Опубликовано в разделе Здоровье, 12.02.2011, 1903 просмотра

Как устроен наш МОЗГ. Тест

Мозг — уникальный орган, свойства которого определяют самое, наверное, существенное в человеке — способность к научению. А что вы знаете об этом средоточии умственной деятельности? Проверьте свою осведомленность, отвечая на вопросы нашего теста.

1. Независимо от размеров вашей головы в мозгу находится колос­сальное количество нейронов (нервных клеток). Сколько их там?

A. 100 миллионов.

Б. 10 миллиардов.

B.  100 миллиардов.

2. Вес мозга у женщин в среднем на 150 граммов меньше, чем у мужчин. Открывший эту разницу французский анатом и антрополог Поль Брока сделал вывод, что представительницы «слабого» пола глупее мужчин. Каков современ­ный взгляд на сей счет?

А. Брока прав. Природа вложила больше в «сильный» пол.

Б. Вздор. Если бы ум зависел от массы мозга, то слоны были бы гораздо сообразительнее людей. В. Да здравствует женский ум! Равенство умственных возмож­ностей при меньшей массе мозга свидетельствует о его высокой функциональной эффективности.

3. Зерна — в голове, плевелы — в нужнике. Каким образом и где хранится в мозгу то, что человек запомнил?

A. В отдельных нейронах, кото­ рые «загораются», когда чело­ век думает о данном объекте, скажем, о своей бабушке.

Б. В сети связанных между собой нервных клеток, одновремен­но активизирующихся при вос­поминании, например, о день­ке, проведенном на пляже.

B.  В специальном участке мозга — своего рода ящичке. Познания в различных областях хранятся в разных «ящичках»: геогра­фические сведения содержатся в одном месте, музыкальные — в другом, литературные — в третьем и так далее.

4. В процессе эволюции вышло так, что одно из чувств особен­но тесно связано с памятью. Какое?

A. Зрение.

Б. Слух.

B. Обоняние.

5. Вы до сих пор помните, что вам подарили на ваш 12-й день рож­дения? Почему же тогда человек не помнит события своего младенче­ства и раннего детства?

A. Потому что в этом возрасте индивидуальное развитие моз­га еще не закончено, память еще не совершенна.

Б. Потому что для сохранения впечатлений в памяти нужно уметь говорить.

B. Потому что ранние впечатле­ ния хотя и хранятся в мозгу, но «завалены» последующими впечатлениями и с трудом извлекаются из памяти.

6. Нередко попытки научиться чему-либо новому проходят по принципу «в одно ухо вошло, в дру­гое вышло». Каким способом лучше овладевать новыми навыками, чтобы они закрепились прочно?

A. Зрительно, напри­мер с помощью видеозаписи.

Б. Выполнять требуе­мые действия самому.

B.  Слушать словесное объяснение, инструкцию выполнения требуемого действия.

7. Кто из школьников или студен­тов не мечтал о том, чтобы нуж­ная информация запоминалась во сне: положил на ночь книжку под подушку, а наутро все ее содержа­ние оказывается в голове. Возмож­но ли обучаться во сне?

A. Да, но только с помощью специальных источников звука (мнемонических аудиокассет).

Б. Да, во время сна мозг обраба­тывает информацию, получен­ную в период бодрствования.

B.  Нет. Во сне как раз все забывается. Для обучения необходимо состояние бодрствования.

8. Главный герой фильма Аки Каурисмяки «Человек без прошло­го» из-за удара по голове потерял память о своем прошлом. Однако профессиональные знания и навы­ки у него сохранились. Возможно ли это?

A. Биографические воспомина­ ния и навыки той или иной деятельности хранятся независимо друг от друга. При травме мозга может быть повреждена одна область, но не затронута другая.

Б. Да, но нарушение деятельнос­ти мозга не органическое, то есть нервные структуры не пострадали. Вследствие трав­мы произошло лишь подавле­ние воспоминаний. В таком случае может быть эффекти­вен психоанализ.

B. Нет. Ситуация в фильме выдуманная.

9. Кнут и пряник. Что заставляет молодежь учиться как можно лучше?

A. Личный опыт успеха, достигнутого собственными силами.

Б. Одобрение окружающих, в частности хорошие оценки.

B. Боязнь наказания.

Ответы

1. В. В мозгу 100 миллиардов нерв­ных клеток. Каждая из них связана с сотнями, а то и тысячами других та­ких же клеток.

2.  Б и В. В сравнении со слоном очевидно, что абсолютные разме­ры мозга не имеют значения. Нуж­ но рассматривать отношение массы мозга к массе всего тела. А этот по­ казатель у женщин выше, чем у мужчин. Более того, появились данные, указывающие на то, что слабый пол без потерь для ума обходится не только меньшей массой мозга, но меньшим числом нейронов, однако же показатели интеллекта у пре­красных дам в среднем ничуть не ху­же, чем у представителей «сильно­го» пола (объяснения этому пока нет).

3. Б. На сегодняшний день среди специалистов преобладает мнение, что память обеспечивается сетью одновременно активизирующихся нервных клеток. Гипотезы А ( «вос­ поминания о бабушке») и В ( «ящички») отвергнуты как несостоятельные.

4. В. У новорожденных детей обоняние играет очень большую роль, так как центр обоняния, в от­ личие от слухового и зрительного анализаторов, в головном мозгу к моменту рождения уже полностью развит. А он связан с центральными нервными структурами, отвечаю­щими за подсознательную оцен­ку личного опыта и ее хранение в долгосрочной памяти. Таким образом, запахи  стимулируют память. В детских воспоминаниях часто фигурируют те или иные за­пахи.

5. А. У ребенка мозг еще разви­вается, постепенно достигая окончательного уровня функциональных возможностей. Но доля правды есть и в ответе Б. Бывает, что трехлетний ребенок помнит какие-то события из са­мого раннего, едва ли не грудного возраста, но позже они забывают­ся. Лишь овладев, так сказать, ис­кусством повествования, он стано­вится способен присвоить своим воспоминаниям место и время, вы­строить их причинно-следствен­ные связи с другими событиями. Это пространственно-временная карти­на уже сохраняется в памяти в тече­ние всей жизни. Таково объяснение американского нейробиолога Лай­зы Элиот.

6. Б. Самостоятельные активные действия обеспечивают наилучшее обучение. В одном из исследований испытуемые либо сами совершали ряд действий, либо наблюдали те же действия в видеозаписи, либо выслушивали инструкции по их вы­полнению. Наилучшие результаты получились у тех, кто осваивал что-либо самостоятельно (так называе­мая включенная деятельность).

7. Б. Сомнолог Ян Борн из Любе­ка, изучавший роль сна в обучении, установил, что для прочного запо­минания информации важен глубо­кий сон, а для закрепления навыков физической деятельности, скажем умения кататься на лыжах, более су­щественна другая фаза сна — БДГ (фаза сна с быстрым движением глаз, в которой человек видит сны). Недостаток сна в любом случае не­гативно сказывается на обучении. Поэтому после зубрежки — скорее в постельку!

8. А. В настоящее время считает­ся, что существует несколько неза­висимых систем памяти и травмы мозга отражаются на них по-разно­му. Так, навыки физической дея­тельности довольно устойчивы. Воспоминания о событиях более подвержены «порче» — возможно, потому, что в них участвует более широкий набор мозговых структур. Впрочем, ответ Б тоже правилен. У человека, перенесшего травму, воз­можно подавление памяти.

9. А. Об этом свидетельствуют и эксперименты на животных. Мы­ши, обезьяны и прочие любопыт­ны, как дети. По-видимому, они по­лучают удовольствие от самостоя­тельного преодоления трудностей. Вывод, сделанный впервые врачом и педагогом Марией Монтессори, о том, что дети способны обучаться без педагога, теперь доказан экспе­риментально.

Таким образом, и это касается не только детей, но и взрослых, каж­дый самостоятельно найденный правильный ответ на предложен­ные вопросы — это ваш успех. А ес­ли вы к тому же узнали что-то но­вое, тем лучше!

Попова Татьяна