Дети рождаются способными к обучению. Каким образом родители могут им помочь? Будьте терпеливыми и много разговаривайте с ребенком. Чем разнообразнее и ярче будут его впечатления, тем лучше разовьется его мозг.
В первые годы жизни ребенка его мозг интенсивно растет, быстро, особенно на первом году, развивается его нервная система.
Нервная система представляет собой совокупность нейронов, которые, контактируя друг с другом при помощи специальных соединений — синапсов, образуют нейронные цепи. При рождении ребенок имеет миллиарды синапсов, у взрослого их число может достигать 1000 триллиардов. Количество синапсов связано с опытом, полученным в раннем детстве.
Количество синапсов зависит от общения ребенка с окружающими его людьми, прежде всего матерью и отцом, от увиденных им образов, услышанных звуков и остается постоянным. Для поддержания взаимодействия между синапсами требуется большое количество энергии, поэтому мозг ребенка поглощает энергии вдвое больше, чем мозг взрослого. Как два разных ребенка не могут получить одинаковый жизненный опыт, так и два разных мозга не могут иметь одинаковые мозговые связи.
Различные области мозга созревают в разное время.
0-2 месяца
Речь. Неглубокие гортанные звуки могут перейти в воркование к концу 1-го месяца. Реагирует на звуки.
Память. Некоторые дети привыкают к кормлению с определенным интервалом. Используйте в речи простые конструкции и обращайтесь к ребенку по имени.
2 месяца
Осознанность. Начинают формироваться простые ассоциации: если он плачет, значит, его должны взять на руки.
Речь. Общается в основном посредством плача; произносит преимущественно гласные звуки: у-у, а-а.
3 месяца
Осознанность. Улыбается, глядя на свое отражение в зеркале. Прекращает сосание, прислушиваясь к голосам родителей.
4 месяца
Осознанность. Реагирует на незнакомые места и людей. Речь. «Болтает» сам с собой или с другими. Может повысить интонацию, словно спрашивая о
Память. Различает окружающих его людей. Узнает мать. Разговаривайте с ребенком, глядя ему в глаза. Повторяйте произнесенные им звуки, показывайте, что вы проявляете к ним интерес.
5 месяцев
Осознанность. Может бросать предметы и наблюдать, как родители поднимают их. Следит за падающим предметом.
Речь. Внимательно смотрит на движущийся рот взрослого и пытается повторить его движения. Начинает произносить согласные.
Память. Может узнавать предметы по их частям.
6 месяцев
Осознанность. Может осознать взаимосвязь между причиной и следствием: потрясешь погремушку — услышишь звук.
Речь. Учится новым звукам. Постарайтесь не сюсюкать с ребенком, а разговаривать в спокойной и дружелюбной манере.
7 месяцев
Осознанность. Может сортировать по размеру игрушки, например кубики.
Речь. Может произносить несколько звуков на одном дыхании. Различает интонации голоса.
Память. Улучшает память, наблюдая, как приходят и уходят люди.
8 месяцев
Речь. Начинает имитировать большое число звуков. Реагирует на знакомые звуки, поворачивается в ту сторону, откуда они доносятся.
Память. Помнит, какой реакции от него ожидают в ответ на некоторые фразы, например поднимает ручки, когда слышит слова «Вот такой большой».
9 месяцев
Речь. Реагирует на свое имя, на слова «нет» и «нельзя». Внимательно прислушивается к разговору. Может говорить «ма-ма», «па-па». Любит имитировать кашель.
Память. Замечает, когда
10 месяцев
Осознанность. Ведет себя сообразно высоте и краю объекта.
Речь. Сопровождает слова жестами: качает головой, когда хочет сказать «нет», и машет рукой, когда прощается.
11 месяцев
Речь. Имитирует звучание слов и действия. Познает значение слов, употребляемых в разных ситуациях.
12 месяцев
Речь. Может произносить коротенькие предложения, понятные только ему самому. Имеет больший контроль над интонациями и модуляцией голоса. Может произнести от 2 до 8 слов.
13 месяцев
Осознанность. Имитируя действия взрослых, учится понимать функции объектов. Использует игрушечный телефон, как настоящий.
Речь. Может произносить часть слова, указывая на объект ( «мя» — киска, мяу).
14 месяцев
Осознанность. Понимает, что любое действие заканчивается неким результатом.
Речь. Любит стишки и песенки. Свои просьбы выражает в основном действиями: приносит родителям книжки, чтобы ему почитали.
15 месяцев
Речь. Может выполнять простейшие просьбы и команды, такие как «Подойди сюда». Когда его просят, указывает на называемые объекты, может показать основные части тела.
16 месяцев
Речь. Может четко произносить 6 — 8 слов. Любит песенки и игры типа “ Каравай-каравай».
17 месяцев
Речь. Начинает использовать слова для выражения своих потребностей. Любит рассматривать картинки в книжках. Понимает больше слов, чем может произнести. Говорите медленно, давая ребенку возможность ответить.
18 месяцев
Осознанность. Понимает смысл слова «сейчас».
Речь. Словарный запас у ребенка увеличивается взрывообразно. За день может выучить двенадцать новых слов. «Нет» становится значимым словом. Указывает на части своего тела, на детали одежды, если его просят об этом. Называет себя по имени. Задавая ребенку простые вопросы, вы помогаете ему сформировать умение принимать решения.
19 месяцев
Осознанность. Осознает причину и следствие, но не имеет представления об опасности. Знает, что значит закрывать и открывать дверь, но не понимает, что нужно убирать из проема руку, чтобы не прищемить пальцы.
Речь. Фокусируется на словах и объектах, играющих главную роль в его жизни.
20 месяцев
Речь. К концу второго года понимает, что у каждой вещи есть свое название и постоянно спрашивает: «Что это?». Может составить предложение из двух слов.
Память. Может припомнить знакомый объект или человека, не видя их и не притрагиваясь к ним. Не заставляйте ребенка говорить. Старайтесь понять жесты, которыми он пытается объясниться, и сопровождайте их соответствующими словами.
21 месяц
Осознанность. Развитие памяти позволяет ребенку формировать верные ассоциации. Узнает, кому из членов семьи какая обувь принадлежит. Объясняйте, как соблюдать безопасность. Дайте ребенку почувствовать жар, исходящий из духовки, объясните опасность и значение слова «горячо».
22 месяца
Осознанность. Узнает, когда картинка в книжке повернута вверх ногами. Переворачивает каждую страничку в книжке.
Речь. Нравится слушать простые истории. Может начать разговор и использовать слова, выражающие чувства или понятия.
23 месяца
Речь. Может использовать слова, выражающие злость и досаду. Иногда по-прежнему выражает чувства мимикой или криком.
Память. Непродолжительное время может следовать указаниям, однако период внимательности очень короток. Попробуйте начать с ребенком «двусторонний» разговор; старайтесь никогда не отвечать ему между делом. Ребенок всегда чувствует, когда вы слушаете его, а когда ваше внимание сосредоточено на
24 месяца
Речь. К концу второго года жизни некоторые дети могут иметь в своем словарном запасе более двухсот слов. Копируют интонации и поведение взрослых.
Память. Может понимать значение слов «скоро», «после обеда», но знание о времени и днях недели ограничено.
25-29 месяцев
Осознанность. Способен самостоятельно решать некоторые проблемы. Имеет представление о счете (одна собака, две собаки) и классификации (кошка — это животное).
Речь. Словарный запас быстро растет, ребенок начинает комбинировать существительные и глаголы, составляя предложения из 3-4 слов. Начинает использовать такие местоимения, как «я», «мне». Может задавать вопрос «Почему?». Внимательно слушает, о чем говорят другие, даже если говорят не с ним. Для развития внимания ребенка выбирайте книги, которые он любит трогать и где он может указывать на различные объекты.
30-36 месяцев
Осознанность. Понимает связь между объектами. Умеет сортировать игрушки по форме и цвету. К 3 годам формирует очень односторонние суждения, по-прежнему не может выделить главное.
Речь. Понимает просьбу или приказание, состоящие из 2-3 предложений. Может следить за сюжетной линией рассказа и помнит многие истории из книг. Может правильно называть цвета.
Память. Внимание все больше фокусируется на чтении и рисовании. Знает свой возраст, но не имеет представления о продолжительности года.
Не требуйте от ребенка безупречной дикции. Если ребенок запинается, то покажите, как надо говорить спокойно и правильно. Говорите медленно, не привлекая внимания ребенка к его проблемам, Помогите ребенку найти слова, чтобы описать его эмоции.
Маленький ребенок понимает больше, чем может сказать. Поэтому не огорчайтесь, если вам придется долго ждать, пока он произнесет первые слова. Не переставайте много разговаривать с ребенком. На втором году жизни дети начинают осознавать, что каждая вещь имеет свое название. Словарный запас начинает увеличиваться взрывообразно.
4-7 месяцев |
Первые похожие на речь звуки: «и-и», «у-у», «о-о» |
7-9 месяцев | Первые отчетливо произносимые слоги |
9-12 месяцев | Мелодичный лепет |
Около 12 месяцев | Первые слова |
18-20 месяцев | Первые сочетания слов |
Около 2 лет | Первые связные предложения |
Удержать внимание младенца дольше чем на 2 минуты — настоящее достижение, но для этого совсем не обязательно нужны дорогие игрушки. Самые хорошие пособия для развития вы легко найдете среди домашних вещей. Можно, например, научить ребенка различать цвета, сортируя с ним разноцветные носочки, или проверить его память, попросив показать знакомые предметы, животных или еду, листая журналы.
Ряд ученых выдвинули любопытную теорию о влиянии грудного вскармливания на интеллект ребенка. Результаты одних исследований говорят о незначительном, но все же регистрируемом преимуществе познавательных способностей у ребенка, вскормленного материнским молоком. Результаты других еще более ошеломляющие:
— индекс интеллектуального развития детей, вскормленных грудью, и малышей, получавших искусственное питание из бутылочки, отличается на 8 пунктов (индекс интеллектуального развития среднего человека измеряется 100 пунктами).
В одной из работ Алана Льюкаса из Кембриджского отдела по питанию сообщается о том, что недоношенные дети, которых кормили грудным молоком из бутылочки, демонстрировали более высокие темпы развития по сравнению с недоношенными ребятишками, которых кормили заменителями материнского молока. И все же, как считает доктор Лоренс Гартнер, председатель Американской Академии педиатрии, «очень трудно сказать: ваш ребенок будет глупее или толще от того, что вы потчевали его молочными смесями. Но именно это мнение господствует в современной научной литературе».
Вряд ли можно однозначно объяснить, почему грудное молоко считается идеальной пищей для развития мозга. Уникальное соотношение энзимов, жирных кислот и протеинов делает формулу материнского молока настолько сложной, что повторить ее пока невозможно. Между тем каждый компонент этой формулы имеет важную функцию. Так, специфические жирные кислоты, входящие в состав грудного молока, играют важную роль в неврологическом развитии. Определенные аминокислоты являются центральным компонентом для формирования сетчатки глаза. Ученые отметили тот факт, что визуальные способности у выросших на грудном молоке малышей выше, чем у детей-искусственников, что также подтверждает более прогрессивное развитие мозговой деятельности детей, питавшихся грудным молоком.
Приблизительно между шестым и восьмым месяцами жизни у младенца формируется привязанность к заботящимся о нем взрослым. Ребенок начинает отдавать предпочтение своему воспитателю, замечать его отсутствие, искать утешение в его объятиях. Чаще всего такие отношения устанавливаются между младенцем и матерью, потому что, как правило, именно мать остается с ребенком дома в течение первых месяцев его жизни. Однако окажись на ее месте заботливый отец, дедушка или брат — и ребенок привязался бы к ним точно так же, как к матери.
В то же время было бы неправильным полагать, что малыши не различают взрослых. Совсем наоборот, уже в 6 недель они без труда отличают, где отец, а где мать. Малыши успокаиваются в присутствии матери и несколько возбуждаются и стимулируются в присутствии отца. Доктор Кайл Пруетт, профессор психологии из Центра изучения ребенка при Йельском университете, считает, что взаимоотношения между отцом и младенцем, как и взаимоотношения между младенцем и матерью, в первом приближении можно охарактеризовать некими признаками, не зависящими ни от классовой, ни от культурной принадлежности родителей. Так, каждая мать имеет свою особую манеру убаюкивать ребенка и будет придерживаться ее в 9 из 10 случаев. Отец же, напротив, из 10 попыток укачать ребенка в 9 случаях будет пробовать сделать это по-новому. Этому неосознанному правилу подчиняются даже те отцы, которые большую часть времени ухаживают за ребенком в то время, как матери работают. Играя с детьми, матери, как оказалось, более склонны прибегать к игрушкам; отцы же чаще используют в качестве игрушки свое собственное тело, то превращаясь в спортивный комплекс, то в лошадку-каталку.
Отцы в большей мере способствуют развитию индивидуальности ребенка: они более склонны, чем матери, разрешать ребенку удаляться из поля своей видимости и в среднем позволяют ребенку уползти в два раза дальше, чем это позволят сделать матери, прежде чем вернуть его к себе. Когда ребенок оказывается в необычной или новой для него ситуации — на его пути попадаются собака, незнакомые люди или новая игрушка — матери инстинктивно пытаются приблизиться к ребенку, тем самым придавая ему уверенности. Отцы в такой ситуации предоставляют ребенку больше свободы в исследовании неизвестного. Совершенно очевидно, что обе поведенческие манеры: одна — вселяющая чувство надежности и приободрения, другая — поощряющая природное любопытство являются в равной степени важными и взаимоподкрепляющими для эмоционального развития ребенка. Исследования показывают, что если отец играет активную роль в жизни ребенка, то такой ребенок меньше расстраивается, когда ему предстоит провести некоторое время в отсутствии родителей или когда в доме появляется чужой человек.
И это лишь начало позитивного влияния отца на поведение ребенка. Плоды этого бесценного общения неизменно проявляются на протяжении всей жизни. Дети, находившиеся в тесном эмоциональном контакте с отцами, оказываются менее склонными к насилию, их интеллектуальные показатели выше, им проще дается социальная адаптация.
Оксана Жуйкова