителем того, что Вы называете «естественными способностями?
— Способность лечить, исцелять есть у всех без исключения. Просто эти способности часто лежат как бы под спудом, невостребованными. Однако их можно развить, научить человека нормально пользоваться своими способностями. К сожалению, многие люди не отдают себе отчета, чем они владеют. Конечно, может присутствовать и талант, но и каждодневный тяжелый труд обязателен, как в спорте. Бывает, что у человека дар Божий, но это — чудо, особый случай. В спорте тоже не все становятся чемпионами.
— Как Вы относитесь к самолечению? Официальная медицина его не приветствует…
— Самолечение, или самоисцеление — это присущее человеку качество, самой природой заложенное в нас для выживания. Эффект от исцеления травами, закалки, самоочищения организма и немалый, поэтому официально запрещать самолечение — это значит лишать человека качества самовыживания. При простуде наша исконная русская банька, где нужно хорошо пропотеть, а потом выпить чаю с малинкой, не заменится никаким «Терафлю».
И все же качество лечения определяется личным опытом человека и его знанием себя. Главное здесь — желание выжить. Если человек хочет выжить, то скорее всего он начнет сам искать способы лечения, а потом уже пойдет к врачам.
— Что можно предпринять тем людям, которые к своим, скажем, 50 годам успели накопить всевозможные болячки и мечтают со всем эти грузом справиться?
— Собой заняться никогда не поздно. Расскажу один случай. Я плыл на пароме по Азовскому морю. Один старичок, увидев мою утреннюю зарядку, которую я выполнял в укромном уголке, подошел и спросил: а вот так можешь? И внезапно показал мне такие сложные упражнения, которые я и представить себе не мог. Я удивился, а он мне поведал свою историю. Долгое время он работал водителем у партийных боссов, растолстел, нажил множество болезней, пришлось даже досрочно, до пенсии, бродить работу. И вот в один прекрасный день, лежа в постели, он почувствовал, что просто умирает. И тут то ли ему
— А что мешает каждому поступить так же, инерция сознания?
— Я думаю, тут другое. Видимо, если человек
— Есть всевозможные диеты, полное и частичное вегетарианство, раздельное питание и др. Какого образа питания вы советуете придерживаться?
— Каждому человеку важно решить, с какой целью и для чего он решает изменить свой образ питания. Если, например, он захотел заняться лечением какой-то определенной болезни или справиться с какой-то своей проблемой, то он будет искать и, думаю, обязательно найдет то питание, которое ему подходит. Глупо два месяца применять диету, а потом объедаться, как привык раньше, да еще при этом постоянно себя ругать. Или соблюдать какую-то диету, пусть даже раздельное питание, для «галочки», не испытывая при этом ни малейшего удовольствия. Здоровья от такой диеты точно не прибавится.
Я бы вообще рассматривал проблему питания только для каждого отдельного человека и общих рекомендаций не давал. Кому-то можно вообще обойтись без животных белков, стать чистым вегетарианцем, а
Беседовала Елена Светлова