Опубликовано в разделе Здоровье, 12.02.2011, 2136 просмотров

Развитие ребенка до года и ... Уственное развитие детей по месяцам. Особенности и рекомендации

Дети рождаются способными к обучению. Каким образом родители могут им помочь? Будьте терпели­выми и много разговаривайте с ре­бенком. Чем разнообразнее и ярче будут его впечатления, тем лучше разовьется его мозг.

В первые годы жизни ребенка его мозг интенсивно растет, быстро, осо­бенно на первом году, развивается его нервная система.

Нервная система представляет собой совокупность нейронов, которые, контактируя друг с другом при помощи специальных соединений — синапсов, образуют нейронные цепи. При рождении ребенок имеет милли­арды синапсов, у взрослого их число может достигать 1000 триллиардов. Количество синапсов связано с опы­том, полученным в раннем детстве.

Количество синапсов зависит от общения ребенка с окружающими его людьми, прежде всего матерью и отцом, от увиденных им образов, ус­лышанных звуков и остается посто­янным. Для поддержания взаимодей­ствия между синапсами требуется большое количество энергии, поэто­му мозг ребенка поглощает энергии вдвое больше, чем мозг взрослого. Как два разных ребенка не могут по­лучить одинаковый жизненный опыт, так и два разных мозга не могут иметь одинаковые мозговые связи.

Различные области мозга созре­вают в разное время.

0-2 месяца

Речь. Неглубокие гортанные звуки могут перейти в воркование к концу 1-го месяца. Реагирует на звуки.

Память. Некоторые дети привы­кают к кормлению с определенным интервалом. Используйте в речи простые конструкции и обращайтесь к ре­бенку по имени.

2 месяца

Осознанность. Начинают форми­роваться простые ассоциации: если он плачет, значит, его должны взять на руки.

Речь. Общается в основном по­средством плача; произносит пре­имущественно гласные звуки: у-у, а-а.

3 месяца

Осознанность. Улыбается, глядя на свое отражение в зеркале. Прекращает сосание, прислуши­ваясь к голосам родителей.

4 месяца

Осознанность. Реагирует на не­знакомые места и людей. Речь. «Болтает» сам с собой или с другими. Может повысить интона­цию, словно спрашивая о чем-то .

Память. Различает окружающих его людей. Узнает мать. Разговаривайте с ребенком, гля­дя ему в глаза. Повторяйте произнесенные им звуки, показывайте, что вы проявляете к ним интерес.

5 месяцев

Осознанность. Может бросать предметы и наблюдать, как родители поднимают их. Следит за падающим предметом.

Речь. Внимательно смотрит на движущийся рот взрослого и пытает­ся повторить его движения. Начинает произносить согласные.

Память. Может узнавать предме­ты по их частям.

6 месяцев

Осознанность. Может осознать взаимосвязь между причиной и след­ствием: потрясешь погремушку — услышишь звук.

Речь. Учится новым звукам. Постарайтесь не сюсюкать с ребенком, а разговаривать в спо­койной и дружелюбной манере.

7 месяцев

Осознанность. Может сортиро­вать по размеру игрушки, например кубики.

Речь. Может произносить не­сколько звуков на одном дыхании. Различает интонации голоса.

Память. Улучшает память, на­блюдая, как приходят и уходят люди.

8 месяцев

Речь. Начинает имитировать большое число звуков. Реагирует на знакомые звуки, поворачивается в ту сторону, откуда они доносятся.

Память. Помнит, какой реакции от него ожидают в ответ на некото­рые фразы, например поднимает ручки, когда слышит слова «Вот та­кой большой».

9 месяцев

Речь. Реагирует на свое имя, на слова «нет» и «нельзя». Вниматель­но прислушивается к разговору. Мо­жет говорить «ма-ма», «па-па». Лю­бит имитировать кашель.

Память. Замечает, когда кто-либо покидает комнату, и ожидает возвращения ушедшего.

10  месяцев

Осознанность. Ведет себя сооб­разно высоте и краю объекта.

Речь. Сопровождает слова жес­тами: качает головой, когда хочет сказать «нет», и машет рукой, когда прощается.

11  месяцев

Речь. Имитирует звучание слов и действия. Познает значение слов, употребляемых в разных ситуациях.

12  месяцев

Речь. Может произносить коро­тенькие предложения, понятные только ему самому. Имеет больший контроль над интонациями и модуля­цией голоса. Может произнести от 2 до 8 слов.

13 месяцев

Осознанность. Имитируя дейст­вия взрослых, учится понимать функции объектов. Использует игру­шечный телефон, как настоящий.

Речь. Может произносить часть слова, указывая на объект ( «мя» — киска, мяу).

14 месяцев

Осознанность. Понимает, что любое действие заканчивается неким результатом.

Речь. Любит стишки и песенки. Свои просьбы выражает в основном действиями: приносит родителям книжки, чтобы ему почитали.

15 месяцев

Речь. Может выполнять простей­шие просьбы и команды, такие как «Подойди сюда». Когда его просят, указывает на называемые объекты, может показать основные части тела.

16  месяцев

Речь. Может четко произносить 6 — 8 слов. Любит песенки и игры типа “ Каравай-каравай».

17  месяцев

Речь. Начинает использовать слова для выражения своих потреб­ностей. Любит рассматривать картин­ки в книжках. Понимает больше слов, чем может произнести. Говорите медленно, давая ре­бенку возможность ответить.

18  месяцев

Осознанность. Понимает смысл слова «сейчас».

Речь. Словарный запас у ребенка увеличивается взрывообразно. За день может выучить двенадцать но­вых слов. «Нет» становится значи­мым словом. Указывает на части своего тела, на детали одежды, если его просят об этом. Называет себя по имени. Задавая ребенку простые вопро­сы, вы помогаете ему сформировать умение принимать решения.

19 месяцев

Осознанность. Осознает причину и следствие, но не имеет представ­ления об опасности. Знает, что зна­чит закрывать и открывать дверь, но не понимает, что нужно убирать из проема руку, чтобы не прищемить пальцы.

Речь. Фокусируется на словах и объектах, играющих главную роль в его жизни.

20 месяцев

Речь. К концу второго года пони­мает, что у каждой вещи есть свое название и постоянно спрашивает: «Что это?». Может составить пред­ложение из двух слов.

Память. Может припомнить зна­комый объект или человека, не видя их и не притрагиваясь к ним. Не заставляйте ребенка гово­рить. Старайтесь понять жесты, которыми он пытается объяснить­ся, и сопровождайте их соответст­вующими словами.

21  месяц

Осознанность. Развитие памяти позволяет ребенку формировать вер­ные ассоциации. Узнает, кому из чле­нов семьи какая обувь принадлежит. Объясняйте, как соблюдать безопасность. Дайте ребенку по­чувствовать жар, исходящий из ду­ховки, объясните опасность и зна­чение слова «горячо».

22 месяца

Осознанность. Узнает, когда кар­тинка в книжке повернута вверх но­гами. Переворачивает каждую стра­ничку в книжке.

Речь. Нравится слушать простые истории. Может начать разговор и использовать слова, выражающие чувства или понятия.

23 месяца

Речь. Может использовать слова, выражающие злость и досаду. Ино­гда по-прежнему выражает чувства мимикой или криком.

Память. Непродолжительное время может следовать указаниям, однако период внимательности очень короток. Попробуйте начать с ребенком «двусторонний» разговор; старай­тесь никогда не отвечать ему меж­ду делом. Ребенок всегда чувству­ет, когда вы слушаете его, а когда ваше внимание сосредоточено на чем-нибудь другом.

24 месяца

Речь. К концу второго года жизни некоторые дети могут иметь в своем словарном запасе более двухсот слов. Копируют интонации и поведе­ние взрослых.

Память. Может понимать значе­ние слов «скоро», «после обеда», но знание о времени и днях недели ог­раничено.

25-29 месяцев

Осознанность. Способен самостоятельно решать некоторые про­блемы. Имеет представление о счете (одна собака, две собаки) и класси­фикации (кошка — это животное).

Речь. Словарный запас быстро растет, ребенок начинает комбини­ровать существительные и глаголы, составляя предложения из 3-4 слов. Начинает использовать такие место­имения, как «я», «мне». Может зада­вать вопрос «Почему?». Вниматель­но слушает, о чем говорят другие, даже если говорят не с ним. Для развития внимания ребенка выбирайте книги, которые он лю­бит трогать и где он может ука­зывать на различные объекты.

30-36 месяцев

Осознанность. Понимает связь между объектами. Умеет сортиро­вать игрушки по форме и цвету. К 3 годам формирует очень односторон­ние суждения, по-прежнему не может выделить главное.

Речь. Понимает просьбу или при­казание, состоящие из 2-3 предложе­ний. Может следить за сюжетной линией рассказа и помнит многие истории из книг. Может правильно называть цвета.

Память. Внимание все больше фокусируется на чтении и рисовании. Знает свой возраст, но не имеет представления о продолжительности года.

Не требуйте от ребенка безу­пречной дикции. Если ребенок запи­нается, то покажите, как надо го­ворить спокойно и правильно. Гово­рите медленно, не привлекая вни­мания ребенка к его проблемам, По­могите ребенку найти слова, чтобы описать его эмоции.

Маленький ребенок понимает больше, чем может сказать. Поэтому не огорчайтесь, если вам придется долго ждать, пока он произнесет первые слова. Не переставайте много разговаривать с ребенком. На втором году жизни дети  начинают осознавать, что каждая вещь имеет свое название. Словарный запас начинает увеличиваться взрывообразно.

4-7 месяцев
Первые похожие на речь звуки: «и-и», «у-у», «о-о»
7-9 месяцев Первые отчетливо произносимые слоги
9-12 месяцев Мелодичный лепет
Около 12 месяцев Первые слова
18-20 месяцев Первые сочетания слов
Около 2 лет Первые связные предложения

 

Удержать внимание младенца дольше чем на 2 минуты — настоя­щее достижение, но для этого совсем не обязательно нужны дорогие иг­рушки. Самые хорошие пособия для развития вы легко найдете среди до­машних вещей. Можно, например, научить ребенка различать цвета, сортируя с ним разноцветные носоч­ки, или проверить его память, попро­сив показать знакомые предметы, животных или еду, листая журналы.

Ряд ученых выдвинули любопыт­ную теорию о влиянии грудного вскармливания на интеллект ребен­ка. Результаты одних исследований говорят о незначительном, но все же регистрируемом преимуществе по­знавательных способностей у ребен­ка, вскормленного материнским мо­локом. Результаты других еще более ошеломляющие:

— индекс интеллекту­ального развития детей, вскормлен­ных грудью, и малышей, получавших искусственное питание из бутылочки, отличается на 8 пунктов (индекс ин­теллектуального развития среднего человека измеряется 100 пунктами).

В одной из работ Алана Льюкаса из Кембриджского отдела по питанию сообщается о том, что недоношен­ные дети, которых кормили грудным молоком из бутылочки, демонстриро­вали более высокие темпы развития по сравнению с недоношенными ре­бятишками, которых кормили замени­телями материнского молока. И все же, как считает доктор Лоренс Гартнер, председатель Американской Академии педиатрии, «очень трудно сказать: ваш ребенок будет глупее или толще от того, что вы потчевали его молочными смесями. Но именно это мнение господствует в современ­ной научной литературе».

Вряд ли можно однозначно объ­яснить, почему грудное молоко счи­тается идеальной пищей для разви­тия мозга. Уникальное соотношение энзимов, жирных кислот и протеинов делает формулу материнского моло­ка настолько сложной, что повторить ее пока невозможно. Между тем каж­дый компонент этой формулы имеет важную функцию. Так, специфиче­ские жирные кислоты, входящие в со­став грудного молока, играют важную роль в неврологическом развитии. Определенные аминокислоты явля­ются центральным компонентом для формирования сетчатки глаза. Уче­ные отметили тот факт, что визуаль­ные способности у выросших на грудном молоке малышей выше, чем у детей-искусственников, что также подтверждает более прогрессивное развитие мозговой деятельности де­тей, питавшихся грудным молоком.

Приблизительно между шестым и восьмым месяцами жизни у младен­ца формируется привязанность к за­ботящимся о нем взрослым. Ребенок начинает отдавать предпочтение своему воспитателю, замечать его отсутствие, искать утешение в его объятиях. Чаще всего такие отноше­ния устанавливаются между младен­цем и матерью, потому что, как пра­вило, именно мать остается с ребен­ком дома в течение первых месяцев его жизни. Однако окажись на ее месте заботливый отец, дедушка или брат — и ребенок привязался бы к ним точно так же, как к матери.

В то же время было бы непра­вильным полагать, что малыши не различают взрослых. Совсем наобо­рот, уже в 6 недель они без труда отличают, где отец, а где мать. Ма­лыши успокаиваются в присутствии матери и несколько возбуждаются и стимулируются в присутствии отца. Доктор Кайл Пруетт, профессор пси­хологии из Центра изучения ребенка при Йельском университете, считает, что взаимоотношения между отцом и младенцем, как и взаимоотношения между младенцем и матерью, в пер­вом приближении можно охарактери­зовать некими признаками, не зави­сящими ни от классовой, ни от куль­турной принадлежности родителей. Так, каждая мать имеет свою особую манеру убаюкивать ребенка и будет придерживаться ее в 9 из 10 случаев. Отец же, напротив, из 10 попыток укачать ребенка в 9 случаях будет пробовать сделать это по-новому. Этому неосознанному правилу под­чиняются даже те отцы, которые большую часть времени ухаживают за ребенком в то время, как матери работают. Играя с детьми, матери, как оказалось, более склонны прибегать к игрушкам; отцы же чаще используют в качестве игрушки свое собственное тело, то превращаясь в спортивный комплекс, то в лошадку-каталку.

Отцы в большей мере способст­вуют развитию индивидуальности ре­бенка: они более склонны, чем мате­ри, разрешать ребенку удаляться из поля своей видимости и в среднем позволяют ребенку уползти в два раза дальше, чем это позволят сде­лать матери, прежде чем вернуть его к себе. Когда ребенок оказывается в необычной или новой для него си­туации — на его пути попадаются со­бака, незнакомые люди или новая иг­рушка — матери инстинктивно пыта­ются приблизиться к ребенку, тем самым придавая ему уверенности. Отцы в такой ситуации предоставля­ют ребенку больше свободы в иссле­довании неизвестного. Совершенно очевидно, что обе поведенческие ма­неры: одна — вселяющая чувство надежности и приободрения, другая — поощряющая природное любопыт­ство являются в равной степени важ­ными и взаимоподкрепляющими для эмоционального развития ребенка. Исследования показывают, что если отец играет активную роль в жизни ребенка, то такой ребенок меньше расстраивается, когда ему предстоит провести некоторое время в отсутст­вии родителей или когда в доме по­является чужой человек.

И это лишь начало позитивного влияния отца на поведение ребенка. Плоды этого бесценного общения не­изменно проявляются на протяжении всей жизни. Дети, находившиеся в тесном эмоциональном контакте с отцами, оказываются менее склон­ными к насилию, их интел­лектуальные показатели вы­ше, им проще дается со­циальная адаптация.

Оксана Жуйкова