за горизонтом
Холотропное дыхание — одна из методик трансперсональной психологии психологии, позволяющая раздвинуть рамки обыденного сознания. Чтобы пережить это необычное состояние, я и отправилась в московский Трансперсональный институт, где проводятся занятия по методике профессора Калифорнийского университета Станислава Грофа, создателя холотропной психотерапии. В Москве сессии холо-тропного дыхания проводит ученик Грофа Владимир Майков.
Сойти с ума — значит войти в разум?
Моя приятельница-журналистка, предостерегая меня, скептически заметила, что если искусственно вызывать необычные состояния сознания, то можно утратить ощущение нормы и потом в повседневной жизни придется балансировать на грани психопатии. Это опасение я и высказала Владимиру Майкову перед холотропным сеансом. Его ответ открыл мне интересный взгляд на эту проблему.
— Сумасшествие определяется по отношению к норме. Но если необычное поведение человека никому не причиняет вреда, то какое оно имеет значение? Наверное, каждый из нас хоть раз в жизни вел себя неадекватно обстоятельствам. С одним это случается чаще, с другим — реже. Вряд ли гуманно то общество, которое испытывающего необычные состояния человека воспринимает неполноценным, пытается привести к так называемой норме и даже ущемляет в правах. Психиатры стараются вернуть своих пациентов из запредельных областей духа к обыденному сознанию. А ведь необычное восприятие и мышление характерны для всех творческих людей. Это как раз то, что Платон назвал божественным безумием. Именно благодаря расширению сознания происходят прозрения, совершаются открытия. Я убежден: человек, не познакомившийся со своим опытом безумия, бесплоден как творец. Кстати, сегодня вы можете сделать первый шаг в этом направлении — мы будем рисовать ритуальные маски.
Смысл этой фразы я поняла только тогда, когда увидела сотрудников института за подготовкой к ритуалу. Они раскрашивали свои лица в невообразимо яркие цвета, наподобие индейских или африканских масок. Вскоре в фантастическом облике предстал и сам Майков. Нам тоже выдали мелки и краски…
Ну что ж, редактор и сотрудники меня не видят, рискну! Вначале у меня получилось нечто похожее на древнегреческую трагедийную маску. Нет, я и так слишком серьезная, надо пожирней мазнуть желтым, фиолетовым и красным. Еще несколько штрихов, и я, глядя в зеркало, уже не узнаю себя. Вместе с новым лицом у меня появилось чувство свободы и раскованности. Груз забот исчез вместе с прежним лицом. А новый облик говорил, что все тревоги преходящи. А еще маска намекала на то, что мир полон тайн и нужно находить их в повседневной жизни. Так я на практике освоила один из основных постулатов трансперсональной психологии: чтобы раздвинуть рамки представления о мире, надо уметь отрешаться от своей роли в обществе, освобождаться от самоидентификации, которая ограничивает нас, сковывает, а значит, препятствует свободе творчества. Это подвело меня к правильному восприятию процесса холотропного дыхания.
Полет к тайнам души
Станислав Гроф, разрабатывая холотропную терапию, взял из шаманских и духовных мистических практик методику интенсивного дыхания под ритмичную музыку. Происходит это так: лежа с закрытыми глазами, человек начинает дышать быстро и с силой. Увеличение частоты и глубины дыхания приводит к биохимическим изменениям в крови, что обусловливает сильнейшие физиологические реакции организма. Гипервентиляция приводит к вымыванию углекислого газа, что не позволяет тканям мозга полноценно ус- ваивать кислород, ослабляет естественную психологическую защиту и ведет к высвобождению бессознательного в человеке. Он, как говорят, входит в транс. Это проявляется в непроизвольных движениях тела, напряжении, спазмах и сильнейших, экстатических переживаниях. Продолжение интенсивного дыхания на протяжении полутора-двух часов заостряет кульминацию, за которой следует глубокая релаксация.
Составной частью грофовской холотропной терапии является музыка. Сначала она задает ритм дыханию, помогая вхождению в транс, потом доводит переживания до высочайшего предела, а в конце создает обстановку для медитации. Майков, большой любитель музыкиг тщательно отобрал все лучшее из разных культур — от ритуальных шаманских бубнов и славянских песнопений до симфоний Моцарта и Чайковского.
В первом моем холотропном сеансе я была ситтером, то есть сидела рядом с Галиной, которая погружалась в транс, и старалась проникнуться ее чувствами, чтобы в любой момент придти ей на помощь. Это предполагало, что я должна была, не вторгаясь в ее состояние, произвести какое-то ненавязчивое, но уместное действие, позволяющее процессу холотропного дыхания развиваться.
Как мы договорились заранее, когда Галина начинала дышать менее интенсивно, я похлопыванием задавала ей нужный темп. Пока это не требовало от меня напряженного внимания, я могла наблюдать за происходящим вокруг. В зале звучала мощная музыка, преобладали звуки барабанов и бубнов. Через некоторое время послышались плач, крик, смех — звуки сильных человеческих переживаний. Все, кто выполнял хо- лотропное дыхание, для непосвященного вели себя странно. Они действительно переживали необычные состояния. Нина, свернувшись в позе эмбриона, судорожно сжималась всем телом, как будто пыталась преодолеть невидимую преграду и кричала — в ее голосе слышалась боль. Ситтер Саша старался удерживать ее от резких движений и ослабить судороги, разводя сплетенные невероятным образом пальцы.
Вскоре и от меня потребовалось выполнять функции ситтера. Галина забеспокоилась, лицо ее стало отражать какие-то мучительные переживания, и она начала перекатываться с мата. Я едва успевала подклады-вать одеяла и устраиваться рядом, чтобы не дать ей скатиться на холодный пол.
Характер музыки неожиданно изменился — вместо громких ритмичных ударов зазвучала поднимающая в запредельную высь мелодия, от которой и у меня затрепетало сердце (специально потом спросила — это была композиция мистерийной группы «Dead Can Далее» «Покровитель серафимов»). Галине в этот момент, видимо, явились какие-то возвышенные картины, у нее даже рука поднялась, как бы осеняя
По мере того как каждый активный участник холотропного сеанса возвращался в реальный мир, ведущие подсаживались к нему и, сохраняя настроение человека, помогали ему адаптироваться. Если напряжение не проходило, его снимали с помощью специальных мануальных приемов. Таков порядок работы по методике Грофа.
Это еще раз доказывает, что самостоятельно, без подготовки нельзя заниматься холотропной терапией, которая может приводить к драматическим переживаниям, сопровождающимся сильнейшим эмоциональным и физическим стрессом. Людям, страдающим серьезными сердечнососудистыми заболеваниями, эпилепсией, имеющим другие психосоматические патологии, а также беременным женщинам, такие сеансы вообще противопоказаны.
Затем всем нам было предложено символически изобразить испытанные переживания в процессе рисования. Это позволяет еще раз войти в холотропную ситуацию, ощутить энергию, которая только что сотрясала все тело. Воспроизведя свои ощущения в цветных образах и рассказав о своих впечатлениях группе, каждый мог окончательно выплеснуть все, что его беспокоило.
Галина, которая занимается целительством, в пережитой только что борьбе со злом увидела смысл своего каждодневного труда — спасение людей от тяжких недугов.
Нина, с трудом подбирая слова, рассказала о том, что пережила во время холотропного сеанса. Сначала она испытывала немыслимые страдания в каком-то замкнутом пространстве, откуда не существовало выхода. Потом испытала не менее мучительный кошмар: она рожала… саму себя. Значит, не случайна была ее поза эмбриона! Как врача, привыкшего верить лишь доказательным фактам, ее потрясло необъяснимое совпадение во всех деталях того, что пережила она в холотропном сеансе, О тем, что рассказывала о своих родах ее мать.
Владимир Майков объяснил, что такого рода переживания свидетельствуют об оставивших след в психике сильных эмоциональных потрясениях, способных привести к болезни.
Оказалось, что
— Теперь ты наконец освободилась от застрявшего в памяти кошмара, пережив его снова на этом сеансе. И давний стресс не приведет к болезни, — подытожил Майков.
Путь к исцелению
Прошлым летом на всероссийской конференции по психотерапии выступили врачи, которые, как выяснилось, применяют холотропное дыхание независимо от Трансперсонального института. С его помощью были достигнуты прекрасные результаты в лечении миомы матки, язвы желудка, послеинфарктных состояний. Улучшение здоровья больных, зафиксированное клиническими обследованиями, произошло после интенсивного курса в 20-25 сеансов. Заинтересовавшись этой информацией, я стала расспрашивать тех, кто уже имел опыт холотропного дыхания, наблюдали ли они эффект оздоровления.
Кандидат психологических наук Екатерина рассказала мне о своем муже. Он страдал тяжелой формой наследственной бронхиальной астмы, не поддававшейся лечению. По- сле курса холотропного дыхания уже несколько лет находится в состоянии стойкой ремиссии.
Психолог-аспирант Ирина два года назад пришла на первый семинар с симптомами подчелюстного лимфаденита. За несколько сеансов ей удалось избавиться от болезни.
Однако глубокое проникновение в подсознание приходит только с тренировкой. Это я поняла исходя из собственного холотропного опыта.
Предполагаемый барьер — усталость от интенсивного дыхания — оказался мнимым. Быстрая яростная музыка все время задавала ритм диафрагме. Минут через пятнадцать я почувствовала энергетические изменения в теле. Они дали о себе знать сильной выкручивающей болью в правой ноге и пояснице — память о детском ревмокардите. Затем напомнил о себе остеохондроз. Я стараюсь дышать еще сильнее, выполняя какие-то требуемые телом резкие встряхивающие движения. Слышу и понимаю, что творится в зале. Отмечаю ход собственных мыслей. Вспоминаю, что Майков советовал во время сеанса освобождаться от всяких мыслей, чтобы отстраниться от повседневности. Ведь из примерно сорока пяти тысяч мыслей (!), которые за день посещают человека, большинство связаны с бытовыми проблемами, неудачами, комплексами.
И я стараюсь сконцентрироваться на неясных светлых ощущениях, передающихся мне через музыку — низкое мужское многоголосое пение. Миг — и я не замечаю, как исчезаю. Передо мной появляется чередой ряд картинок в духе старинных древнекитайских рисунков. Волна цунами, потом спокойная зеркальная речная гладь, девушка с зонтиком на фоне реки, два танцора, которые движениями и цветом символизируют инь и ян. Наконец передо мной дождем струится золотистое сияние, и я испытываю невероятное блаженство. До моего слуха доносится нежная мелодия, и я возвращаюсь в зал. Никаких болевых ощущений! Во всем теле, в том числе в области поясницы, легкость необыкновенная! Приоткрываю глаза и спрашиваю у ситтера Паши, который час. Оказывается, прошло больше двух часов, а я думала, минут двадцать!
У меня было такое ощущение новизны мира, что я неожиданно для себя произнесла: «Здравствуйте, я вам очень признательна». Как выяснилось, многие из группы испытали подобные чувства. Куда делась скованность первого дня общения! — А если просто пить и не напи ваться? Не пробовал?
Поздно вечером 7 ноября мы возвращались домой. В метро было много людей, традиционно отметивших праздник, — неважно, как он теперь называется. А нам было хорошо без всяких допингов.
За короткое время сессии мы получили урок расширенного сознания, и у нас появилась возможность посмотреть на себя как бы сквозь призму вселенского знания и отделить суетное и мелкое от вечного и значимого. Это поможет нам раздвинуть рамки восприятия бытия и терпимей относиться к людям, осознавая их непохожесть друг на друга. В этом — главный смысл холотропной философии.
Валентина Ефимова