Известный польский психолог и писатель Юзеф Козелецкий много лет изучает мотивы поведения человека. Диапазон его иссле дований широк и несколько необычен для академического ученого. Одна из его книг называется «Многомерный человек». «Авантюрность жизни», «прославление неудачи», «рассуждение о ненасытности», «страсть к преодолению границ» — вот некоторые темы, обсуждаемые в ней.
Есть в ней и глава, посвященная достоинству человека.
Что такое достоинство? Ответит на этот вопрос так же нелегко, как, скажем, объяснить, что такое красота или истина. Почему один человек сохраняет свою индивидуальность даже в тюрьме, где у него отняты все права, а другой легко отказывается от собственных убеждений в обмен на обещанные привилегии?
Конечно, достоинство во многом зависит от прав человека — личной свободы, воз можности высказывать свои мысли, принимать решения… Но даже если отнять их (что и происходит при разных формах принуждения и террора), у каждого из нас остается возможность сохранить личное достоинство. Одаренный этой чертой характера человек поступает в соответствии с собственной системой ценностей, он верен себе и не поддается манипулированию.
Правда, и характер можно сломать, но для этого пришлось бы уничтожить личность в человеке, лишить его индивидуальности.
Два портрета
Юзеф Козелецкий дает обобщенный портрет человека, обладающего чувством собственного достоинства. Вот его основные черты:
♦ ведет себя в соответствии с собственной системой ценностей, ценит истину выше, чем немедленную пользу;
♦ умеет защищать свою индивидуальность, в моменты опасности проявляет самообладание и спокойствие;
♦ мало податлив к манипуляциям извне;
♦ не променяет свою индивидуальность на материальные ценности, на доступ к власти или к славе;
♦ не торопится принимать новые идеи и убеждения; только существенные аргументы могут изменить его систему ценностей и принципы поведения.
Совсем иначе ведет себя человек, лишенный чувства собственного достоинства:
♦ его поведение зависит не столько от собственных взглядов и убеждений, сколько от сиюминутных интересов;
♦ легко поддается манипуляциям;
♦ принцип верности истине замещается у него принципом собственной пользы;
♦ под давлением обстоятельств может совершать поступки, противоречащие собственной совести и наносящие вред другим людям.
Понятно, что оба портрета, набросанных Козелецким, отражают крайние проявления человеческой личности. Между этими полюсами находится множество промежуточных отметок. Но установка (устойчивая склонность к первому или второму способу поведения) тем не менее просматривается всегда.
В последнее время мы все чаще слышим призывы вести себя гибко, приспосабливаться к обстоятельствам. Но до какой степени? На этот вопрос каждый должен ответить себе сам. Козелецкий, в задачу которого не входит воспитание нравов, тем не менее подсказывает возможный путь. Он считает, что главное — сохранить себя, не потерять индивидуальности.
В нашей стране это понятие не считалось большой ценностью, слово «индивидуализм» не так давно произносилось как ругательство, причем порой в тех самых случаях, когда человек пытался отстаивать свои убеждения, расходящиеся с мнением большинства. Личность растворялась, нивелировалась в толпе. Способность противостоять «обезличиванию», сохранить достоинство Козелецкий относит к моральной стороне характера. Более того, он видит в достоинстве эстетическую ценность: «Владение собой человека, защищающего свои убеждения, включает элементы прекрасного».
Жизнь по ту сторону достоинства
Каждый человек создает концепцию собственного «я» и по-своему строит отношения с миром. С этой точки зрения можно условно выделить два типа людей — прагматичные и принципиальные.
Крайние прагматики считают: для того чтобы сохраниться и управлять собою в изменчивом мире, надо приспосабливаться к любой ситуации. Их связи с окружающими так тесны, что граница, отделяющая индивидуальное «я» от среды, часто стирается.
Желая достичь своих целей, прагматик готов отказаться от собственных убеждений. То, что люди с принципами называют угодливостью или даже продажностью, для него представляет одну из форм приспособления к миру. Чувство собственного достоинства для него лишь дань непонятной традиции, затрудняющей рациональные действия.
Юзеф Козелецкий описывает эксперимент американского психолога Стэнли Милгрема, целью которого было определить степень подчинения человека требованиям, оскорбляющим достоинство.
Из двух человек, находящихся в лаборатории, один исполнял роль «учителя», второй — «ученика». В ходе эксперимента «учитель», который и был испытуемым, должен был наказывать «ученика» за ошибки ударами электрического тока. Ему ничего не было известно ни о цели эксперимента, ни о том, что «ученик» не является испытуемым, а только помогает проводить исследование. По объявленным условиям, за каждую последующую ошибку учитель должен был усиливать наказание (понятно, что удары током были фиктивными). В процессе этого репрессивного обучения «учитель» слышал крики «ученика» (они были записаны на пленку перед началом исследований).
Большинство испытуемых соглашались выполнить жестокие требования экспериментатора и без колебаний применяли все более сильные удары. Так Милгрем доказал, что многие легко поддаются манипуляциям, готовы подчиняться сомнительным авторитетам, а обещание награды (значительно меньшей, чем библейские «тридцать сребреников») вызывает у некоторых садистское поведение, противоречащее системе личных ценностей и норм. Такое поведение особенно характерно для крайних прагматиков.
Однако в исследованиях Милгрема была выявлена и другая группа людей — тех, кто отказывался доставлять страдания «ученикам». Таких оказалось значительно меньше, но они были тверды — узнав об условиях эксперимента, покидали лабораторию. Они руководствовались внутренними убеждениями и не поддавались манипулированию. Основа людей этого типа — неповторимые черты личности, а не набор исполняемых социальных ролей. Как правило, такие люди умеют анализировать и дают себе отчет в своих мотивах и установках.
Достоинство и биография
«Человеческая жизнь слишком длинна, чтобы всю ее прожить с достоинством. Тем не менее она достаточно длинна для того, чтобы в ней нашлось место для достойных поступков», — считает Юзеф Козелецкий. У каждого человека, даже самого благородного, наряду с очень достойными поступками, бывают такие моменты, когда он утрачивает достоинство, сбрасывает с себя его груз, поддается манипулированию. Чаще всего это связано с искушениями, перед которыми трудно устоять, или с угрозами. Козелецкий описывает три наиболее характерные ситуации.
Так происходит тогда, когда рождаются новые возможности приобретения имущества, славы, власти. В этих случаях достоинство, как растение, не пустившее достаточно глубоких корней, может быть выкорчевано прагматическими интересами. Перспектива богатства подавляет верность себе. Не правда ли, именно такие метаморфозы происходят сейчас в нашей стране, где никак не закончится передел собственности?
Кроме того, характер человека могут сломать устрашение и репрессии. Многие ученые в период «ошибок и искажений» открещивались от своих взглядов. Это позволило им удержать прежние должности и избежать страданий.
Человек может утратить личное достоинство и в моменты социальных кризисов, во время переворотов или в каких-нибудь неординарных ситуациях. Обескураженный новыми порядками, он не понимает, что происходит, и начинает хаотически выполнять действия, которые часто оказываются недостойными. Ну что ж, и в этом наблюдении Козелецкого можно узнать себя и своих сограждан, которые после кризиса готовы на любую работу, лишь бы не остаться без нее.
Но бывает и наоборот. В биографиях некоторых людей можно обнаружить переломные моменты, в которые они отказываются от недостойных поступков, защищают собственные убеждения, добровольно берут на себя груз достоинства. Под влиянием исторического события или в результате морального и социального созревания человек может «прозреть» — осознать свою не слишком привлекательную роль пешки на шахматной доске могучих сил истории. В этом случае он переживает кризис, из которого иногда выходит обновленным, как растение после ливня.
Итак, личное достоинство — это установка, укорененная в характере. Хотя
«В структуре достоинства, понимаемого как верность себе, есть
Вера Козлова