Опубликовано в разделе Здоровье, 17.04.2011, 1825 просмотров

Китайский цигун и энергия ци

Всемирный  конгресс  альтернативной медицины, участником которого я был, офи­циально назывался «Всемирный конгресс акупунктуры и натуральной медицины», или в более расширенной редакции: «Всемир­ный конгресс акупунктуры, гомеопатии, го-меопунктуры,  ревматологии,  остеопатии, иридологии,  хиропрактики,  астмологии, аюрведы, физиотерапии, манипулятивной медицины и других видов натуральной ме­дицины». Привожу этот длинный список для того, чтобы читатели составили себе пред­ставление о том, что именно включает в себя  понятие альтернативная  медицина, которую называют также традиционной или комплиментарной  медициной.  Ведущее место в системе альтернативной медицин­ской помощи принадлежит акупунктуре, то есть китайской медицине, так как все ее виды базируются на одних и тех же принци­пах подхода к больному, болезни и лечению. Причем в последние годы во всем мире усиливается интерес именно к системе ци­гун, особенно после убедительных демон­страций ее китайскими специалистами в Америке и Европе  проведения исследований в авторитетных научных центрах,  подтвердивших необычные эф­фекты цигун.

В зависимости от выбранного вида цигун достигаются различные результаты: исце­ление, укрепление организма, снятие стрес­совых состояний, улучшение спортивных результатов, раскрытие внутренних энерге­тических резервов организма… Формы ци­гун настолько разнообразны, что может по­казаться, будто речь идет не об одном методе. Цигун — это и дыхательная гим­настика, и групповой сеанс на стадионе и динамические физические упражнения, напоминающие восточные единоборства, и медитативная техника, и лечение и диаг­ностика руками, и влияние на погоду… Да, все это цигун.

В основе всей системы цигун, как и само­го слова, лежит понятие ци. Ци (или чи) — китайский термин, обозначающий опреде­ленную жизненную субстанцию, животвор­ную энергию мира. Все сущее лишь тогда живет, когда в нем протекает ци. В Японии этот субстрат называют ки, во Вьетнаме — кхи, в Индии это—прана, в Древней Греции аналогичное понятие обозначали словом «пневма».

Энергия ци работает, ее эффекты несомненны. Напол­няя все вокруг, видоизменяясь, ци осущес­твляет все энергетические процессы в при­роде. Ци обладают не только «живые» в нашем понимании объекты (люди, расте­ния, животные), но и все предметы вокруг нас. На этом базируется, в частности, древ­некитайское учение фонгсой, рассматривающее энергетический баланс нашего жили­ща с точки зрения гармонии энергии ци, расположения в нем различных предметов, цветовой гаммы. Клиф Сендерсон—дирек­тор Международного фонда новой русской науки в США, известный целитель, один из немногих специалистов по фонгсой, недав­но проводил в Москве семинар, в ходе которого убедил нас, что практически все в квартире имеет значение с точки зрения циркуляции, влияет на наше здоровье и успехи в делах. Например, «тяжелую» для организма ци накапливают книги, и если человек спит под книжными полками или головой к книжному шкафу, у него может нарушиться мозговое кровообращение, могут появиться головные боли, расстро­иться сон.

Фонгсой дает конкретные рекомендации для каждого случая. Это тоже цигун, так как под этим термином можно понимать любые действия по управлению ци. Вообще-то, немного отвлекаясь, надо сказать, что энер­гетической экологии жилища у нас уделяет­ся незаслуженно мало внимания. В лучшем случае биолокатор определит геопатоген­ные зоны, с которыми все равно многого не сделаешь. Обычным штампом стали поня­тия: микрокосмос — человек, макрокосмос — Вселенная, и они едины и суть одна. Однако под макрокосмосом сразу понима­ют звездные миры, галактики и т. д., в то же время такое более чем реальное простран­ство, окружающее человека, каким является его жилище, по большей части в расчет не берется, и я думаю, напрасно.

Широко известен древнекитайский сим­вол — монада, олицетворяющий двой­ственность природы ци и всех вещей в мире — наличие в них мужского начала ян и женского инь, взаимодополняющих и ог­раничивающих друг друга. Движение (цир­куляция) ци, согласно китайской концепции у-син, тесно связано также с пятью перво­элементами — стихиями огня, воды, дере­ва, железа, земли, из комбинаций которых формируется весь окружающий мир. Каждому первоэлементу соответствует один или несколько (всего их девять) уровней энер­гии ци, так называемые девять звезд ци. Зная законы взаимодействия девяти уров­ней ци, можно прогнозировать благоприят­ные и неблагоприятные периоды вашей жизни, определить ваши энергетические взаимоотношения с окружающими людьми.

Ци находится в постоянном движении, а все, что «течет», нуждается в русле. Таким руслом для ци в организме человека служит система каналов или меридианов. Из ос­новных меридианов выделяют 12 парных, а также сеть так называемых «чудесных» ме­ридианов. Согласно традиционным представлениям, по «чудесным» меридианам ци движется в период внутриутробного разви­тия человека. Основным органом хранения ци. В это время являются почки. После рождения ребенка «чудесные» меридианы так же, как и внутриутробные кровеносные коммуникации, закрываются и передают основные энергетические функции 12 пар­ным каналам, а сами только резервируют энергию. При избытке ци в организме и хорошем здоровье энергия накапливается в «чудесных» меридианах, при болезни они отдают ци больному органу. Определенная система стимуляции «чудесных» меридиа­нов в некоторых комплексах цигун способна вызвать движение первородной ци. Это дает сильный терапевтический эффект, от­крывая доступ к изначальной космической энергии, без которой невозможно само за­рождение жизни, так как ци плода только наполовину состоит из ци родителей, вто­рым необходимым для жизни компонентом является некая космическая ци.

Эта древняя китайская концепция заро­ждения жизни вполне согласуется со всеми существующими в настоящее время рели­гиозными и эзотерическими взглядами. Рождение ребенка не только соединение родителей. При слиянии двух душ возника­ет третья, а это невозможно без высшего промысла. Многие популярные современ­ные методы (ребёфинг и др.) видят ключ к физическим и духовным проблемам чело­века именно в периоде внутриутробного развития и родов и своими методами пыта­ются «пробиться» к этому времени, чтобы кардинально изменить ситуацию.

Вторичная, послеродовая ци движется, как уже говорилось, по 12 парным каналам, каждый из которых имеет отношение к оп­ределенным органам, системам, космичес­ким созвездиям, имеет свои периоды мак­симальной и минимальной активности в течение суток. Надо сказать, что часто пра­вильному пониманию сути работы каналов мешает буквальность перевода— канал лег­ких, сердца, желчного пузыря… Но это не прямое сопоставление с западными анато­мическими взглядами. Как и в случае с первоэлементами, это скорее кодовое обоз­начение определенной системы не столько анатомически очерченной, сколько функци­онально взаимосвязанной. Так, канал пери­карда «отвечает» прежде всего за психичес­кую, сексуальную, пищеварительную систе­мы и далеко не в первую очередь определя­ет состояние околосердечной сумки. То же и со всеми остальными.

Любая болезнь—это застой ци в системе каналов и находящихся на них активных точках, играющих роль своеобразных шлю­зов для перемещения энергии между кана­лами и внешним миром. Лечение — восста­новление гармонической циркуляции ци, ликвидация застоя. Сделать это можно с помощью игл, давления, прижиганий. На этом основана практика акупунктуры. Но на ци можно повлиять и мысленно, в чем и состоит суть практики цигун. Мысль, дыха­ние, взгляд являются теми осознанными функциями человека, которые легко могут соединиться с постоянным потоком ци в организме. На определенном этапе овладе­ния цигун мы можем взять его движение под контроль, направить на выполнение необходимой задачи в нас самих или вовне: самоисцеление, лечение больных, получение определенной информации и т. д.

Но тут-то и подстерегает нас первая опасность разочарования в цигун. Сложность многих комплексов, желание лишь «разу­чить» их как последовательность мыслен­ных актов и движений, как правило, приво­дит к тому, что человек не получает сразу ожидаемого результата. Понимание зако­нов построения классических симфоний недостаточно для их равноценного воспро­изведения самому. Но это абсолютно не значит, что попытки музицировать беспо­лезны! На каком этапе вы шагнете от «Собачьего вальса» к «Лунной сонате», за­висит только от вашего старания. В цигун прогресс возможен только после того, как вы впервые ощутите в себе движение ци, почувствуете, что теория ци не умозритель­на, а теснейшим образом связана с реаль­ными процессами, происходящими в ва­шем организме, способна прямо влиять на них. Необходимо помнить: цигун направле­на в первую очередь на себя, это в полном смысле «путь к себе».

Профессор Ли Цзышен из Пекина, у кото­рого я Проходил курс цигун, постоянно пов­торял: «Не надо стремиться быть экстрасен­сом». Под этим он понимал активное стрем­ление многих наших соотечественников с помощью любой вновь освоенной методики бросаться в бой с чужими болезнями, неся миру счастье, а себе—славу. Многие тыся­челетия практики в овладении энергетичес­ким потенциалом человека в Китае вырабо­тали другой взгляд. Только овладев созна­тельным и стойким контролем над циркуля­цией энергии в собственном организме, умея «подключиться» к источникам энергии в природе, накапливать ее, вы можете кон­центрировать свою ци на внешних объектах, достигая необходимых лечебных или диаг­ностических эффектов. В этом один из секретов способности патриархов цигун до глубокой старости сохранять мощный энер­гетический потенциал и даже усиливать его с годами.

Итак, самое главное — Первый шаг, даю­щий реальный опыт. Запомните: не обяза­тельно делать полный комплекс упражёний! Можно выполнять одно или два наиболее приемлемых для вас, но обязательно регу­лярно!

Обычно сначала я предлагаю такое про­стое упражнение. После того как вы нашли тихое место для занятий (дома или в лесу— неважно), успокоили свой разум (ни в коем случае не начинайте упражнения цигун в состоянии раздражения, возбуждения или даже радостного восторга, потому что лю­бые сильные эмоции перед началом цигун могут сильно вам повредить), сядьте прямо или встаньте — главное, чтобы позвоночник был прямым, мышцы, особенно спины и шеи, расслабьте. Немного распустите пояс и начинайте неторопливое дыхание живо­том. На вдохе живот расширяется, как бы всасывая в себя воздух и растворен­ную в нем ци, на выдохе постепенно со­кращается. Выдох длиннее вдоха.

После того как будет достигнута опреде­ленная равномерность в дыхании, сконцен­трируйте внимание на области на 2—3 см ниже пупка, почувствуйте или представьте, как от нее на вдохе вниз к промежности и затем вверх по позвоночнику до макушки поднимается теплая волна (возможны лю­бые другие ощущения — покалывание, холодок, светящийся шарик и т. д.). На выдохе вы опускаете теплую волну вниз уже по передней срединной линии к точке нача­ла, замыкая круг. Собственно, если вы хоти­те получить не только информацию о цигун, я бы посоветовал вам не читать дальше, а посвятить этому упражнению 3—5 минут…

Итак, вы совершили этот маленький под­виг. Говорю без иронии. Уже упоминавший­ся мною Клиф Сендерсон на одной из своих лекций совершенно точно заметил: «Мы, не напрягаясь, тратим многие часы впустую на малозначимых собраниях, в очередях, но заставить себя хоть на 5 минут повернуться к самому себе — для многих невыполнимая задача». После упражнения у людей, осо­бенно тонко чувствующих, возникают опре­деленные, иногда неприятные ощущения в области затылка, низа спины, реже — промежности. Если с вами и происходит то же самое, следующее объяснение для вас. Собственно опоясывающий круг по цен­тральной оси тела проходит через два «чу­десных» меридиана, заднего (ду май) и переднего (жень май). Вместе они образу­ют замкнутый круг циркуляции ци, поэтично называемый «малый небесный круг». Эти два канала питают и регулируют все 12 парных основных. Движение ци осущес­твляется по «малому небесному кругу» неза­висимо от нас, как дыхание или сердцеби­ение, однако, контролируя мысленно и с помощью дыхания, мы в состоянии усилить и гармонизировать его движение и сделать шаг к сознательному овладению ци.

Неприятные ощущения в области затыл­ка, низа спины и промежности связаны с тем, что именно в этих точках на «малом небесном круге» существуют так называе­мые «заставы», то есть русло энергетичес­кого канала сужается, затрудняя прохожде­ние потока ци. Появление неприятных ощу­щений при первом опыте (естественно, без предварительной ориентации на их возни­кновение) является также убедительным подтверждением реального существования системы циркуляции в организме.

Устранить эти симптомы довольно про­сто: необходимо расслабиться, ликвидиро­вать возможные мышечные напряжения, особенно в области спины, придать позвоночику более прямое положение, мысленно представить легкое «проскальзывание» ци в точках «застав» и, повторно проведя ци, на вдохе сокращать и втягивать мышцы про­межности, упереть кончик языка в твердое небо, закрыть глаза, делать более интен­сивный вдох, чем выдох. Кстати, нередко подобные симптомы возможны при массо­вых сеансах целителей, особенно «распирание» в области затылка. Не дискутируя о пользе и правильности самих сеансов, лишь скажу, что связано это не с дурным глазом целителя, а простое активизацией несколь­ко застоявшейся энергии. Ликвидировать такие ощущения можно описанным выше способом.

Второе упражнение, входящее в первый комлекс инь-ян, будет особенно полезно для практикующих целительство каким-либо из методов наложения рук (бесконтак­тный массаж, рейки и другие). Приняв ис­ходное положение, вытяните чуть согнутые руки вперед, раскрыв ладони навстречу солнцу, небу, деревьям. Отрегулировав дыхание, сконцентрируйте внимание на середине ладони (точка лао гун на канале перикарда) и постарайтесь через некото­рое время вдыхать и выдыхать не только через нос и верхние дыхательные пути, но и мысленно через эти точки на ладонях. Если вы попробовали, уверен, что через 1—2 минуты вы почувствуете тепло в этой облас­ти и реальное ощущение втягивания кожи на вдохе и ослабления на выдохе. Это значит, что вы активизируете крайне важ­ную энергетическую область. Известно, что в этом месте располагаются вторичные чак­ры в индийской традиции, через него осу­ществляется выход энергетического потока у целителей.

Конечно, это отрывочные упражнения, призванные только дать возможность по­чувствовать реальность ци лично вам. Осо­бый подход существует при лечении с по­мощью ци. И вообще, цигун — это очень интересно и совсем несложно. Я искренне советую вам окунуться в сказочный мир цигун. Глубины его неисчерпаемы, каждый может добиться своей цели или найти ее. Цигун — это не только лечение и самолече­ние, но и возможность достичь необычных состояний сознания, изменить свой взгляд на мир, изменить реальность вокруг нас. Главное, начать и получать от этого удоволь­ствие.

Леонид Макаров