В правовых отношениях, которые возникают непосредственно при оказании медицинских услуг, одной стороной является пациент, другой — медицинская организация, или непосредственно сам медицинский работник (целитель), если он занимается частной практикой. В этих отношениях каждая сторона имеет свои права и обязанности и несет определенную ответственность. При посещении врача происходит исполнение договора, заключенного устно или письменно, а также фиксируется взаимодействие участников отношений.
На каждого пациента заводится карточка или история болезни, и, таким образом, возникают правовые последствия для обеих сторон для пациента и для медицинского учреждения или частнопрактикующего врача (целителя). Так, если в результате нарушения своих обязанностей медицинским работником будет причинен вред пациенту, то имущественную ответственность несет учреждение или непосредственно врач, практикующий на основании лицензии.
Кроме отношений «пациент-лечебное учреждение-врач» существуют отношения, связанные с их организацией и финансированием, эти отношения возникают уже до прихода к врачу. Организация финансирования и оказания медицинских услуг, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования и гарантированной государством медико-социальной помощи, осуществляется компетентными государственными органами или по их поручению. Получение дополнительных медицинских услуг за счет личных средств (или за счет прибыли предприятий, действующих в интересах конкретного лица) пациент может предварительно организовать непосредственно сам. Например, заключить длительный договор об оказании медицинской помощи с лечебным учреждением, а также воспользоваться услугами предприятий, специализирующихся на организации оказания и финансирования медицинской помощи. Такие предприятия обязуются перед пациентом или представляющей его интересы стороной, организовать оказание, а возможно, и оплату медицинских услуг. Их преимуществом является предоставление дополнительных гарантий качества и более широкого выбора медицинских и социальных услуг и учреждений в соответствии с индивидуальными возможностями и требованиями.
Среди предприятий и организаций, выступающих, по существу, посредниками между пациентом и лечебным учреждением (врачом), особым правовым статусом обладают страховые медицинские организации. Они не входят в систему здравоохранения, и сами медицинской помощи не оказывают. Страховые медицинские организации обеспечивают оказание медицинских услуг своим клиентам, в соответствии с программами услуг и обязуются оплачивать их. Тарифные ставки страховых взносов разных категорий страхования отражают качественный уровень обслуживания (медицинские учреждения, предоставляющие одинаковые услуги, имеют разный уровень квалификации врачей, оснащения медицинской техникой и т. д.), а также степень риска наступления страхового случая (заболевания, травмы и т. д.). В договоре добровольного медицинского страхования часто предусмотрена обязанность пациента пройти медицинское освидетельствование, на основании результатов которого определяется принадлежность к конкретной группе риска. Заведомое сокрытие каких-либо фактов о состоянии здоровья или использование подставного лица для освидетельствования служат основанием для расторжения договора. Отличительной особенностью страховой организации от других посредников в области медицины является порядок оплаты медицинских услуг. Он строится на одинаковом имущественном риске для страховой организации и пациента. Однако некоторые страховые организации предусматривают частичный возврат взносов, неизрасходованных в течение срока действия договора. В определенных случаях страховая медицинская организация имеет право не оплачивать лечение застрахованного лица. Такими случаями могут стать несоблюдение пациентом предписаний медицинского учреждения, вина в наступлении страхового случая (получение травматического повреждения в состоянии алкогольного опьянения, в результате совершения преступления и т. п.), получение непредусмотренных договором медицинских услуг.
Деятельность многих организаций в медицинской сфере направлена на подбор лечебно-профилактических учреждений индивидуально для пациента (или семьи) и защиту его интересов в получении оптимального для него комплекса медицинских услуг. Такие организации предлагают своим клиентам договоры на информационные, консультативные услуги и организацию медицинского обслуживания.
Появление на рынке медицинских услуг разнообразных предприятий и учреждений, опосредующих лечебно-профилактическую помощь, существенно расширяет возможности каждого организовать для себя максимально удобную форму медицинского обслуживания. Это стоит сделать, так как, позаботившись о здоровье сегодня, выбрав для этого время сейчас, можно защитить себя от лишних затрат и чрезвычайных ситуаций на долгое время вперед.
Олеся Соколова, юрист