Говорят, все болезни от нервов. Но это — фигуральное выражение. Смысл его в том, что стрессы ослабляют защитную реакцию организма, ведут к отклоненьям от нормы.
У русского национального менталитета всегда были сложные отношения с понятием нормы. Издавна в почете у нас крайности.
Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж сплеча!
— писал А.К. Толстой про эту нашу особенность. Всегда
Все у нас неспроста, все имеет подтекст. Слишком умным не доверяют, об алкоголиках слагают легенды. Владимир Высоцкий на одном из своих выступлений рассказывал такой случай:
«Был у нас в театре грузчик. Вечно пьяный. У него уж так вестибулярный аппарат наладился — если трезвым понесет ящик с бутылками, обязательно разобьет. Буфетчица знала за ним этот грех и сама наливала ему, не дожидаясь, когда он попросит. Однажды он по пьянке отрубил себе палец. Отвезли его в больницу, зашили. Прошло месяца два-три. Как-то стоит он возле буфета, смотрит на руку — а пальца нет.
— Клава, — спрашивает он буфетчицу. — Где у меня палец-то?
— Да ты что, Вань, — рассердилась буфетчица. — Неужто забыл, как отрубил его? Мы еще в больницу тебя возили, переживали за тебя…
— Да… — он недоуменно смотрит на руку, подносит ее к лицу, морщит лоб,
— Может, это у меня с войны, а?».
Реакция на быт у нас, соответственно, острая. Толкнут тебя утром в транспорте или дождь внезапно пойдет — вечером с женой поругаешься. За окном с оглушительным грохотом лопнула автомобильная шина — а у тебя в боку закололо и голова кружится. Все болезни от нервов: алкоголизм, аллергия и даже зубная боль.
Даже кризис, разразившийся сегодня в России, — не финансовый, а психологический. Чтобы с достоинством пережить это время, нужно иметь крепкие нервы. Ведь кризис — следствие все той же нашей особенности: остро реагировать на вещи, к которым за много лет можно было привыкнуть. Говорят, что так жить нельзя. Но раз мы живем — значит, можно.
Кто-то сказал, что доллар в России скачет, как температура. А врачи советуют близким заболевшего человека не сообщать ему плохих новостей — температура поднимется. Вот так и с нами, как с тяжелобольными. Телевизор включили — переживаем, бежим в магазин скупать сахар, соль, кильки в томатном соусе. А соль, кстати, белая смерть. Сахар — тоже. Ну и так далее.
Лао-Цзы, если не ошибаюсь, говорил, что жить в эпоху перемен — серьезное испытание. В экстремальных ситуациях есть и свои плюсы. Видишь, по крайней мере, истинное лицо окружающих. Каждый проявляет себя по-своему: один бегает по городу в поисках дешевого масла, другой срочно подает документы на выезд, третий с олимпийским спокойствием дает в долг едва знакомому человеку…
Впрочем, сам Лао-Цзы предпочитал катастрофам покой и уединение. Но то Лао-Цзы, а у нас нервная почва. Все, что происходит на ней, странно, непредсказуемо. Но не факт, что рецепты счастья, выработанные, скажем, западной культурой, подойдут и для России. Почти наверняка — нет.
Есть такой исторический анекдот. К маститому Достоевскому приводят юного Дмитрия Мережковского, впоследствии знаменитого романиста. Приводит отец — показать стихотворные опыты сына, спросить совета. Достоевский читает вирши, абсолютно беспомощные, морщится и говорит такие слова: «Все это никуда не годится. Чтобы стать настоящим писателем, необходимо страдать!».
— Если так, пусть лучше не пишет. Только бы не страдал, — реагирует отец Мережковского.
Эту реакцию вполне можно понять. Ведь все в мире уравновешенно. Сплошь и рядом нравственный взлет компенсируется страданием. А хороший отец предпочтет для сына нормальную — пусть без взлетов, но зато без падений — жизнь. Ничем не выдающуюся судьбу.
Добавлю, что сейчас романы Мережковского популярней пронзительных вещей Достоевского. Правда, не у нас, а во Франции.
Там, в западном мире, принято считать, что личное счастье гораздо важней общественного. И это, как ни странно, укрепляет общественное благополучие. Такой вот разумный эгоизм
В этом сравнении нет ничего обидного. Ведь что нужно растению? Как минимум — стоять на нормальной почве. Чтоб хорошо поили, заботились о нем в непогоду. И, конечно, любили. Но не пронзительной, а ровной, ежедневной любовью. Тогда и лес будет цел. Тогда дождь, снег и прочие неприятности окажутся пустяками, не больше.
Помянутый уже Достоевский утверждал, что красота спасет мир. Эти слова знает теперь каждый школьник. Но получила известность лишь часть цитаты. «Красота спасет мир, но ВмиаЯ добра ли она?», — так на самом деле говорил Федор Михайлович. То есть спасение мира — вопрос нравственный, этический, а не эстетический, как решили потомки.
Иосиф Бродский, поэт с катастрофическим взглядом на жизнь, развил мысль Достоевского, исходя из реалий нашего жестокого времени. «Мир, вероятно, спасти уже не удастся, — говорил он, — но отдельного человека всегда можно». Это — главное. Большего, собственно, и не надо.
Общество — в идеале, конечно, — живет по тем же продиктованным природой законам, что и человеческий организм. Это, кстати, хорошо понимали китайские мудрецы. Даосский философ Лао Цзюнь говорил: «Есть цари, которые не способны сохранить государственной власти. И есть люди, не способные сохранить организм в целости на протяжении жизни».
Восток — дело тонкое. Там свои понятия о том, что хорошо, а что, соответственно, — плохо. В этом смысле показательна философия даосов. Они не противопоставляли духовный мир миру материальному и призывали руководствоваться только оценками «правильно» и «неправильно». Человек, как и весь окружающий мир, считали они, — абсолютно гармоничный, сбалансированный, целостный организм. А все заболевания (физические, душевные) происходят от нарушения этой вселенской гармонии. Нарушение Дао, естественного расклада сил, это и есть неправильно. Дальше снова цитирую Лао Цзюня:
«Люди считают, что маленькое добро не приносит пользы, и потому не желают делать добро. Им кажется, что от маленького зла не будет ущерба, — и они не спешат исправлять это зло.
Но если не накапливать добро мало-помалу — не получится великой Потенции. Если не воздерживаться от зла в малом, тогда свершится большое преступление.
Болезнь возникает у человека в связи с ошибками и грехами. Когда человек нарушает правила, противоречит истине — его плоть и мышление становятся пустыми, семя и дыхание не удерживаются в нем. А непосредственными возбудителями являются питье и пища, тепло и холод. Внешние воздействия могут поразить организм — поэтому мудрый одевается по потребностям тела и питается по нужде организма».
Болезнями Лао Цзюнь называет первопричины физических недомоганий. И приводит длинный список этих первопричин. Вот некоторые из них.
© Если нет ровного состояния в сердце — это болезнь.
© Помогая людям, надеяться на воздаяние — это болезнь.
© Завидовать богатым — это болезнь.
© Много ненавидеть, мало любить — это это болезнь.
© Желать
© Радоваться ошибкам других — это болезнь.
© Находить недостатки у известных людей — это болезнь.
© Пользуясь властью, творить произвол — это болезнь.
© Побеждать людей, применяя силу, — это болезнь.
© Сетовать на то, что приходится трудиться, — это болезнь.
© Настойчиво приставать к женщинам — это болезнь.
© Иллюзии принимать за реальность — это болезнь.
© Постоянно обсуждать, что есть правда и что неправда, лезнь.
Перекладывать ответственность на других людей — это болезнь. Побуждать к вступлению в брак — это болезнь. Нарушать обещания — это болезнь. Порицать человека за то, что он не облагодетельствовал тебя, — это болезнь. Поносить и порицать талантливых — это болезнь. Не любить людей за то, что превзошли тебя, — это болезнь. Быть ревнивым — это болезнь. Возвращаться в мыслях к старым обидам — это болезнь. Беседовать с дураком — это болезнь. В тяжелой ситуации поступать легкомысленно — это болезнь. Подстрекать к беззакониям — это болезнь. Буянить, напившись вина, — это болезнь.
© Вмешиваться в чужие дела — это болезнь.
© Не прислушиваться к противоположному мнению — это болезнь.
© Смеяться над слепыми, глухими, немыми — это болезнь.
Ничего нового, как видите, нет в этом списке. Лишь прописные истины, знакомые с детства каждому. Очень важно докопаться до источника своих неприятностей, поставить верный диагноз. Но одного знания, видимо, недостаточно. Это все равно что покаяться, исповедоваться и продолжать грешить. Нужно уметь исправлять собственные ошибки. Вот, что об этом говорит Лао Цзюнь.
«С древних времен мудрецы стремились совершать добро и в мелочах. Не было ни малейшего проступка, который они бы не исправляли.
Если ведешь себя таким образом, можно сказать, что принимаешь лекарство.
© Не брать сверх того, что тебе положено, — это лекарство.
© Помогать старым и слабым — это лекарство.
© Сочувствовать покинутым, жалеть одиноких — это лекарство.
© Не требовать возвращения старых долгов — это лекарство.
© Не спорить, кто прав, а кто виноват, — это лекарство.
© Перетерпев оскорбление, не хранить обиду — это лекарство.
© Не помнить старого зла — это лекарство.
© Уступать лучшее, брать себе худшее — это лекарство.
© Уступать большее, брать себе меньшее — это лекарство.
© Не жаловаться на тяжелую работу — это лекарство.
© Будучи бедным, не досадовать — это лекарство.
© Не преувеличивать свое значение — это лекарство.
© Хорошо относиться к успехам других — это лекарство.
© В своих бедах и болезнях винить самого себя — это лекарство.
© Желать людям исполнения их желаний — это лекарство.
© Не вмешиваться в чужие дела — это лекарство.
© Почитать стариков — это лекарство.
© И за закрытой дверью строго блюсти себя — это лекарство.
© Быть добрым в сердце и отзывчивым в мыслях — это лекарство».