Опубликовано в разделе Здоровье, 26.06.2011, 3732 просмотра

Кто может оказать Вам медицинскую услугу?

В правовых отношениях, которые возникают непосредственно при оказании медицинских услуг, одной стороной является па­циент, другой — медицинская организация, или непосредствен­но сам медицинский работник (целитель), если он занимается частной практикой. В этих отношениях каждая сторона имеет свои права и обязанности и несет определенную ответственность. При посещении врача происходит исполнение договора, заключенного устно или пись­менно, а также фиксируется взаимодействие участников отношений.

На каждого пациента заводится карточка или история болезни, и, та­ким образом, возникают правовые последствия для обеих сторон для пациента и для медицинского учреждения или частнопрактикующего врача (целителя). Так, если в результате нарушения своих обязанно­стей медицинским работником будет причинен вред пациенту, то иму­щественную ответственность несет учреждение или непосредственно врач, практикующий на основании лицензии.

Кроме отношений «пациент-лечебное учреждение-врач» существуют отношения, связанные с их организацией и финансированием, эти от­ношения возникают уже до прихода к врачу. Организация финансиро­вания и оказания медицинских услуг, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования и гарантированной государ­ством медико-социальной помощи, осуществляется компетентными государственными органами или по их поручению. Получение допол­нительных медицинских услуг за счет личных средств (или за счет прибыли предприятий, действующих в интересах конкретного лица) пациент может предварительно организовать непосредственно сам. Например, заключить длительный договор об оказании медицинской помощи с лечебным учреждением, а также воспользоваться услугами предприятий, специализирующихся на организации оказания и фи­нансирования медицинской помощи. Такие предприятия обязуются перед пациентом или представляющей его интересы стороной, орга­низовать оказание, а возможно, и оплату медицинских услуг. Их пре­имуществом является предоставление дополнительных гарантий каче­ства и более широкого выбора медицинских и социальных услуг и уч­реждений в соответствии с индивидуальными возможностями и требо­ваниями.

Среди предприятий и организаций, выступающих, по существу, по­средниками между пациентом и лечебным учреждением (врачом), осо­бым правовым статусом обладают страховые медицинские организа­ции. Они не входят в систему здравоохранения, и сами медицинской помощи не оказывают. Страховые медицинские организации обеспе­чивают оказание медицинских услуг своим клиентам, в соответствии с программами услуг и обязуются оплачивать их. Тарифные ставки стра­ховых взносов разных категорий страхования отражают качественный уровень обслуживания (медицинские учреждения, предоставляющие одинаковые услуги, имеют разный уровень квалификации врачей, ос­нащения медицинской техникой и т. д.), а также степень риска насту­пления страхового случая (заболевания, травмы и т. д.). В договоре до­бровольного медицинского страхования часто предусмотрена обязан­ность пациента пройти медицинское освидетельствование, на основа­нии результатов которого определяется принадлежность к конкретной группе риска. Заведомое сокрытие каких-либо фактов о состоянии здоровья или использование подставного лица для освидетельствова­ния служат основанием для расторжения договора. Отличительной особенностью страховой организации от других посредников в об­ласти медицины является порядок оплаты медицинских услуг. Он строится на одинаковом имущественном риске для страховой ор­ганизации и пациента. Однако некоторые страховые организации предусматривают частичный возврат взносов, неизрасходованных в течение срока действия договора. В определенных случаях стра­ховая медицинская организация имеет право не оплачивать лече­ние застрахованного лица. Такими случаями могут стать несоблю­дение пациентом предписаний медицинского учреждения, вина в наступлении страхового случая (получение травматического по­вреждения в состоянии алкогольного опьянения, в результате со­вершения преступления и т. п.), получение непредусмотренных договором медицинских услуг.

Деятельность многих организаций в медицинской сфере направ­лена на подбор лечебно-профилактических учреждений индивиду­ально для пациента (или семьи) и защиту его интересов в получе­нии оптимального для него комплекса медицинских услуг. Такие организации предлагают своим клиентам договоры на информа­ционные, консультативные услуги и организацию медицинского обслуживания.

Появление на рынке медицинских услуг разнообразных предпри­ятий и учреждений, опосредующих лечебно-профилактическую помощь, существенно расширяет возможности каждого организо­вать для себя максимально удобную форму медицинского обслу­живания. Это стоит сделать, так как, позаботившись о здоровье сегодня, выбрав для этого время сейчас, можно защитить себя от лишних затрат и чрезвычайных ситуаций на долгое время вперед.

Олеся Соколова, юрист