Слово «эниология» знакомо пока не всем, но общие понятия эниологии, сформулированные в конце второго тысячелетия, применяются людьми уже многие века
История взаимоотношений человека и жилища началась, по-видимому, тогда, когда наш предок воткнул в землю палку, а сверху накинул шкуру. Образовался первый шатер, а потом, как производные, — шалаш, чум, юрта. В память о той шкуре почти все здания имеют островерхую крышу.
Самыми ранними из дошедших до нас произведений искусства были памятники архитектуры. И это понятно: крупные сооружения, чаще всего культового назначения, строились добросовестно, в удобных местах, почитались и охранялись.
Такой подход и был той самой прикладной эниологией, которая позволила классикам архитектуры создать практически вечные — как в эстетическом, так и в утилитарном смысле — сооружения. Сейчас по крупицам заново создается наука эниология, понятиями которой свободно владели наши предки.
Свойства энергоинформационного поля
Достоверные данные указывают на существование в природе (даже и в той, которую мы традиционно называем «неживой») обмена энергоинформационными сигналами, которые оказывают разное, как положительное, гак и отрицательное, воздействие на человека.
Сейчас никто не оспаривает утверждения, что все предметы обладают, кроме видимых границ, еще и полем. Хорошо изучены поля большой мощности — гравитационные и электромагнитные. В существовании гравитационного поля мы убеждаемся еще в детстве, роняя
Изучением тонкого поля наука пока пренебрегает, хотя именно в этом месте стирается грань между живым и неживым. На уровне тонкого поля эти две противоположности могут влиять друг на друга, а энергоинформационный обмен — это и есть процесс взаимодействия всех искусственных предметов и живых существ через тонкое поле.
Это, если хотите, безмолвный обмен мыслями и чувствами. Не случалось ли вам оглядываться, ощущая чей-то пристальный взгляд? Не приходилось ли застывать перед изваянной тысячи лет назад скульптурой, которая, если абстрагироваться, представляет собой просто кусок камня? Так что сказки, в которых вещи, животные или явления природы начинают говорить человеческим языком, — не такая уж выдумка. Просто мы разучились слышать этот едва различимый шепот. И, кстати, многое от этого потеряли.
Слабые сигналы, не регистрируемые обычными приборами, за счет резонанса влияют на живые организмы с клеточными оболочками — мембранами. С точки зрения обыденного сознания, в этом нет ничего особенного — дребезжит же стакан на столе, если под окнами проезжает грузовик. Так и каждая клетка нашего тела реагирует и на тот же «КАМАЗ», грохочущий по улице, и на приятного или неприятного собеседника, и на уродливое или красивое здание, торчащее напротив наших окон.
Архитектура — посредник между человеком и природой
В древности человек умел с помощью форм и пропорций строений регулировать отношения между со- бой и природой. Архитектурные произведения, создаваемые из элементов условно неживой природы — камня, глины, дерева, — становились неотъемлемой частью и условием существования людей, защищая их от холода, хищников или врагов.
Античные времена оставили нам классические образцы зданий, идеально вписавшихся в пейзаж, являющих собой примеры единства пользы, прочности и красоты. За соблюдением этого триединства следил архитектор, бывший по совместительству еще и главным инженером, и прорабом. Благодаря этому существовало и внутреннее энергоинформационное единство сооружения. Со временем, по мере усложнения технологии и появления отдельно архитектора, отдельно прораба и прочих «узких специалистов», распадалась и эниологическая целостность сооружения.
В конце античности в Европу хлынули толпы варваров, и главным в архитектуре стало возведение большого количества крепких и надежных зданий-замков и городов-крепостей. Органичная связь с природой стала отходить на второй план, а с дальнейшим развитием цивилизации и вовсе исчезла.
К XX столетию люди почти утратили осознанную потребность в непосредственном общении с природой. В архитектуре творческие профессии начали вытесняться и заменяться инженерно-строительными специальностями. Да и само искусство архитектуры стало подменяться строительным производством. Жилища и прочие здания возводятся главным образом так, чтобы их было удобно строить. А будет ли в них по-настоящему удобно жить человеку — это дело второе.
Среда, создаваемая человеком, ему враждебна. Как реакция на это опасное положение возникла наука экология, принципы которой были сформулированы в 1963 году архитектором Робером Леру. Однако экология напрямую душевным равновесием и информационным благополучием человека не занимается. И ему приходится приспосабливаться к «дурному нраву» им же созданных зданий, дорог, машин и механизмов. По-настоящему хорошо человек себя ощущает только в помещении, обладающем тремя архитектурными достоинствами — материальным, энергетическим и информационным. В нем ему уютно, тепло и светло, психологически комфортно.
Язык архитектуры многозначен
Архитектурные сооружения еще задолго до появления истории и литературы служили средством сохранения информации. Глядя на незнакомое здание или даже развалины, можно «считать» с них сведения о том, кто и когда жил здесь. Можно даже судить по ним об уровне благосостояния заказчика: глиняную мазанку от остатков мраморного бассейна сумеет отличить и человек, не занимающийся историей.
Сейчас много толкуют о пирамидах. То, что свойства пространства сильно изменяются в центре пирамиды, сейчас никто не отрицает. Египтяне помещали в этой — «живой» — точке саркофаг с останками фараона, чтобы набальзамированное тело хранилось возможно дольше.
Однако сооружать самодельные пирамиды дома пока все-таки не стоит — их влияние на человека до конца не выяснено. Считается, что ниже «живой» точки в пирамиде на той же оси располагается точка «мертвая», противоположная по энергетическим свойствам, то есть оказывающая разрушительное влияние.
Кстати, пирамида как самостоятельная форма в архитектуре используется крайне редко. Из современных значительных построек можно назвать, пожалуй, только выдержавшую шквал критики стеклянную пирамиду во дворе парижского Лувра. Заметим попутно, что число заболеваний среди тех, кто возводил ее, отличалось от среднестатистической нормы в худшую сторону.
С эниологической точки зрения, гораздо более полезна для человека форма шатра, причем с кольцевой «юбкой» — карнизом, которая считается генератором торсионного (вращающегося) поля. Именно такими шатрами с карнизами было принято увенчивать колокольни на русском севере. Энергия торсионного поля концентрируется кровлей и направляется вниз. Возможно, именно в этом кроется секрет благостного состояния, снисходящего на нас в древних церквах и храмах, построенных на интуитивном знании эниологических принципов.
Как распределяется энергия в комнате?
Внутренние эниологические формы известны в архитектуре как ниши и эркеры. Угол комнаты тоже может считаться нишей. В углах и нишах вследствие эниологических процессов происходит понижение энергии по сравнению с фоновой. Отсюда обычай ставить в нишах кровати, в углах — расшалившихся детей. А обеденные столы традиционно ставят в центре помещения, где концентрируется энергия.
Угол и ниша отберут лишнюю энергию, а в центре мы подпитаемся не только материальной пищей и приятным общением с близкими, но и собравшейся здесь положительной энергией. И главное — ничего придумывать не надо, все уже придумано нашими предками.
Такие архитектурные элементы, как купола и своды, имеют не только утилитарное назначение распределять статическое напряжение. Они распределяют еще и энергию, гармонизируя ее. При том, что храмы всегда строились в местах с повышенной энергетикой, это их свойство оказывалось решающим.
То, что с самой древности статуи богов помещались в полукруглые ниши со сводом-аркой, тоже не случайно: такая форма концентрировала и направляла на зрителя энергию, заложенную в произведение автором, вызывая восторг и благоговение верующего.
Все эти рассуждения относятся к классическим, очень старым постройкам. Большинство же из нас обитает в прямоугольных коробках, без всяких ниш, сводов и других «излишеств». Лишь однажды в жизни я видела квартиру с эркерами и еще один раз — с нишей. А каковы же, с точки зрения эниологии, свойства параллелепипеда — той формы, что сейчас преобладает в жилых помещениях?
Основные его положительные свойства — универсальность и нейтральность. Конечно, и в нем существуют области и зоны понижения и повышения энергии, но из-за того, что они накладываются на более мелкие и более крупные зоны, в целом энергия концентрируется и дробится в параллелепипеде многократно и распределяется более-менее равномерно. Видимо, интуиция все-таки подсказала архитекторам, что если при массовом строительстве нет возможности выбирать, то лучше уж пользоваться наиболее нейтральной формой — параллелепипедом.
Сейчас в связи со строительным бумом каждый застройщик старается придать своему детищу наиболее привлекательный вид. Появляются и башенки, и арки, и мостики-переходы между корпусами… Но учитываются ли при этом законы эниологии? Например, крыша нового здания, мимо которого я проезжаю каждый день, увенчана множеством остроконечных пирамидок. Вся Долина царей, вознесенная на высоту 70 метров!
Архитектор, владеющий эниологическими приемами, способен создавать здания, улучшающие самочувствие и здоровье жильцов. Скажем, выделяя вход в здание, он не станет акцентировать его прямоугольными выступающими деталями, потому что они стрессогенны.
Возродите, например, обычай обедать в комнате за круглым столом, а не в уголке на кухне. Делая очередной ремонт, превратите прямоугольный проем в арку. Если хотите переоборудовать жилище в соответствии с эниологическими принципами, ориентируйтесь на классические образцы.
Человек, считающийся с энергоинформационными свойствами архитектурных форм, не поставит рабочий стол в прямоугольной нише, потому что из-за отбора энергии у него снизится работоспособность. Постель в алькове следует располагать головой к торцу, что снимет избыток энергии, поступающей к голове, и подпитает двигательные центры. А вот место для отдыха лучше организовать в углу, так как там снимается излишек возбуждения.
И еще один совет, который, по-моему, выполнить легче всего: не храните старые вещи и не загромождайте углы. Это убережет вас от избытка отрицательной энергии.
Людмила Белякова