Московский психолог Галина Тимошенко лечит… молчанием. Кажется, ничего парадоксальнее и быть не может. Человечество ведь только выиграло, когда стало общаться с помощью слов. Но есть и оборотная сторона процесса.
Дело в том, что для новорожденного мир еще не оформлен, не обозначен в словах. Познавать мир он начинает непосредственно, напрямую. Первый год жизни человека — это год молчания или, точнее, неговорения.
Именно в первый, бессловесный год жизни ребенок развивается настолько быстро, что каждая неделя становится революцией в его личной истории. Но с того момента, как он начинает усваивать язык, его развитие замедляется.
Овладевая речью, ребенок получает возможность видеть окружающий мир одинаково со всеми. С этого момента он, по сути дела, взаимодействует не с реальными предметами или явлениями, а с их названиями. Обозначая и классифицируя внешний мир, ребенок осваивается с иллюзией, что он знает, с чем имеет дело. И если до этого момента, как считает Галина Тимошенко, каждое взаимодействие с миром было исследованием, то теперь оно становится опознаванием.
Например, ребенок видит предмет и говорит: «Это стул». Пока он не знал, что это стул, каждый раз, вступая во взаимодействием с тем, что называется стулом, он должен был его исследовать, и каждый раз это было новое взаимодействие, каждый раз попытка понять.
Раньше ему нужно было пощупать, потрогать, даже полизать, понаблюдать, что с этим предметом можно делать: как он падает, как на него залезть, как под ним спрятаться, то есть произвести самостоятельные и очень важные исследования. Теперь он может обозначить эти действия словами.
С одной стороны, язык — полезное изобретение, поскольку позволяет использовать уже известный опыт и ничего не изобретать самому. Но, с другой стороны, использование чужого опыта, в том числе и с помощью языка, лишает человека возможности самостоятельно исследовать мир и ощущать его непосредственно.
Гениальное и неизбежное изобретение, язык упрощает все в окружающем нас мире, в том числе мыслительную и творческую деятельность человека. Любопытно в этой связи, что Галина называет книги «интеллектуальными консервами». Начав изучать мир с помощью книг, человек существенно выиграл в объеме получаемой информации, скорости ее получения, но не менее существенно проиграл в способности получать ее самостоятельно.
Для Галины Тимошенко в жизнетворчестве человека крайне важно исследовательское отношение к окружающей действительности и самому себе. А язык зачастую выступает посредником между миром и человеком и порой имеет мало общего с сутью происходящего. Когда этот посредник исчезает, тут-то и происходит непосредственный контакт между человеком и миром — без слов, на уровне эмоций и ощущений. В этом и состоит суть методики Тимошенко.
— Нам кажется, мы знаем, что стоит за каждым словом, — говорит Галина. — Но существует большая разница между тем, что есть на самом деле, и тем, как это называется. Когда мы общаемся посредством языка, мы имеем дело не с реальным миром, а с его образом, облеченным в слово. Хуже всего то, что нам уже не хочется с этим реальным миром взаимодействовать. Возникают иллюзии, а они порождают проблемы. Часто, доверяясь словам, человек оказывается не адекватен ситуации, в которую попадает. Он чувствует, что ему плохо, счастье ускользает из рук, друзья не такие, как хотелось бы, супруга не такая, о которой мечтал, когда вступал в брак. Человек слушал слова, а не ощущал состояние, он говорил больше, чем чувствовал.
Слово — это всегда
Молчание — огромная целебная сила. Это понимаешь лишь тогда, когда остаешься в полном одиночестве. Не в том вынужденном — когда томишься и ждешь кого-то, а в осознанном, добровольном одиночестве. Тогда в душе наступает покой и гармония. Не может быть здоровья при внутреннем непокое. Молчание целебно потому, что только в нем я могу упорядочить то, что внутри меня. Если я хочу
Галина права. Во всех религиях и духовных учениях, когда предстояла напряженная мыслительная или духовная работа, предполагалось молчание. Вся культура человечества обязана своим зарождением и существованием… молчанию, ибо она создавалась, когда творец молчал. Разговаривая, творить невозможно. Трудно представить себе Леонардо болтающим в тот момент, когда он писал свою «Мону Лизу».
Я видела в одном из залов Лувра, как замирали и потрясенно молчали люди не в силах отойти от творения великого мастера. Но когда те же люди начинали обсуждать свои впечатления от картины, то они обсуждали уже не гениальное произведение, а самих себя на его фоне.
Когда человек удаляется в пустыню, в скит, в горы и молчит там, сколько пожелает, то он ни в чем не противостоит окружающему миру — он в него погружается. В этой ситуации молчание естественно, и ситуация сама себе адекватна.
Сложнее молчать, не выпадая из социума. Одним из условий, которое обязан был выполнить человек, собиравшийся поступить в пифагорейскую школу и стать философом, было пятилетнее молчание! Но он не удалялся при этом в поднебесные выси, а находился в городе, со своей семьей. Он был глубочайшим образом погружен сразу в два мира — свой внутренний и внешний. Выдержать такое испытание мог далеко не каждый. Но во времена Пифагора в его школу всегда была очередь. И сам Пифагор был убежден, что только через длительное молчание можно прийти в настоящую философию, которая предполагает невовлеченность в процесс. Только молчание приводит к эмоциональной бесстрастности, и молчание — высшее состояние по сравнению с речью.
На заре истории любое знание давалось человечеству высокой ценой, потому что люди еще не накопили опыт, им не на что было опереться. Мы же получаем знания в концентрированном или, как говорит Галина, в «консервированном» виде, и нам уже не нужно прикладывать для этой цели больших усилий. У Клиффорда Саймака есть фантастический рассказ под названием «Профессия». На земле шестого тысячелетия семилетний ребенок за пять минут учится считать и писать, а в 18 лет за те же пять минут усваивает полный объем знаний по выбранной профессии. И никакой исследовательской деятельности.
Мы слишком привыкли к получению знаний в виде «консервов». Может быть, поэтому в современном обществе так мало идей? Постоянно слышишь разговоры о том, что в искусстве открыть ничего нового нельзя, и в психологии нельзя, и в медицине. Наверное, это оттого, что мы слишком много говорим. Если бы современное человечество больше молчало, оно стало бы гениальным.
Итак, молчание приносит молчащему немало пользы. Но Галина Тимошенко ввела в психологическую практику новый термин — активное молчание. Такое молчание оказалось необычайно эффективным для всех ее пациентов.
— Активное молчание — это не просто одиночное или совместное пребывание в молчании, — говорит Галина, — это непременно взаимодействие, но не структурированное словами и заранее не оговоренное. Очень важно — ни о чем заранее не договариваться.
Одно дело, если мы с тобой решили, что час помолчим, а потом пойдем на кухню пить кофе. В этом случае понятно, что надо делать. Ситуация структурирована и стереотипна. Но совсем другое, когда мы просто замолкаем и молчим до вечера. Например, я встала и пошла в коридор. Ты не знаешь, куда я пошла. Возможно, я проголодалась или вообще решила уйти. Ситуация перестает быть стереотипной. Ведь тебе нужно
Когда одного или нескольких человек неожиданно просят замолчать и не ставят никаких условий, то рано или поздно между ними возникает некое взаимодействие несмотря на то, что каждый в молчании ведет себя по-своему. Такая ситуация редко позволяет человеку просто отмолчаться, если он пришел к Галине на прием решить свои проблемы. Ему важно, что же произойдет.
Методика активного молчания существует в двух вариантах — индивидуальном и групповом. И в том, и в другом случае никто не произносит ни слова. Двигаться можно как угодно. Время тоже, как правило, не ого- варивается. В групповой терапии один сеанс обычно длится часов пять-шесть, в индивидуальной — примерно два часа.
Галина даже не обсуждает проблему, с которой к ней пришел человек. Она вообще не знает, с чем он пришел, и ей это не нужно. Все выявляется в процессе работы.
— Максимум, что я могу сказать: «Здравствуйте». Дальше человек принимает какую-то позу, и мы замолкаем. Эта поза многое говорит о его проблеме, ведь молчат все по-разному.
Когда у человека
Я считаю, что настоящая психотерапия — это работа не с проблемой человека, а с его чувством ответственности. Как он может передать мне ответственность за свое здоровье? Только объясняя проблему словами. Но он лишен такой возможности, поскольку я демонстративно отказываюсь с ним говорить. Это вынуждает его предпринимать какие-то действия. А любое движение человека — уже принятие решения. Любой шаг — выбор.
Итак, вначале каждый занимает определенную позу. Один скрестил руки, насупился — значит, нет понимания в семье или серьезный конфликт на работе. Другой сел на краешек стула, невольно потер живот, поморщился — беспокоит язва… Если человек сохраняет позу долгое время — значит, он подсознательно ничего не хочет менять, и своими действиями мне это демонстрирует. Но так бывает редко, ведь человек — существо подвижное. А любое изменение позы — это уже преобразование проблемы.
Один мой пациент, как только мы замолчали, вскочил и начал делать зарядку. Он сразу показал мне, что готов к изменениям. Тут уж я подключаюсь. Например, стараюсь ему помешать. То есть я начинаю играть роль сопротивляющегося окружающего мира. Если бы окружающий мир не сопротивлялся, то и проблем бы не возникало. Я создаю ситуацию, в которой человеку не удается реализовать свой обычный стереотип. И он вынужден его менять, но поскольку я не говорю, как именно менять, то он начинает делать это сам.
Женщина пришла и села по-турецки, руки скрестила на груди, голова опущена. В такой позе она никак не может взаимодействовать с миром. Это очень закрытая поза. Она не хотела вставать, да из такой позы и не встанешь — нужно освободить руки, опереться ими о пол, изменить положение ног. Она даже защищаться в такой позе не может — ее можно толкнуть, даже ударить, что, возможно, и происходит в жизни. Я пробую вывести ее из этой позы, образно говоря, заставить драться с миром. Если она всего лишь вытянет ногу, это уже даст какой-то шанс. В конце концов, я заставила эту женщину, подчас несколько грубовато обращаясь с ней, встать в позу нападающего каратиста. Когда она это осознала, ее удивлению и радости не было предела. Она поняла, что может и должна защищаться и ее больше никто не сможет обидеть…
Однажды Галина работала с пятнадцатилетней девочкой с высоким уровнем агрессивности. Две встречи, которые продолжались три часа, она просидела в углу, сжавшись в комочек, и напоминала злобного волчонка. Галина не мешала ей и читала книгу. На третий раз девочка, разозлившись окончательно, подошла к Галине и начала толкать ее, дергать за волосы, а затем взяла ее руку и стала устанавливать локтем на стол. Снова и снова она пыталась сделать это, но как только она отпускала руку, та произвольно падала на стол. Закусив губу, девочка резким движением ставила чужую руку в то положение, в которое ей хотелось, но рука опять падала. Галина отказывалась совершить то, чего требовал капризный подросток.
После пятнадцатиминутной истерики девочка вдруг изменила тактику. Она начала искать такой вариант взаимодействия, который учитывал бы желание и другой стороны. Она впервые взглянула Галине в глаза, затем осторожно и мягко коснулась ее мизинца, погладила ладонь и очень бережно поставила руку в то же самое положение — на локоть.
— И ты поддалась? — спрашиваю я у Галины.
— Я не просто поддалась. Мне захотелось это сделать. Я улыбнулась и оставила свою руку в том положении, которого так добивалась девочка. Она наконец поняла, что все может получиться, если учитывать не только собственные желания, но и желания окружающих. До сих пор в жизни она всегда шла напролом, не считаясь ни с чьим мнением, а поскольку никому не нравятся грубость и агрессия, у девочки начались осложнения в отношениях с людьми, а значит и проблемы со здоровьем. В молчании, через взаимодействие всего лишь наших рук, она поняла главное: многого можно добиться, если просто считаться с другими.
Это была умная девочка, и если бы я начала объяснять ей, как она не права в своей жизненной стратегии, она нашлась бы, что возразить, и наш разговор мог ни к чему не привести. Непосредственные действия без слов многому ее научили. Я заставила ее включить свой исследовательский поиск, изменить свой стереотип: вместо проламывания стен поискать дверь или попросить кого-то открыть эту дверь…
Поместив человека в ситуацию, где его привычные стереотипы категорически не применимы, Галина пытается разбудить в нем умение вести себя исследовательски.
Она придерживается точки зрения, что любая болезнь, особенно хроническая, — это отражение психического статуса. На сеансах, используя активное молчание, человек изменяет этот статус, пробуя разные варианты поведения, и выражает в них себя непосредственно, а не опосредованно, с помощью слов. Опыт, который приобретается на сеансах, человек затем проецирует на свою реальную жизнь.
Любопытно понаблюдать, как проявляются люди в группе. Одни сжимаются в комочек и молчат в углу, другие нервно ходят, третьи начинают ко всем приставать, четвертые — смеяться, а пятые плакать, когда истекает первый час молчания. А к концу сеанса оказывается, что всем нравится молчать, и когда Галина говорит: «Наше время вышло», собравшиеся еще долго не могут или не хотят говорить. Самая долгая пауза в ее практике уже после окончания занятий составляла сорок пять минут. Никто не хотел говорить, и никто не хотел расходиться.
А когда Галина, наконец, предложила индивидуально обсудить с каждым его проблему, оказалось, что в этом уже никто не нуждается. В молчании все стало на свои места. Вроде бы можно поговорить, да незачем. Молчание и движения «сказали» каждому гораздо больше. Оказалось, что слово проблему создает, а молчание ее решает.
Молчанием можно лечить многие психоневрологические заболевания, различные фобии, гипертонию, проявления вегето-сосудистой дистонии, все виды головной боли, сотрясения мозга, а также психопатии, эпилепсию, шизофрению. Неспроста у шизофреников появляется желание уединиться, подолгу гулять в лесу, завести домашнее животное, аквариумных рыбок, которые уж точно не издадут ни звука.
При ишемической болезни сердца, в пред- и постинфарктном состоянии, при язвенной болезни желудка, бронхиальной астме, гриппе, болезнях горла человек предпочитает помолчать, потому что так ему легче.
— Разобраться в проблемах человека — вовсе не значит выслушать его жалобы, лишь приблизительно описывающие действительную ситуацию, — говорит Галина Тимошенко. — На самом деле наша жизнь — это постоянное и непрерывное исполнение наших желаний. Но речь идет о тех потаенных желаниях и стремлениях, о которых мы зачастую и не подозреваем. Хорошая иллюстрация этому — пример из повести Стругацких «Пикник на обочине», когда один из сталкеров попросил здоровья, а получил мешок денег, так как это его желание было истинным, в котором он сам себе не признавался. Не поняв, чего мы хотим, мы и выстраиваем совсем не ту жизнь, которой должны бы жить…
Я спросила Галину, можно ли самому в домашних условиях практиковать активное молчание. В том, что это полезно, она, как специалист, убеждена.
Есть две возможности провести для себя курс лечебного молчания. Первый вариант — уехать в такое место, где не будет возможности с
Чаще всего молчание связано с одиночеством. Но находясь в одиночестве, человек так или иначе делает повседневную домашнюю работу — убирает, стирает, готовит еду, отвечает на письма, да еще успевает следить за тем, что показывают по телевизору. Такое молчание можно назвать пассивным, и в данном случае оно малоэффективно, поскольку физическое и эмоциональное состояние все равно будут зависеть от домашней работы или от реакции на увиденное по телевизору.
Для активного молчания нужно создать условия, исключающие любые отвлекающие факторы.
Иными словами, нужно уединиться таким образом, чтобы отсутствовали внешнее общение и организованная деятельность. В таких условиях человек просто вынужден заняться собой, своей душой, непосредственно общаясь только с природой, а через нее со всей вселенной. Даже трех дней такого молчаливого бездействия будет достаточно для общего оздоровления организма. Неделя — это уже более серьезный срок, и воздействие молчания будет гораздо более сильным и целительным. Ну, а на месяц такого отшельничества вряд ли
Сначала, в первые день-два, человек живет как бы по инерции, в его голове крутятся последние события, он обдумывает какие-то вещи, мысленно спорит, доказывает, но организм уже отдыхает. Затем возникает и нарастает тревога, хочется вслух
Когда мы надолго замолкаем, прекращается работа всей «машины» нашего ума, и мы начинаем воспринимать то, что нас окружает, то есть жизнь, — без оценки категориями «плохо» или «хорошо». Мы видим только то, что видим, и потому наше тело расслабляется, отдыхает от мыслей и эмоций. Внутренний покой ведет к эмоциональному и психическому выздоровлению, а за ними и выздоровлению физическому. Такое молчаливое отшельничество хотя бы раз в году становится толчком к важным позитивным изменениям во всей жизни человека.
Второй вариант предполагает уже в чистом виде моделирование ситуации активного молчания. При этом нет необходимости уезжать из дома. Наоборот, ситуация предполагает участие в ней семьи или хотя бы двух близких, у которых существуют проблемы во взаимоотношениях, ибо только решив их, можно освободиться от физических недугов.
Люди договариваются, что в течение определенного времени, например выходных, а еще лучше недели, они молчат, но по-прежнему взаимодействуют друг с другом.
Те, кто это испытал, говорят, что происходит своеобразный катарсис: близкие люди начинают совершенно иначе относиться друг к другу. Возникает иной язык общения, они начинают говорить сердцем.
Все, наверное, замечали, что во время семейных ссор и разногласий наступает момент, когда все аргументы высказаны, а взаимопонимание не достигнуто. И от невозможности убедить другого возникает желание просто замолчать. Поскольку искать согласие через слова уже невозможно, мы инстинктивно ищем его через молчание. Молчание нужно организму, чтобы собрать силы, растраченные в словесных баталиях, элементарно отдохнуть. Ведь затраты энергии во время эмоциональных разговоров просто огромны, и тем, кто хоть раз проходил через это, знакомо чувство опустошенности, которое возникает после них.
Галина Тимошенко перевела обычное молчание в новое качество. Она говорит: «Молчите, но обязательно делайте в семье то, что нужно делать. Только переведите язык слов в язык жестов, мимики, телодвижений». Тогда члены семьи будут невольно учиться понимать друг друга без слов. А ведь им, в сущности, только этого и не хватает.
Люди по-иному слушают и слышат, они вслушиваются друг в друга. Даже чашку чая без слов подают совсем по-другому. Движение само по себе не может быть обидным, прикосновение — самая нежная вещь на свете, а в данном случае прикасаться друг к другу придется особенно часто. Как спросить на языке жеста и улыбки: «Ты хочешь есть? Тебе удобно сидеть? Принести ли тебе лекарство?», попросить: «Помоги мне убрать ковер. Постирай эту рубашку. Подогрей, пожалуйста, ужин», поделиться настроением: «Что-то мне тревожно, я на тебя обижаюсь, ты не уделяешь мне внимания»?
В молчании возникают и вырисовываются все оттенки отношений. Оно и не позволяет действовать по стереотипу. Как только я пробую и ошибаюсь, я обязательно нахожу
Такое — активное — молчание необходимо супругам, вечно выясняющим отношения и потерявшим в этой бесплодной схватке последнее здоровье. Оно необходимо и родителям, у которых возникают болезненные конфликты с повзрослевшим ребенком. Активное молчание поможет найти взаимопонимание и брюзжащим старикам, которым все не так, и молодым супругам, вынужденным до решения жилищной проблемы жить с родителями под одной крышей. Активное молчание нужно всем.
Татьяна Абрамова