К понятиям «философия», «философ», особенно — «философствовать» отношение у нас традиционно скептическое. Дескать, надо действовать, а не умничать и рассуждать. В далекие времена бытовали иные представления. Вспомнить хотя бы Древнюю Грецию, Индию или Китай. Что ни известное имя — то философ. Знаменитый поэт, историк, астролог, врач, даже полководец — все оставили философское наследие. Все размышляли о месте человека во вселенной, о мире, о борьбе добра и зла. И у каждого своя позиция, свой взгляд, свои соображения.
Неужели тогда, на заре человечества, это было актуально, а сейчас вроде бы не нужно никому? Достаточно ли инженера научить делать машины, врача — лечить болезни, а учителя математики — обучать биному Ньютона? Уверен, что любой специалист сможет полноценно работать и жить только в том случае, если понимает суть своей работы и своего места в жизни, если он хотя бы немного философ.
На Западе сознают важность этой проблемы, и хотя тоже не очень-то умеют учить самостоятельному мышлению, все же вручают любому специалисту диплом доктора философии. Там у инженера, врача, адвоката или менеджера в визитной карточке значится: Ph.D. Что и есть — доктор философии.
Наш известный врач Галина Сергеевна Шаталова давно уже пробовала философствовать. В своих статьях и книгах она не ссылалась на Платона или Конфуция. Она старательно избегала повода вписать свои взгляды в рамки устоявшихся концепций. Думаю, это ее ничуть не интересовало. Ей, как я понимаю, интересно было соотнести свой врачебный и жизненный опыт с хорошо известными ей трудами Вернадского и Чижевского. И мне лично интересны не столько выводы, к которым пришла Шаталова, сколько процесс ее поисков, которые, надо сказать, продолжаются и по сей день.
В древности говорили: «Всякий философ — врач, всякий врач — философ. И иного быть не может!» Это как раз про Шаталову.
Впрочем, более предметно о ее философских изысканиях поговорим немного позднее, а сейчас — о ней самой.
— Галина Сергеевна, позвольте вопрос, какой вроде бы не принято задавать даме. Сколько вам лет?
— В октябре будет 82 года. И мне нравится, когда окружающим известен мой возраст.
Знаете, почему это ей нравится? Конечно же, потому, что Шаталова прекрасно выглядит. Ее саму можно считать лучшей рекламой ее собственных методов оздоровления.
Однако продолжим беседу.
— Галина Сергеевна, когда вы сегодня утром проснулись, у вас
— Да, в каждой шутке есть только доля шутки. Все остальное — всерьез. Что же касается меня, то у меня по утрам вообще не болит ничего. Сегодня я проснулась очень рано с ощущением тихого счастья. Все чудесно. Я люблю просыпаться с рассветом, когда все в природе слегка колышется в ожидании восхода солнца. Это счастливые мгновения.
— Легли вы тоже рано?
— Нет, в первом часу. Но мне вполне хватает пяти часов сна.
— Даже если очень устали?
— Если устала или провела много времени в душном помещении, то могу спать долго. Человеку нужен долгий сон, если он накануне согрешил. Например, плотно поужинал.
— Неужели у вас вообще ничего не болит? Какое у вас давление?
— Обычно 120 на 70. Бывает чуть больше или чуть меньше. Но я слежу за тем, чтобы разница между верхним и нижним была стабильной и равнялась примерно 50.
Вообще сердце у меня очень надежное. Я его не ощущаю. Так же, как и все остальные компоненты своего организма.
— Ни позвоночник, ни суставы?
— Пожалуй, лишь правое колено. Оно было ранено еще в финскую войну. Сейчас та рана сказывается. Но она не мешает мне проводить занятия в спортзале, показывать своим подопечным самые сложные упражнения. Вплоть до шпагата. Хотите прямо сейчас сяду на шпагат?
…Давно вышла в свет новая книга Шаталовой. Книга называется незамысловато: «Здоровье человека». И подзаголовок — «Философия, физиология, профилактика». Это наиболее объемное описание опыта нашей самой известной целительницы.
Книжный рынок страны забит литературой по проблемам здоровья и лечения болезней. Не собираюсь здесь анализировать это явление и тем более давать оценки отдельным работам. Замечу лишь, что содержание подавляющего большинства предлагаемых читателю книг посвящено питанию. Думаю, дело здесь не в том, что питание — главное составляющее нашего здоровья или нездоровья, а в наиболее предметной выраженности этого фактора. Можно много говорить о духовности или о дыхании, о двигательной активности или о температурной адаптированности. Но ни духовность, ни дыхание в руки не возьмешь, в ладонях не подержишь. А вот сосиски — это реальность, данная нам в конкретном ощущении. Об этой реальности может рассуждать и академик, и тетя Паша из соседнего подъезда. Можно рассуждать и на научной конференции, и в очереди, когда они, эти очереди, были, в том числе и за сосисками, когда их, сосисок, не было. Поэтому почти в каждой книге о здоровье найдется повод для разговора о вреде (пользе) мяса, молока, картошки, яблок, салата из крапивы или одуванчиков.
Книги Шаталовой, в том числе и последняя, тоже не обошлись без подобных обсуждений. Впрочем, имя Шаталовой в представлении многих до сих пор связано в основном с какой-то необыкновенной системой питания.
Саму Галину Сергеевну это давно уже раздражает. Она исповедует це лостное восприятие природы чело века. Целостное с преобладанием духовного начала, разумеется. Чего не подменишь салатом или печеной картошкой.
— Я надеюсь, — говорит она, — что мы обойдемся сегодня без разговора о конкретном меню.
— Извините, Галина Сергеевна, — возражаю я. — Не обойдемся. Хотите вы этого или не хотите, но читателей интересуют ваши рецепты. Я понимаю, что по вашим представлениям не менее важны для здоровья физические упражнения, дыхательная гимнастика или аутогенная тренировка. Но, я сужу по письмам читателей, людей все-таки прежде всего интересуют конкретные рецепты. Поэтому я вас очень попрошу рассказать сейчас о самых любимых ваших блюдах. Скажем, самое любимое весеннее блюдо, самое любимое летнее, осеннее и зимнее.
Шаталова задумалась. А потом лицо ее просветлело, осветилось улыбкой. И стало ясно, что ей приятно даже от одной мысли о кулинарии. Да, это ее родное, любимое…
— Пожалуйста. Весна. Я соберу листики сныти. Эта травка будто специально создана для блага человека. Соберу самую раннюю крапиву. Соберу молоденькие листики крыжовника, яблони, малины, липы — всего, что будет в эту пору. Но главное — сныть и крапива. Можно чуть-чуть рябины, что придаст блюду приятный привкус корицы. Всю эту зеленую массу надо прежде всего хорошенько вымыть. Желательно положить ее хотя бы на полчаса в круто соленую воду. Тогда не будет угрозы гельминтов. Потом еще раз промыть в несоленой воде.
Эту массу можно нарезать. Но не обязательно. Важно, чтобы там не было посторонних былинок или сучков. Они испортят вкус.
Потом надо сделать блинное тесто. Это могут быть перемолотые зерна сои, пшеницы. Если хотите, разбейте туда яйцо. На четверых едоков достаточно стакана такого теста. Всю зеленую массу смешивают, как бы прокатывают этим тестом. И все, что получилось, кладут на сковородку. Если сковорода тефлоновая, масла не надо. Я вообще против масла.
Итак, всю эту зеленую массу с тестом выкладываем на сковороду. Кулинарной лопаточкой прижимаем эту массу к дну сковороды и ровняем ее по краям. Формируется лепешка толщиной 3-4 см. Пропекаем одну сторону, потом другую. Крышка не нужна. Когда лепешка готова, выкладываем ее на блюдо. Все красиво и вкусно. У меня даже сейчас слюнки текут. Но я бы украсила это чудо тоненько нарезанной редиской. Или клюквой. У хозяйки в морозилке непременно должны быть клюква, брусника, облепиха, черника. Можно украсить выпечку тархуном, другой зеленью. Такое блюдо — не для насыщения. Это пиршество, праздник…
Для многих наших читательниц это очень интересная и важная информация. Тем не менее не станем утомлять тех читателей, которые, подобно мне, достаточно спокойно относятся к поэтике кулинарии, и продолжим разговор о фирменных рецептах Шаталовой в следующем номере журнала.
А пока поговорим о концептуальных взглядах Шаталовой на питание. По ее представлениям, человек — отнюдь не всеядное существо (хотя известно, что съесть мы можем едва ли не все, что растет, двигается или даже производится самим человеком). Иначе говоря, употребить в пищу мы можем все, что угодно, но организм наш нуждается лишь в определенных веществах, как бы предназначенных ему самой природой. Шаталова говорит о видовом питании человека. Точно так же к самому невероятному питанию можно приучить обезьяну, собаку, тигра или крокодила, но для нормального, здорового существования этим зверям нужны совершенно определенные продукты. И нам продукты нужны определенные, и количество их тоже вполне определенное.
Шаталова считает, что желудок 20 взрослого человека в нормальном состоянии вмещает 250-300 кубических сантиметров пищи. Больше ему и не надо (если это только подходящая, видовая пища и если поступила она в желудок соответствующим образом обработанной). Если пищи будет слишком много, то желудок начнет растягиваться, слизистая оболочка истончится, утратит способность нормально обрабатывать пищу. Словом, возникает масса проблем. Шаталова в качестве примера любит рассказывать о том, что спартанские воины в походе съедали в день лишь по горсти семян. Этого было достаточно им для того, чтобы оставаться лучшими воинами Древней Греции. Столь же невелики ежедневные порции у индийских йогов.
В противовес всем диетологам Шаталова считает, что человек должен получать в день с пищей не три-четыре тысячи килокалорий, а в четыре-пять раз меньше. Двадцать лет назад физиологи и медики смеялись над Шаталовой. Во-первых, они считали, что шаталовская норма ниже возможности человека жить. А во-вторых, они не воспринимали всерьез шаталовское предположение, что недостающие для активной жизни килокалории человек добирает из… воздуха.
Сейчас не смеются. Сейчас они пробуют считать.
Но теперь вопросы возникают у нас. Как прожить, питаясь горстью зерен или даже той зеленой лепешкой, рецепт которой нам дала Галина Сергеевна? Это же мучение, а не жизнь. Вот тут Шаталова философствует. Она утверждает, что ее система оздоровления не знает запретов. Ее система держится, оказывается, на непрерывных наслаждениях…