«Весь мир — театр, и все мы в нем актеры», — говорил Шекспир, а в знании людей ему не откажешь. Вот только в какой пьесе мы участвуем? Увы, мы зависим не только от сценариста — Бога, или судьбы, или жизненных обстоятельств. Каждый называет это по-своему. Часто внутренний режиссер диктует нам роль, и мы покорно надеваем маску. Одну — на службе, другую — в гостях, третью — в автобусе.
Правда, у маски есть свои преимущества. Она защищает, не дает проникнуть чужаку в наш внутренний мир, позволяет сосуществовать с теми, кто не похож на нас. И только когда рядом очень близкие, родные люди, она спадает сама. Это ощущение внутренней свободы — может быть, самое счастливое состояние для каждого из нас.
Есть еще один замечательный способ испытать его — надеть чужую маску. Во времена Средневековья это было доступно любому. Правда, только в дни карнавала. Но этих дней ждали, готовились к ним, а потом долго их вспоминали.
Родившись из культового ритуала, а позже следуя религиозному сценарию, карнавал был истинно народным праздником. В переводе с латыни «карнавал» означает «корабль на колесах». В античные времена разыгрывались мистерии в честь бога Диониса, в разгар которых на площадь выезжала внушительная повозка — то ли корабль, то ли колесница.
Как это обычно бывает, форма пережила суть. Праздник христиан, поклонявшихся совсем другому богу, внешне почти не изменился. На культовой повозке вывозили чучело Карнавала. Правда, его потом судили и сжигали, но веселью это не мешало. Более того, обвиненный во всех грехах, Карнавал в своей предсмертной речи разоблачал на потеху публике разнообразные пороки общества. В Испании и Италии разыгрывалась целая фарсовая драма, изображающая победу тощей старухи, олицетворяющей Пост (суровое воздержание и покаяние), над полнокровным Карнавалом. Нетрудно догадаться, на чьей стороне были симпатии веселящихся людей.
Артистами становились все горожане: ремесленники, торговцы, священнослужители. Каждый изображал какой-нибудь персонаж Ветхого или Нового Завета. Перевоплощение было настолько полным, что однажды исполнителя роли Иуды едва успели вытащить из петли. А тот, кому доставалась роль Дьявола, начинал бесчинтвовать задолго до редставления — входил в роль.
Карнавальная маска дает человеку не слыханную свободу. Под покровом неузнаваемости можно делать все, что душе (или телу) угодно. Можно воплощать все свои фантазии, все мечты и подспудные желания. Маска дарит анонимность. А значит, дурной поступок останется безнаказанным легкомысленный не повлечет за со бой расплату. Сколько сюжетов построено на переодевании и неузнавании! От водевилей и оперетт до драм и трагедий.
И сейчас карнавальная традиция не угасла. Вся Латинская Америка предается этому легкомысленному занятию со всей щедростью южного темперамента. Но есть на земле место, на которое карнавал наложил особый отпечаток. Это Венеция — город, поражающий приезжего атмосферой роскошного увядания. Дело не только в том, что дома в нем каждый год на несколько миллиметров погружаются в воду. Больше всего поражает то, что этот сияющий красотой мир аб солютно лишен рациональности. Зыбкая вода вместо твер дой почвы, хрупкие гондолы вместо машин, воздушные мостики вместо переулков… А плотность архитектурных и живописных шедевров на квадратный метр превышает самую смелую мечту о прекрасном. Такой мир не может быть прочным. По мнению писателя Петра Вайля, к этим чудесам приложил руку венецианский карнавал.
Маска изменила дух этого прекрасного города. Она может изменить и душу человека. В романе Кобо Абэ «Чужое лицо» главный герой вынужден жить в маске после сильного ожога лица. Сначала это угнетает его, но постепенно он входит во вкус и создает для себя новый образ — уверенного, независимого человека. Ему удается освободиться от прежних комплексов, но маска сыграла с ним злую шутку. Свобода оказалась мифом. Чужое лицо стало диктовать ему чужие поступки. Такие, которые раньше он считал недопустимыми.
Так что же дает маска — свободу или зависимость? Надев ее, мы обретем новые возможности или обнаружим в себе монстра, которому можем ужаснуться?
И то, и другое. Это опять зависит от внутреннего режиссера. Анонимность маски позволяет безнаказанно творить зло. Но далеко не каждый готов совершить благородный поступок анонимно. Всегда ведь хочется, чтобы его оценили!
Рассказывают, что жил на свете чудак, который раз в год, на Рождество, переодевался, надевал маску и раздавал деньги нищим. Он не хотел, чтобы его узнавали. Боялся, что люди будут чувствовать себя обязанными ему. Считал, что добро только тогда ценно, когда не ждет награды.
Этим удивительным человеком был Святой Николай. То есть святым его после смерти признала церковь. А при жизни о нем ходили легенды. Одна из них — всем известная сказка про Санта-Клауса. По-нашему — Деда Мороза.
В России, увы, не бывает карнавалов, как в Латинской Америке. Но скоро Новый год. Необычный Новый год — начало века и даже тысячелетия. И пусть нас не ждет карнавальное шествие, это все равно замечательный праздник, который можно провести беззаботно и весело. А надеть маску я вам все-таки советую: пусть маленькие дети в вашей семье или у соседей получат подарок из рук Деда Мороза или Снегурочки. И может быть, даже не догадаются, кто на самом деле был так добр к ним.
Вера Шабельникова