Опубликовано в разделе Здоровье, 12.09.2011, 2190 просмотров

Целостное движение

Как красиво и грациозно двигаются быстрые антилопы или могу­чие львы, даже слоны и высоченные жирафы! А обыкновенная кошка буквально «перетекает» из одной позы в другую, когда трется о ваши ноги, и так сладко тянется, от коготков до кончика хвоста, что хочется последовать ее примеру. Грациозны и маленькие дети. Почему же с годами люди утрачивают эту природную способность гармонично двигаться, и к каким последствиям это нас приводит? На вопросы отвечает психолог, создатель санкт-петербургской Школы целостного движения Е. Г. Беляков.

— Евгений Геннадьевич, что это та­кое — целостное движение?

— Кто-то из греческих философов ска­зал: «Целостность — это принципиаль­ная неделимость на части». Когда мы пе­реживаем мирна таком уровне, что не за­мечаем частей, а ощущаем только един­ство, это и есть целостность. Но понятие целостности можно рассматривать на разных уровнях. Для человека это может быть целостность тела, целостность пси­хики и целостность как пребывание в гар­монии с окружающим миром.

Я как психолог использую два подхо­да к этой проблеме. Первый — это раз­вивающие практики и терапевтические методы, ориентированные на биомеха­нику тела. Целостность на этом уровне означает, что когда мы делаем какое-то движение, то по всему телу, начиная от точки опоры, прокатывается телесная волна, в которой участвуют все кости, мышцы, связки.

Второе направление — это особые состояния психики, так называемые трансперсональные переживания, вы­ражающие связь человека с миром. На них можно выходить с помощью некото­рых методик, вроде тех, которыми пользовались шаманы. И если человек гармоничен, уравновешен, лишен внут­ренних искажений и противоречий, ни­какой опасности для него в этом нет.

— Но как объективно оценить, на­ходится ли человек в состоянии гар­монии и равновесия?

— На мой взгляд, основным критери­ем истинности служит тело, работа с ним. По тому, как мы стоим, как двига­емся, насколько наше тело подвижно, пластично, равновесно, можно судить о нашем состоянии. Попросите человека, который, например, эмоционально воз­бужден или напряженно решает какую-то проблему, постоять на одной ноге. Я думаю, у него это не получится даже с открытыми глазами, а уж с закрытыми — тем более. В то же время, если человек очень сбалансирован, если у него хоро­шее настроение, он может и с закрыты­ми глазами стоять и на одной, и на дру­гой ноге.

— Выходит, равновесие — это иде­ал, к которому надо стремиться?

— Мы — существа динамичные, по­этому можем поддерживать только динамическое равновесие. Делая шаг в сторону большей подвижности (напри­мер, работая с психикой), надо одно­временно развивать устойчивость (ра­бота с плотным телом, костями, мышца­ми), иначе возникнет перекос, равнове­сие нарушится.

Даже в чисто физическом плане, ког­да вы совершаете движение только ру­кой, у вас одна часть тела работает, а другие — нет. Происходит рассогласо­вание. Работа внутренних органов тоже должна быть согласована, только тогда тело функционирует нормально.

Правильное дыхание взаимосвязано с движениями тела. Через дыхание мы можем выйти на ощущение и восприя­тие полевых структур. И это дает воз­можность перейти на совершенно иной уровень взаимодействия с природой, с миром.

— В чем он состоит?

— Человек приобретает способность взаимодействовать с растениями, кам­нями, птицами и зверями. На природе через два-три дня накопленное в горо­де напряжение начинает спадать, и про­исходят интересные вещи, особенно при специальных тренингах. Например, люди получают задание в течение не­скольких часов ходить по лесу с завязан­ными глазами. Сначала каждого из них водит напарник, но через какое-то вре­мя они сами начинают совершенно чет­ко чувствовать дерево, куст и обходить их. На это способен любой человек, с той лишь разницей, что дети, как менее загрязненные, осваивают эту практику быстрее взрослых, а женщины, благода­ря лучшей восприимчивости, — легче, чем мужчины.

— Можно ли как-то ускорить этот процесс?

— Существует много практик и упраж­нений, которые позволяют человеку гар­монизироваться. В нашей практике на первом месте — обучение правильному биомеханическому движению, гармо­нично выстроенному в пространстве. Дело в том, что в организме у большин­ства людей имеется рассогласован­ность, а когда все части гармонизируют­ся и согласовываются, тело звучит как единый аккорд.

Второе: к этому движению добавля­ется правильное, целостное дыхание. Это не просто дыхание легкими, а то, что называют «энергетическим» дыханием, или праной. Субъективно оно пережива­ется как дыхание всем телом. Если в организме имеется какое-то искажение, нарушение, блок, то мы с помощью со­знательного дыхания можем это нару­шение устранить, тем самым убирая ос­нову для болезни. Организм способен самонастраиваться, и когда убираешь искажения, все хронические и острые заболевания уходят.

— Но вот приходит к вам новый че­ловек. Как ему помочь?

— Все зависит от степени запущенно­сти. Иногда приходят в таком состоянии, что уже трудно помочь. Но что-то всегда можно сделать. Надо только, чтобы у человека хватило решимости изменить себя. В тяжелых случаях одних наших занятий недостаточно, надо очень мно­го и упорно работать самостоятельно. Если же человек сам ничего не делает, а такие случаи у меня были, дальше крат­ковременного улучшения дело не идет. При большом желании и активном вло­жении сил можно за год сделать столько, что удается полностью себя изменить. При очень хорошей работе за 2-3 года можно даже устойчиво убрать все искривления позвоночника, научить человека гармонично выстраивать тело. Заодно проходят и все болезни.

— А что надо в себе изменить?

— К сожалению, у большинства людей не позитивное мышление. Их психика построена на «тупиковых» убеждениях: невозможно, я плохой, у меня ничего не получится. Такие убеждения, глубоко засевшие в нашем бессознательном, заведомо ведут к неудаче.

Далее, у многих существует внутрен­няя убежденность, что мир опасен. Это­му немало способствует и негативная информация из СМИ. А ведь есть такое понятие: самосбывающиеся пророче­ства. Если человек бессознательно ве­рит, что в таком-то месте опасно или плохо, он так же бессознательно может туда попасть. Если же у вас есть глубин­ное убеждение, что с вами ничего пло­хого не случится, беду что-то отведет. Купив билет на самолет, который разо­бьется, вы почему-то решите сдать би­лет, почувствуете, что не надо ехать туда, или случится событие, которое не позволит вам ехать. Поэтому я стараюсь вернуть человека к позитивному убеж­дению, что мир — это гармоничная сре­да, в которой для нас есть все необхо­димое.

— Как сформировать у человека по­зитивное мышление?

— Практика работы с телом позволя­ет изменить саму основу мышления — устранить страхи. Очень эффективный метод — ударный массаж. Начинается он с похлопывания по телу. Но некото­рые люди боятся прикосновений, зажи­маются. В таких случаях мы начинаем с мягкого поглаживания: оно приятно, и тело его принимает. По мере того как подсознательный страх уходит, воздей­ствие можно усиливать. Сначала давление, потом похлопывание, потом легкие удары. Наконец, сильные и очень силь­ные удары. На этом методе построены некоторые традиции боевых искусств, в частности, в Китае и на Руси была прак­тика «железной рубашки», когда воин выдерживал удар меча или секиры по голому телу.

Более комфортный вариант снятия страхов — это расслабляющий массаж. По мере того как человек все глубже расслабляется, осознавая ощущения тела, на поверхность его сознания начи­нают вылезать какие-то напряжения. На фоне расслабленных мышц вдруг выде­ляется какая-то часть тела, в которой постоянное напряжение. Человек начи­нает наблюдать за этим напряжением, а сам факт наблюдения снимает напря­жение.

— Что значит гармонично выстраи­вать тело?

— Есть эффектный опыт: стоит хруп­кая девушка, держа руками металличес­кую трубу, на которую с другой стороны давят 3-4 здоровых мужика. И не могут сдвинуть девушку с места, будто столб или стену. Это одно из самых простых упражнений нашей практики — стоять так, чтобы вас было не сдвинуть. А про­исходит это потому, что у человека, ов­ладевшего методикой, вся костная и мышечная система очень динамична. Когда на него начинают давить один или несколько людей, он успевает найти их общую результирующую силу и выстро­ить структуру своего тела так, чтобы вся эта сила через кости уходила в землю. Для этого мышцы должны работать эла­стично, без зажимов и напряжений, а кости — правильно выстроены.

— Какие упражнения можно делать без учителя?

— Равновесие возможно только при правильно выстроенном теле. Попро­буйте встать на одну ногу (вторая на весу, согнута в колене) и посмотреть, насколько равновесно вы стоите. Затем на другой ноге. Потом то же самое с закрытыми глазами. Теперь попробуй­те это усложнить: подняться на носки. Сначала на двух ногах, потом на каждой по очереди. То же с закрытыми глаза­ми. И вот, если вы сумели устоять с зак­рытыми глазами на носке одной, затем другой ноги (пятка оторвана от пола) хотя бы несколько секунд, то снова встаньте на две ноги и посмотрите, что изменилось. Большинство людей чув­ствует, что они стали более выстроен­ными, увереннее стоят на ногах, их кон­такт с землей лучше, появилось ощуще­ние большей устойчивости и уверенно­сти в себе.

Легко обучиться также упражнениям, называемым протяжками или, в русской традиции, потягушками.

— В чем смысл этих протяжек?

— После сна или долгого сидения хо­чется размяться, потянуться. Важно, чтобы в этом участвовало все тело, как у кошки, которая тянется каждым когот­ком, выпучивает глаза, даже высовыва­ет язык. Смысл здесь вот в чем. Если мы возьмем гибкую трубку, по которой те­чет вода, и перегнем или сожмем ее, то вода не потечет. А растянем ее в длину — вода будет течь снова. Так и энергия в нашем теле. Если мы будем слушать свое тело и доверимся ему, оно само начнет двигаться, тянуться, «перете­кать» из одного положения в другое. Можно представлять себе кота, который лежит на солнышке на подоконнике, разморенный, и вот из этого ленивого, растекшегося состояния начинать де­лать протяжку. Тело должно почувство­вать, что оно хочет. Хорошо при этом ставить спокойную, тягучую, приятную музыку. Получается некая динамическая медитация.

— Есть ли еще какие-то методы?

— Протяжки под музыку могут пере­ходить в спонтанный танец, форма его рождается сама собой: просто трясуч­ка, подпрыгивания, покачивания, что угодно. Доверяйте телу и следуйте за ним.

Наконец, надо упомянуть пение — этот способ звукового воздействия на организм, снятия напряжения применялся у всех народов. В славянской тра­диции была и такая практика работы со звуком, как «дурацкая песня». Человек уходил в лес и начинал выделывать го­лосом все, что хотел. Он мог ругаться, беситься, мычать, кричать, жужжать. Наступало состояние транса, во время которого человек выбрасывал из себя с пением всякий ментальный мусор и ощущал состояние пустоты. Он очищал­ся и совершенно по-другому мог теперь воспринимать мир.

Беседовал Александр Вольт