Опубликовано в разделе Здоровье, 03.06.2013, 2482 просмотра

Что такое память человека? Как улучшить и развить память?

Мы помним события, даты, имена и именно это называем «памятью». Ученые называют ее нейрологической. Однако у человека есть и другие виды памяти. Например, память генетическая (или наследственная). Она определяет совокупность всех наследственных признаков, а вот память иммунологическая помогает организму противостоять болез­нетворным агентам

Наследственная информация передается с генами из поколения в поколение. Она очень инертна и трудно изменяема. Ее информационная емкость огромна — 109-1010бит. Счита­ется, что для того чтобы записать всю информацию о человеке, достаточно всего 2 процентов его генов. Что же скрывают остальные 98?

Можно полагать, что часть генов — это некий фонд природы, в котором хранится информация о развитии жизни на земле. В обычных условиях они как бы «спят». Но если условия на планете изменятся и станут похожими на те, что были в далеком прошлом, то «древние» гены должны «заработать» и помочь людям выжить.

Иногда случается так, что генетическая память дает сбой и «спящий», то есть репрессированный, ген начинает неожиданно работать. В прошлом веке россияне дивились на волосатого человека — Андриана Евтихиева. Вот какие возникают чудеса, когда генетическая память по ошибке «вспоминает» совсем не то, что надо.

Однако иногда память о пережитом нашими предками миллионы лет назад может пригодиться. В те далекие времена радиационный фон на земле был значительно выше, чем сейчас, и информация о возможности существовать в таких условиях сохраняется в генах и помогает приспособиться к экстремальным условиям. В тридцатые годы в одном из районов нашей страны добывали радий. Способ добычи руды был в те годы достаточно примитивным, и отходы представляли собой огромные кучи радиоактивной золы. Рядом с отвалами находилось большое село. В тридцатые-сороковые годы в этом селе смертность от болезней, связанных с повышенной радиацией, была очень высокой. Но к семидесятым годам численность жителей практически восстановилась, и это несмотря на то, что на главной улице села можно было испытывать боевые дозиметры. Так и живут там люди. Но приезжим селиться рядом не стоит: они могут пострадать от радиации, так как далеко не у всех успеют срабо­тать «защитные» гены.

Иммунологическая память нужна для защиты внутренней среды организма. Специальные клетки крови — лимфоциты — реагируют на попадание в кровь чужеродных микроорганизмов: бактерий, микробов, вирусов. Они вырабатывают защитные белки — антитела, которые «склеивают» болезнетворных агентов, не давая им проникать в органы и тка­ни. Склеенные «враги» уничтожают­ся другими клетками крови — фагоцитами.

Наши защитники — лимфоциты и фагоциты — обладают прекрасной памятью и свободно отличают чужеродные клетки от клеток собствен­ного организма. У большинства людей они могут распознавать и уничтожать раковые клетки, создавая противораковый иммунитет.

Лимфоциты помнят своих «врагов» всю свою короткую жизнь, составляющую несколько дней, и успевают передавать эту информацию новым молодым клеткам. Таким образом, переболев корью, ветрянкой или скарлатиной, мы на всю жизнь получаем иммунитет к этим болезням. Если их возбудители снова проникнут в кровь, они будут быстро уничтожены запомнившими их клетками иммунной системы.

Есть еще одна разновидность памяти — нейрологическая. Ее объем так же велик, как и объем памяти генетической, и составляет около 1010-1111 бит информации. Ученые исследуют нейрологическую память давно, но до сих пор знают о ее механизме далеко не все.

Установлено, что механизм запоминания состоит из нескольких фаз. Начинается запоминание с восприятия какой-либо информации. При этом, чем больше эмоций, положительных или отрицательных, вызывает информация, тем лучше она запоминается.

В связи с этим вспоминается курьезная история о том, как на флоте обучали запоминать сложные названия парусов и такелажа. Боцман брал в руки линёк — кусок крепкой веревки с узлами — и начинал «урок». Указав на какую-нибудь снасть, называл ее, а затем весьма ощутимо ударял юнгу по спине линьком. «Форстеньга-стаскель!» — запоминалось с первого раза! Конечно, это просто анекдот, и я не призываю родителей применять подобные приемы. Просто хочу подчеркнуть, что лучше запоминается эмоционально окрашенная информация.

Одновременно с восприятием начинает действовать кратковременная память. В ней информация хранится всего несколько минут. Например, мы можем удерживать в памяти номер телефона, пока ищем записную книжку, чтобы его записать, но как только сделаем это, тут же забываем. Емкость кратковременной памяти не велика: без специальной подготовки и тренировки человек может удерживать в памяти всего 5-7 единиц запоминаемой информации. К тому же этот вид памяти очень недолговечен. Достаточно отвлечься — и информация забывается.

Но если информация важна, она переходит в долговременную память и хранится долго, иногда всю жизнь. Процесс перехода информации из кратковременной памяти в долговременную называется консолидацией. Объяснить нейрохимические основы памяти сложно. Скажу лишь, что в консолидации принимает участие структура мозга, называемая гиппокамп. Она расположена в глубине височных долей больших полушарий.

Вот какой случай описывается в научной литературе, посвященной памяти. В 1953 году молодому канадцу врачи удалили обширную область мозга, чтобы избавить юношу от сильных эпилептических припадков. В том числе был удален и гиппокамп. Припадки и правда прекратились, но он утратил способность к консолидации — ничего не мог запомнить и жил только настоящим. Если после разговора с ним человек выходил из комнаты на 2-3 минуты, а затем возвращался, юноша искренне утверждал, что никогда его не видел.

Все мы знаем, как иногда вдруг вылетает из памяти имя хорошо знакомого человека и как бывает нелегко его вспомнить. Процесс вспоминания называется воспроизведением. Эксперименты показывают, что емкости нашей долговременной памяти хватает на то, чтобы запомнить всю свою жизнь до деталей. А вот воспроизводить, то есть извлекать нужную информацию, часто бывает очень трудно.

Канадские нейрофизиологи первыми установили, что, раздражая мозг человека слабыми электрическими импульсами, можно заставить его вспомнить мельчайшие подробности далекого прошлого. Однако раздражать мозг электрическим током — не выход для «забывчивых», тем более что нет никаких гарантий, что вспомнишь то, что хотел.

Сейчас появляется все больше химических препаратов для стимуляции па­мяти. Биохимики выделяют специальные вещества — пептиды, на основе которых создаются новые лекарства, улучшающие память, особенно после физических и психических травм.

Однако, пока научный мир разгадывает тайну пептидов и разрабатывает новые лекарства, которые помогут развить и улучшить нашу память, можно воспользоваться и тем, что создано природой и пригодно нам в пищу.

Это, в первую очередь, фосфорсодержащие продукты. К ним относятся все морепродукты — рыба, креветки, морская капуста, морские водоросли. Много фосфора в гречихе, недробленом овсе, проросшей пшенице и ржи, неочищенном рисе. Достаточное количество фосфора содержат орехи — фундук, миндаль, кедровые орешки. Есть он в семечках тыквы и подсолнечника, семенах кунжута и льна.

Второе вещество, жизненно необходимое для питания клеток мозга, — глюкоза. Но глюкозу лучше получать не из простого сахара, а из сложных углеводов, содержащихся в овощах и фруктах. Поэтому, если вы хотите улучшить память и внимание, повысить умственную деятельность без лекарств, ешьте побольше сладких яблок, винограда, груш, аб­рикосов, персиков, бананов, сладких сортов слив, апельсинов, мандаринов. Все сладкие фрукты хорошо сочетаются с орехами и кашами из цельного зерна.

И наконец, отлично улучшают и помогают развить память продукты с высоким содержанием йода — морские водоросли, морская капуста, морская и йодированная соль.

Человек в любом возрасте может улучшить и развить свою память, проявив терпение и настойчивость. Предлагаю простую методику развития памяти.

Выберите для запоминания любимую поэму или текст, который давно хотели запомнить, например стихи Библии. Начинайте с запоминания одного библейского стиха или одной строфы поэмы. Но заучите этот отрывок хорошенько, так, что­бы вы могли и быстро воспроизво­дить его, и понимать смысл заучен­ного. Надо стараться запоминать не только слова, но и то, как они выглядят в книге.

На следующий день припомните и повторите вслух выученный вчера отрывок. Затем выучите следующий и повторите оба отрывка вместе.

На третий день повторите выученное, заучите третий отрывок и, присоединив его к первым двум, повторите все вместе.

Эта методика называется «системой накопления». Упражнение нужно выполнять в течение месяца, заучивая по 4-6 строк ежедневно и каждый раз повторяя все выученное.

Постоянным прибавлением новых отрывков развивается способность запоминать, тогда как постоянным повторением достигается возможность легко припоминать. Занимаясь по этой системе, вы убедитесь в возможности удерживать в памяти все, что захотите. Вы также заметите, что ваша способность припоминать многократно возрастет.

Александр Каменский, доктор биологических наук

Полезные метки: фрукты, рыба, соль, иммунитет, лекарства, память

Схожие по тематике статьи
Натуральная гигиена, законы природы и голодание

Несмотря на прогресс технологических знаний и гигантские исследовательские программы в медицине несмотря на рост числа больниц и поток новых чудо-лекарств, хорошее здоровье остается редкостью. В мире ежегодно расходуют десятки…

Гирудотерапия - лечение пиявками

О целительной силе медицинских пиявок (гируд) знали еще в древнем Египте. Их применяли в лечебных целях и в античной Греции, и в Риме. Европейские лекари и в средние века, и в новые времена также отдавали должное лечебным…

Как избавиться от гипертонии? Лечение лекарственными травами и растениями (соками, отварами, настоями, настойками)

Артериальная гипертония (более строгий медицинский термин — гипертензия) — одно из самых распро­страненных заболеваний. В началь­ной стадии гипертонической болезни давление повышается периодически, а в дальнейшем постоянно держится…

Применение резиновой Грелки для лечебных согревающих процедур

Обычная резиновая грелка давно применяется для проведения лечебных согревающих процедур. Она оказывает общее и местное воздействие на организм сухим теплом. Перед использованием ее наполняют горячей водой на ¾ или на ⅔ объема…

Ежедневные упражнения для тренировки памяти и внимания пожилых людей

Пожилые люди подшучивают над собой: мол, забыла, как меня зовут, звоню подруге, прошу напомнить. В ответ длительная пауза, затем вопрос: «А тебе это срочно надо?» Хорошая шутка на невеселую тему. Приходит время, и человек незаметно…

Реклама Google
Комментировать статью