Наталья Петровна Коваленко — профессор, доктор психологических наук, автор многих методик по восстановлению здоровья. Изучив современные и древние представления о болезнях и здоровье, основанные на правильном дыхании, питании, мышлении, эмоциях и поведении, и владея богатым собственным опытом, она разработала целый комплекс различных оздоровительных принципов, которые позволяют её пациентам не только заниматься профилактикой заболеваний, но и избавиться от многих недугов. Наталья Петровна считает, что болезнь моделирует сам человек своими мыслями и эмоциями, поэтому каждому под силу победить ее.
— В основе моих методик лежит концептуальное мышление — то, как человек оценивает себя в этой жизни, свои возможности, результативность своих действий и свою судьбу в целом, очень важно для здоровья. Огромное значение имеет эмоциональная культура. В зависимости от того, какая негативная эмоция тревожит человека, такая функция и выходит из строя.
Обида ведет к заболеваниям дыхательного аппарата — ангинам и тонзиллитам. Если человеком овладевает злоба — у него страдают печень, желудок, желчевыводящие пути. Эта зависимость не мною открыта, а известна давно. Все древние медицинские каноны утверждают, что духовная культура стоит на первом месте, за ней следуют принципы жизнеобеспечения — питание, движение, дыхание и т.д. То, что эмоции и мышление имеют первостепенное значение в состоянии нашего здоровья, говорит и современная психосоматическая медицина. Устраняя причины заболевания, человек научается воздействовать на больной орган и постепенно движется к стабильному здоровью.
— Часто приходится слышать о том, что люди, снимают стресс, крепко ругнувшись.
— Человеку только кажется, что он снимает стресс. Это поверхностное впечатление, зато внутренний дисбаланс усиливается, происходит разрегулирование всех психических процессов. Речь, построенная по законам гармонии, способствует конструктивным стратегиям мышления, в то время как негармоничная речь, основанная на ненормативной лексике, подкрепляет деструктивные мыслительные программы. Если их слишком много, психика человека становится неуправляемой, склонной к агрессии и срывам. То есть вместе с сиюминутной разрядкой накапливаются трудно компенсированные психические программы. Эти люди, как правило, менее успешны в жизни, они не достигают больших результатов ни в работе, ни в творчестве.
— Какие методы саморегуляции организма Вы используете?
— Если у человека болит желудок или нога, то в этом органе сосредоточено наибольшее напряжение. С помощью голоса он может сам воздействовать на больное место. Я называю этот метод голосением. Это не пение и не крик, а особенные звуки, которые создают вибрацию в нужном органе. Такого эффекта мы добиваемся вместе, человеку это сделать самому довольно трудно. Попробуйте пропеть в пустом углу комнаты — услышите резонанс своего голоса. Такой же, только внутренний резонанс можно услышать в своем теле в виде вибрации. С помощью звуков мы добиваемся гармонии, избавляя человека от невротических расстройств, заболеваний дыхательных путей, даже лечим бесплодие. С помощью голосения может за рубцеваться внутренняя язва, уйти воспаление, улучшиться зрение.
— От чего зависит успех лечения с помощью такой методики?
— Успех зависит от способностей человека к саморегуляции и от природного состояния резонаторов. Хотя сильный голос — не всегда залог здоровья, но очень хороший инструмент для саморегуляции. Кстати, наша бывшая соотечественница графиня Марина Дмитриевна Шереметева, в детском возрасте покинувшая страну, стала известным голосотерапевтом. Она ставила голоса священникам и уже тогда заметила, какой оздоровительный эффект дает правильное владение голосом. Марина Дмитриевна разработала целую методику коррекции звуком здоровья и психики, с помощью которой излечивала многие родовые травмы у детей. Своим опытом она приезжала делиться с российскими психологами, среди которых была и я. Он лег в основу моих принципов воздействия голосом на болезненные зоны.
— Значит, певцам и тем людям, кому по долгу службы приходится петь, легче справляться с болью?
— Конечно, если голос поставлен правильно. Бывает, что он от природы сильный, тогда это мощный инструмент в борьбе с болезнями. Одна из моих методик — обезболивание родов с помощью голоса. У нас на курсах занимались оперные певицы, которые потом замечательно рожали. Они так хорошо владеют своим голосом и правильным дыханием, что умеют предельно расслабляться и могут успокоиться в нужный момент, а глубочайшее расслабление — самое главное условие для нормальных родов.
— А если у человека нет голоса?
— Такого не бывает. Голос есть у каждого, его можно развивать и совершенствовать. Занимаясь со своими пациентами, я сначала развиваю их голосовой ресурс, глубину и силу голоса. У некоторых людей голос просто не разработан, у других голосовые связки осипли от хронических тонзиллитов и фарингитов. Но мы поем не связками, а резонаторами, то есть дыханием, которое включает резонаторы. Вообще петь очень полезно, даже грустные песни, если они не вызывают тревоги, и эта печаль светлая.
В нашем поведении очень много инстинктивных звуков — зевание, чихание, кряхтение, аханье и оханье. Все они очень полезны. Не бойтесь чихнуть со вкусом, свистом и даже визгом. Так мы сбрасываем сильное напряжение, избавляемся от раздражения, снимаем усталость. Все охи и ахи, которые мы выпускаем спонтанно, физиологически оправданы и необходимы нашему организму.
Конечно, не стоит позволять себе излишние вольности на работе или в общественном транспорте — вас просто не поймут окружающие. Но дома, в кругу семьи нужно даже культивировать эти звуки, превращая взаимные кряхтения в веселую игру. Голосом можно играть, варьировать его, меняя тембр и высоту звуков, стараться как бы измерить свой голос, затем усилить, сделать его ярче и свободнее. Вы почувствуете, как ваш голос начинает занимать все больше места в теле и проявляется намного смелее.
— На чем еще основана подготовка к спокойным безболезненным родам?
— Женщины должны абсолютно доверять тому, что с ними происходит. Поэтому я учу их компенсировать мешающие им негативные эмоции — страх, обиду, тревогу. А методики для этого использую разные — рисование, музыка, голос, движение, дыхание.
Главный механизм состоит в самовыражении. Это важно не только для беременных, но и для многих других. Изображая на бумаге свою проблему, человек выводит ее из внутреннего состояние во внешнее, а потом учится уходить от нее. Если попробовать нарисовать свою тревогу, сразу появляется чувство отсоединения от этого состояния. Потом мы начинаем работать с этим рисунком, улучшать, моделировать его до тех пор, пока он не станет красивым и приятным. Тревога преобразуется в чувство удовлетворения от проделанной работы. Работая над рисунком, мы исследуем, какие внутренние телесные ощущения вызывает рисование, то есть учитываем психосоматические компоненты. Так формируется модель саморегуляции, то есть человек понимает, что работает со своим внутренним состоянием. Для кого-то этот процесс радостный и приятный, другие, избавляясь от гнетущего состояния, сначала проливают слезы. И то и другое хорошо, главное, чтобы эмоции были искренними.
— А какую роль играет дыхание? Обычно мы не замечает того, как мы дышим. Нужно ли контролировать этот процесс?
— Свое дыхание нужно исследовать и понять. Ведь существуют разные виды дыхания — глубокое, поверхностное, частое, медленное. Все их нужно тренировать, пробуя изменять, задерживать дыхание, в конечном счете стремясь сделать его более открытым и естественным. Для тренировки дыхания я могу порекомендовать следующее упражнение.
Нужно приложить два пальца к пульсу на запястье и прислу шаться к частоте сердечных сокращений. Дышать будем в такт ударов сердца. Вдох делаем на четыре удара, еще на четыре удара нужно задержать дыхание. Следующий четыре счета — производим выдох, и опять задерживаем дыхание на четыре сердечных удара. Теперь начинаем сначала. Продолжать можно до тех пор, пока вы комфортно себя чувствуете. Обычно достаточно одной-двух минут.
Такое дыхание выводит все органы и системы организма на правильные ритмы, создавая ощущение гармонии. Оно очень полезно для психического и телесного здоровья.
Беседовала Нина Башкирова