Опубликовано в разделе Здоровье, 14.02.2011, 4758 просмотров

Как управлять сознанием

Изучая литературу по нейрофи­зиологии, я был поражен удивитель­ным сходством строения мозга, и особенно информационных процес­сов, в нем протекающих, с устройст­вом и информационными процесса­ми электронных вычислительных машин. И у меня появилась идея ис­пользовать принципы обработки ин­формации, заложенные в ЭВМ, для создания методов управления ин­формационными процессами, проте­кающими в мозге, взяв за основу информационную модель сознания. В очень упрощенном виде суть этой модели сводится к следующему.

Так же как и в мозге, в ЭВМ об­рабатывается громадный обьем раз­личной информации. При этом ис­ходные данные для обработки, а также соответствующие программы, по которым она должна произво­диться, вводятся в ЭВМ с помощью терминального пульта или дисплея, оператором, работающим с ЭВМ. На этот же дисплей выводятся и резуль­таты обработки. Если теперь снаб­дить дисплей устройством (напри­мер, видеокамерой), считывающим выведенную на него информацию, и вновь ввести ее в ЭВМ, то ЭВМ, вос­принимая и анализируя эту инфор­мацию, будет как бы «осознавать» ее. Иными словами, роль оператора, следящего за дисплеем, выполняет сама же ЭВМ, при этом все вычисли­тельные процессы, происходящие в ЭВМ, информация о которых не вы­водится на дисплей, «осознаваться» ею не будут, то есть эти процессы аналогичны процессам подсознания.

Предлагаемая модель человече­ского сознания и механизм ее функ­ционирования станут понятны, если предположить, что и в центральной нервной системе человека сущест­вуют участки, ответственные за осознавание информации. Назовем эти участки «Дисплей сознания» (ДС). Выдвинутая гипотеза предполагает также, что все многообразие инфор­мации, циркулирующей внутри живо­го организма, обрабатывается по системе программ, называемой в вычислительной технике программ­ным обеспечением.

ДС может иметь множество са­мых различных функциональных со­стояний, начиная от первого состоя­ния, при котором он полностью вы­ключен (медленный сон), и кончая шестым, при котором человек может анализировать информацию, выво­димую на собственный ДС. Данное состояние требует от него опреде­ленных усилий и тренировки. Это прежде всего тренировка умения на­блюдать как бы со стороны за свои­ми мыслями, их эмоциональной ок­раской, своим   эмоциональным  состоянием и в какой-то мере контро­лировать их. Шестое состояние ДС имеет два режима работы: режим «Я» (режим ДС в реальной жизни) и режим «Я-исследователь» (т.е. ис­следователь самого себя, наблюда­ющий за своим ДС).

Перевод себя из режима «Я» в режим «Я-исследователь» связан с некоторыми трудностями. Это объ­ясняется тем, что оба режима ДС не могут существовать одновременно. Необходимым условием существо­вания режима «Я-исследователь» является наличие у ДС оперативной памяти, позволяющей запомнить мысли, отображаемые на ДС, а так­же их эмоциональную окраску в ка­кой-то момент времени в состоянии «Я» и проанализировать их после переключения ДС в режим «Я-ис­следователь».

Из сказанного следует важный вывод: используя шестое состояние ДС — режим «Я-исследователь», можно самому не только корректи­ровать программы нижних уровней (привычки, черты характера, а воз­можно, и взгляды, и убеждения), но и положительно влиять на работу внутренних органов. И совершенно не исключено, что, научившись уп­равлять своим ДС, можно добраться до клеточного и даже молекулярного уровней организма.

Предложенная модель сознания и гипотеза, объясняющая механизм его функционирования, позволяют под новым углом зрения взглянуть на некоторые поня­тия, определяющие внутренний мир чело­века. В частности, на понятие «душа», которая является аналогом про­граммного обеспечения орга­низма, то есть представляет собой совокупность программ, обеспечивающих его работу на всех уровнях: организма, органов, клеток. Информация, составляющая программное обеспечение, заложена в молекулах ДНК. В принципе, эту информацию, определяющую сущ­ность живого организма, его душу, можно записать и на каких-то других носителях или передать с помощью полей. Если рассуждать чисто теоре­тически, то душа действительно мо­жет существовать отдельно от тела, точно так же как и «душа» компью­тера — его программное обеспече­ние, записанное на магнитных носи­телях информации. Оно может быть изъято из компьютера и храниться отдельно или быть установлено в другой компьютер. Правда, пока не­понятно, на каких носителях инфор­мации, кроме молекул ДНК, может быть записан гигантский объем ин­формации, составляющий програм­мное обеспечение человека — его душу, и с помощью каких полей эту информацию можно передать.

Сознание — это свойство высо коорганизованных систем, обеспечи­вающее восприятие информации, ее обработку в соответствии с про­граммным обеспечением (душой) си­стемы и отражение с помощью спе­циального органа (дисплея созна­ния) результатов этой обработки.

В конечном счете сознание — это результат действия программного обеспечения системы. Можно пред­ложить и совсем краткую формули­ровку: сознание — это отражение работы души.

Итак, мы пришли к выводу, что, используя шестое со­стояние ДС, можно в определенных пределах влиять на программное обеспечение организ­ма, то есть свою ду­шу. Так и родился термин самодетер­минация, который имеет более широкий смысл, чем термин саморегуляция. Он предусматривает не только саморегулирование раз­личных функций организма, но и це­ленаправленное видоизменение соб­ственного сознания и подсознания.

Компьютерные аналогии можно использовать также для того, чтобы смоделировать информационные процессы в природе и обществе. Аналогом общества (семьи, коллек­тива, государства) могут служить ло­кальные сети — несколько компью­теров, объединенных в общую сеть. В настоящее время существует и аналог человеческого общества в глобальном масштабе — компью­терная сеть Интернет.

Все компьютеры, включенные в сеть, работают в соответствии с про­граммным обеспечением Интернета, причем программное обеспечение каждого компьютера становится уже частью общего программного обес­печения. Компьютеры могут обмени­ваться между собой информацией, решать сообща сложные задачи и тому подобное.

Такую же картину мы наблюдаем и в обществе. Люди постоянно обме­ниваются между собой информаци­ей, причем такой обмен подчиняется вполне определенным правилам и законам. По аналогии с компьютер­ными сетями условно назовем эти правила программным обеспечени­ем. Это программное обеспечение семьи, коллектива, государства и всего общества, причем программ­ное обеспечение каждого человека — его душа — является частью об­щего программного обеспечения, вносит в него свой вклад. В свою очередь, общее программное обес­печение оказывает решающее влия­ние на душу — программное обеспе­чение каждого человека — и форми­рует ее. Аналогично можно говорить о программном обеспечении планеты, Галактики и всей Вселенной, и, поскольку оно определяет жизнь лю­бого элемента Вселенной, его услов­но можно отождествить с понятием «Бог».

Таким образом, в соответствии с нашими представлениями понятия «душа» и «Бог» являются синони­мами и означают программное обес­печение любой системы на любом уровне. Душа любого элемента Все­ленной является Богом по отноше­нию к душам более мелких элемен­тов, входящих в его структуру. При­менительно к нашей планете душа Земли является Богом по отношению ко всему, живущему на Земле. Этот Бог управляет всеми информацион­ными потоками, а следовательно, и событиями, происходящими на Зем­ле. Его можно представить себе в виде некоего информационного поля управляющих программ, включаю­щего в себя все законы физики, хи­мии, биологии, экономики и т.д. Ду­ша каждого элемента живой и нежи­вой природы также является состав­ляющей этого общего информацион­ного поля.

В связи с бурным развитием тех­ники, и особенно информационных технологий, человек все глубже втор­гается в это информационное поле, часто грубо нарушая естественные законы, и тогда Бог сурово наказы­вает его за грехи, вызывая различно­го рода большие и малые общест­венные и природные катаклизмы, конфликты, войны и т.п. Каким же образом можно исключить или хотя бы уменьшить влияние этих катак­лизмов, приносящих столько страда­ний и горя? Тут мы подходим к древ­ним, как мир, заповедям, которые в той или иной форме даются во всех религиях. Их главный смысл в том, чтобы человек не приносил зла ни себе, ни окружающим, ни природе.

Особенно опасно, когда зло со­вершают власть предержащие. Ино­гда они искренне хотят сделать «как лучше», но, не обладая ни соответ­ствующим уровнем интеллекта, ни знаниями, делают «как всегда», то есть из рук вон плохо, и от такой их деятельности страдают миллионы людей. Наблюдая за членами Госу­дарственной думы, правительства, да и за самим президентом, я вижу, что очень часто их действия и реше­ния вызваны не насущной необходи­мостью и трезвым расчетом, а вла­деющими ими в данный момент эмо­циями, которыми они совершенно не умеют управлять. Думаю, что если бы президент умел управлять дис­плеем своего сознания и переключил его хотя бы на одну минуту в состоя­ние «Я-исследователь» перед тем, как отдать приказ о вводе войск в Чечню, трезво, без эмоций оценив обстановку, то, возможно, трагедии можно было бы избежать и мы жили бы сейчас значительно лучше. Дру­гой пример, когда эмоциональное состояние небольшой группы людей, а именно их амбициозное стремле­ние непременно быть первыми, сыг­рало роковую роль — это беловеж­ские соглашения, заключенные яко­бы от имени народа.

Еще хуже бывает в тех случаях, когда зло облачено в оболочку ка­кой-нибудь идеи, основанной на на­силии, — националистической, фа­шистской, коммунистической и тому подобное, и высокий руководитель сам искренне в нее верит. В этом случае вождь вбивает эту идею че­рез средства массовой информации в головы соотечественников (детер­минирует их сознание), и люди целой страны бросаются выполнять все его указания, причем очень многие ис­кренне верят ему. Примеров этому в истории множество (Гитлер, Сталин, Мао Цзэдун, Ким Ир Сен и др.)

Большая беда, на мой взгляд, за­ключается и в том, что с отменой цензуры с экранов телевизоров на наши головы обрушился целый поток пошлости и низкопробной халтуры, эксплуатирующей самые низменные человеческие инстинкты. Обратите внимание, что даже в самых невин­ных развлекательных передачах идет игра на деньги ( «Что? Где? Ко­гда?», «Русское лото» и др.). А меж­ду тем во все века считалось, что сами по себе деньги не приносят счастья.

Где же выход? Я думаю, что ре­альный путь поднять в обществе уровень морали и нравственности — это возрождение былых религиозных традиций. Почему я, атеист, ратую за восстановление религиозных тра­диций? Потому что у верующего че­ловека есть внутренний стержень, а религиозные заповеди как раз и на­правлены на то, чтобы поднять в обществе уровень нравственных и духовных ценностей.

Кроме того, молитва и религиоз­ные обряды сами по себе являются прекрасными средствами психотера­пии.

Атеистам же я предлагаю при­нять придуманную мною для себя религию,  согласно которой Бог не является чем-то эфемерным, а представляет собой информацион­ное поле управляющих программ, действующих на любом уровне ми­роздания. Это поле определяет сущ­ность всего, что есть на земле и в космосе, управляет всеми события­ми.

В каждой семье с годами склады­вается свое, присущее только этой семье управляющее информацион­ное поле — своеобразная атмосфе­ра, включающая в себя буквально все управляющие программы: пра­вила поведения, общие привычки, семейные традиции, ритуалы, отно­шение к природе, искусству, музыке и т.д. Эта атмосфера управляющих программ, собственно, и определяет всю жизнь семьи. В одних семьях — это атмосфера любви и взаимного уважения, соблюдение семейных традиций и религиозных заповедей. В этих семьях и дети, вырастая, ста­новятся глубоко порядочными людьми с высокими нравственными принципами. В других же семьях, на­оборот, царит атмосфера раздраже­ния, взаимного подозрения и недо­верия, что неминуемо приводит к склокам и скандалам. В этих семьях постоянно витает зло, и дети стано­вятся похожими в этом на своих ро­дителей. Рассуждая аналогичным образом, можно говорить о коллек­тиве, государстве и всем обществе.

Использование компьютерных аналогий при рассмотрении инфор­мационных процессов, происходя­щих внутри организма, в природе и обществе, позволяет лучше понять их смысл, уяснить значение терми­нов «сознание», «душа», «Бог» и разработать методы управления эти­ми информационными процессами.

Игорь Блатов