Мозг — уникальный орган, свойства которого определяют самое, наверное, существенное в человеке — способность к научению. А что вы знаете об этом средоточии умственной деятельности? Проверьте свою осведомленность, отвечая на вопросы нашего теста.
1. Независимо от размеров вашей головы в мозгу находится колоссальное количество нейронов (нервных клеток). Сколько их там?
A. 100 миллионов.
Б. 10 миллиардов.
B. 100 миллиардов.
2. Вес мозга у женщин в среднем на 150 граммов меньше, чем у мужчин. Открывший эту разницу французский анатом и антрополог Поль Брока сделал вывод, что представительницы «слабого» пола глупее мужчин. Каков современный взгляд на сей счет?
А. Брока прав. Природа вложила больше в «сильный» пол.
Б. Вздор. Если бы ум зависел от массы мозга, то слоны были бы гораздо сообразительнее людей. В. Да здравствует женский ум! Равенство умственных возможностей при меньшей массе мозга свидетельствует о его высокой функциональной эффективности.
3. Зерна — в голове, плевелы — в нужнике. Каким образом и где хранится в мозгу то, что человек запомнил?
A. В отдельных нейронах, кото рые «загораются», когда чело век думает о данном объекте, скажем, о своей бабушке.
Б. В сети связанных между собой нервных клеток, одновременно активизирующихся при воспоминании, например, о деньке, проведенном на пляже.
B. В специальном участке мозга — своего рода ящичке. Познания в различных областях хранятся в разных «ящичках»: географические сведения содержатся в одном месте, музыкальные — в другом, литературные — в третьем и так далее.
4. В процессе эволюции вышло так, что одно из чувств особенно тесно связано с памятью. Какое?
A. Зрение.
Б. Слух.
B. Обоняние.
5. Вы до сих пор помните, что вам подарили на ваш 12-й день рождения? Почему же тогда человек не помнит события своего младенчества и раннего детства?
A. Потому что в этом возрасте индивидуальное развитие мозга еще не закончено, память еще не совершенна.
Б. Потому что для сохранения впечатлений в памяти нужно уметь говорить.
B. Потому что ранние впечатле ния хотя и хранятся в мозгу, но «завалены» последующими впечатлениями и с трудом извлекаются из памяти.
6. Нередко попытки научиться чему-либо новому проходят по принципу «в одно ухо вошло, в другое вышло». Каким способом лучше овладевать новыми навыками, чтобы они закрепились прочно?
A. Зрительно, например с помощью видеозаписи.
Б. Выполнять требуемые действия самому.
B. Слушать словесное объяснение, инструкцию выполнения требуемого действия.
7. Кто из школьников или студентов не мечтал о том, чтобы нужная информация запоминалась во сне: положил на ночь книжку под подушку, а наутро все ее содержание оказывается в голове. Возможно ли обучаться во сне?
A. Да, но только с помощью специальных источников звука (мнемонических аудиокассет).
Б. Да, во время сна мозг обрабатывает информацию, полученную в период бодрствования.
B. Нет. Во сне как раз все забывается. Для обучения необходимо состояние бодрствования.
8. Главный герой фильма Аки Каурисмяки «Человек без прошлого» из-за удара по голове потерял память о своем прошлом. Однако профессиональные знания и навыки у него сохранились. Возможно ли это?
A. Биографические воспомина ния и навыки той или иной деятельности хранятся независимо друг от друга. При травме мозга может быть повреждена одна область, но не затронута другая.
Б. Да, но нарушение деятельности мозга не органическое, то есть нервные структуры не пострадали. Вследствие травмы произошло лишь подавление воспоминаний. В таком случае может быть эффективен психоанализ.
B. Нет. Ситуация в фильме выдуманная.
9. Кнут и пряник. Что заставляет молодежь учиться как можно лучше?
A. Личный опыт успеха, достигнутого собственными силами.
Б. Одобрение окружающих, в частности хорошие оценки.
B. Боязнь наказания.
Ответы
1. В. В мозгу 100 миллиардов нервных клеток. Каждая из них связана с сотнями, а то и тысячами других таких же клеток.
2. Б и В. В сравнении со слоном очевидно, что абсолютные размеры мозга не имеют значения. Нуж но рассматривать отношение массы мозга к массе всего тела. А этот по казатель у женщин выше, чем у мужчин. Более того, появились данные, указывающие на то, что слабый пол без потерь для ума обходится не только меньшей массой мозга, но меньшим числом нейронов, однако же показатели интеллекта у прекрасных дам в среднем ничуть не хуже, чем у представителей «сильного» пола (объяснения этому пока нет).
3. Б. На сегодняшний день среди специалистов преобладает мнение, что память обеспечивается сетью одновременно активизирующихся нервных клеток. Гипотезы А ( «вос поминания о бабушке») и В ( «ящички») отвергнуты как несостоятельные.
4. В. У новорожденных детей обоняние играет очень большую роль, так как центр обоняния, в от личие от слухового и зрительного анализаторов, в головном мозгу к моменту рождения уже полностью развит. А он связан с центральными нервными структурами, отвечающими за подсознательную оценку личного опыта и ее хранение в долгосрочной памяти. Таким образом, запахи стимулируют память. В детских воспоминаниях часто фигурируют те или иные запахи.
5. А. У ребенка мозг еще развивается, постепенно достигая окончательного уровня функциональных возможностей. Но доля правды есть и в ответе Б. Бывает, что трехлетний ребенок помнит какие-то события из самого раннего, едва ли не грудного возраста, но позже они забываются. Лишь овладев, так сказать, искусством повествования, он становится способен присвоить своим воспоминаниям место и время, выстроить их причинно-следственные связи с другими событиями. Это пространственно-временная картина уже сохраняется в памяти в течение всей жизни. Таково объяснение американского нейробиолога Лайзы Элиот.
6. Б. Самостоятельные активные действия обеспечивают наилучшее обучение. В одном из исследований испытуемые либо сами совершали ряд действий, либо наблюдали те же действия в видеозаписи, либо выслушивали инструкции по их выполнению. Наилучшие результаты получились у тех, кто осваивал
7. Б. Сомнолог Ян Борн из Любека, изучавший роль сна в обучении, установил, что для прочного запоминания информации важен глубокий сон, а для закрепления навыков физической деятельности, скажем умения кататься на лыжах, более существенна другая фаза сна — БДГ (фаза сна с быстрым движением глаз, в которой человек видит сны). Недостаток сна в любом случае негативно сказывается на обучении. Поэтому после зубрежки — скорее в постельку!
8. А. В настоящее время считается, что существует несколько независимых систем памяти и травмы мозга отражаются на них по-разному. Так, навыки физической деятельности довольно устойчивы. Воспоминания о событиях более подвержены «порче» — возможно, потому, что в них участвует более широкий набор мозговых структур. Впрочем, ответ Б тоже правилен. У человека, перенесшего травму, возможно подавление памяти.
9. А. Об этом свидетельствуют и эксперименты на животных. Мыши, обезьяны и прочие любопытны, как дети. По-видимому, они получают удовольствие от самостоятельного преодоления трудностей. Вывод, сделанный впервые врачом и педагогом Марией Монтессори, о том, что дети способны обучаться без педагога, теперь доказан экспериментально.
Таким образом, и это касается не только детей, но и взрослых, каждый самостоятельно найденный правильный ответ на предложенные вопросы — это ваш успех. А если вы к тому же узнали
Попова Татьяна