Опубликовано в разделе Здоровье, 07.04.2011, 1056 просмотров

Быстрое чтение. Школа и техника от Андреева

Человек, как и сто, и двести лет назад, читает до обидного медленно — со скоростью 600—650 знаков в минуту, а это всего лишь половина страницы книги обычного формата. Может быть, возможности человеческого мозга ограничены, и это его предел? Ничего подобного. Человеческий мозг обла­дает поразительной эффективностью, способностью перерабатывать гигант­ские объемы информации. Однако задействуется обычно лишь 5—7% его возможностей.

В московском Центре обучения тех­нике быстрого чтения, которым руково­дит ученый Олег Андреев, учат читать со скоростью 20 000 знаков в минуту, то есть повышают возможность обра­ботки информации в 30 раз. Но это не главное, чего здесь стремятся достичь. Методики, разработанные учеными Центра, позволяют человеку стать абсолютно другим: он как бы рождается заново — настолько возрас­тают возможности его интеллекта.

Итак, прежде всего нужно научить человека читать быстро, а следова­тельно, правильно. Как считают в Центре, мы все с детства, к сожале­нию, неправильно читаем. И именно поэтому читаем медленно. Давайте вспомним: читать нас учили вслух, четко выговаривая слова. Скоро мы научились читать «про себя», но внутренняя речь при этом сохранилась. Между зримым непроизносимым сло­вом установилась прочная рефлектор­ная связь, сформировался стереотип чтения: мы читаем не столько глазами, сколько губами и ушами. Глаза видят, язык проговаривает, ухо слышит, и только потом мозг усваивает.

Второй недостаток нашего чтения — регрессия, или непроизвольное движение глаз назад к уже прочитан­ным словам и строчкам. Слушатель­ница Центра Наташа призналась мне, что в ее голове как бы все время сидит маленький чертик и шепчет при чтении: «Вернись обратно, ничего не понятно». Наташа подчиняется и перечитывает фразы по многу раз, а в результате читает очень медленно. Чтобы читать быстро, глаза должны бежать по тексту только вперед и не совершать никаких возвратных движе­ний. Нужно потренироваться немного, и все получится. Скоро человек убеждается, что если при этом быть внимательным и собранным, то все прочитанное быстро усваивается, а скорость чтения резко повышается.

Но главная беда нашего традицион­ного чтения — малое поле зрения, когда взгляд одномоментно схваты­вает лишь два-три близлежащих слова. Глаза делают много лишних скачков, фиксаций и остановок на строчке, взгляд как бы дробится. Совершается и масса холостых пробегов от конца строчки к началу новой. Необходимо расширить поле зрения, и тогда текст будет восприни­маться целыми фразами и даже абзацами, что, кстати, способствует более глубокому пониманию написан­ного. Одно из самых эффективных тренировочных средств — так назы­ваемые таблицы Шульте.

Их легко сделать самостоятельно. Это квадраты 25x25, разграфленные на 25 ячеек. В каждую ячейку произ­вольно вписываются цифры от 1 до 25. Надо сделать 8 таких таблиц с разными размещениями цифр. Вот один из вариантов:

22 25 7 21 11
8 2 10 3 23
17 12 16 5 18
1 5 20 9 24
19 13 4 14 6

Концентрируйте взгляд в центре таблицы и, не бегая глазами, стреми­тесь увидеть всю ее целиком. Затем, также концентрируя взгляд в центре, нужно найти боковым зрением все цифры от 1 до 25 за время, не превы­шающее 30 секунд.

Быстрое чтение всегда предпола­гает определенную дисциплину восприятия. Мы же, как правило, читаем беспорядочно и неорганизован­но, а прочтя книгу, затрудняемся через некоторое время вспомнить ее название, автора, не можем четко и уверенно пересказать содержание. Особенно это важно при подготовке к экзаменам. В Центре предлагают пользоваться интегральным алгорит­мом чтения. Алгоритм состоит из семи блоков: название книги, статьи; автор; источник (выходные данные); пробле­ма; факты; особенности; новизна. В ходе чтения приучите себя расклады­вать всю информацию по блокам.

Алгоритм чтения помогает анализи­ровать содержание текста и отсеивать «пустую» информацию. Последнее особенно важно при чтении научно-технических и научно-популярных текстов, в которых, по мнению иссле­дователей, избыточная, ненужная информация достигает 75 процентов.

Человек с детства формирует собственную систему навыков. Мы без усилий передвигаемся, ездим на велосипеде, плаваем и т. д. Навык, сформированный однажды, остается на всю жизнь. Если человек научился плавать, то умение держаться на воде сохранится у него в любой ситуации. Подобное происходит и с чтением. Освоив метод быстрого чтения, человек будет быстро читать всегда.

В Центре обучается много молоде­жи, но немало здесь и пожилых людей. Ведь мозг на самом деле не стареет, новое прекрасно восприни­мается в любом возрасте. Пройдя обучение в Центре, пожилые люди часто берутся за то, что раньше казалось им недостижимым: начинают изучать иностранные языки, учатся рисовать, играть на скрипке, пишут стихи. И возраст им не помеха, ибо интеллектуальной деятельности мешает не старение клеток мозга, а его растренированность. За несколько месяцев обучения пожилой человек может так натренировать свою память и внимание, что обгонит и студента.

Первая ступень обучения рассчи­тана на то, чтобы воздействовать на различные стороны психологической деятельности человека: пробужда­ются новые мозговые структуры, ломаются стереотипы мышления, начинает перестраиваться сознание.

Есть множество книг, которые хочется читать медленно, смакуя, проникая в глубину текста, наслажда­ясь музыкой фразы. Но чтение — это не только процесс обработки информа­ции. От того, как человек читает, зависит уровень его интеллекта.

Вторая ступень обучения — «Сатори», что в переводе с японского значит «озарение». Как убежден Олег Андреев, «Сатори» означает «творчес­кое озарение».

— Все дело в том, — рассказывает он, — что успехи или неудачи умствен­ных усилий человека во многом зависят от его психофизического состояния. Пожалуй, каждый хотя бы раз в своей жизни испытал состояние особого внутреннего подъема, вдохно­вения, когда все получается.

Это чувство хорошо знакомо творческим личностям: композиторам, художникам, ученым, поэтам. Бывает, что человек месяцами бьется над решением какой-либо сложнейшей математической задачи или исписы­вает тонны бумаги в поисках той единственной строки, после которой заиграет, станет прекрасным стихотворение. И вдруг — осенило! В такие минуты мозг работает удивительно четко, решения, причем очень точные, возникают мгновенно. Изменяется и физическое состояние: тело стано­вится ловким и послушным. Человека пронизывает особая легкость, радость, уверенность в своих возможностях. Он начинает чувствовать, что ему все под силу. Состояние озарения для многих людей — самое желанное в жизни, которое не купить ни за какие деньги. Возникает вопрос: а нельзя ли научиться сознательно формировать у себя такое состояние и вызывать его в ту минуту, когда оно необходимо? Мы отвечаем на этот достаточно неожи­данный вопрос утвердительно.

В Центре разработана уникальная методика, не имеющая аналогов в мире, овладев которой человек может вызывать у себя состояние озарения (или вдохновения) по заказу. При этом, кстати, и процесс чтения любого текста, особенно художественного, значительно убыстряется. Более того, человек не только получает насла­ждение от чтения. Он сам становится как бы непосредственным участником происходящих событий. Иными слова­ми, в основе программы «Сатори» лежит формирование принципиально иного восприятия текста, основанного на идее полного слияния с ним в состоянии творческого озарения.

Как же по своему желанию вызвать у себя ощущение вдохновения и воспользоваться им?

Конечно, это не совсем простая задача. В Центре ее решают путем воздействия трех факторов: физичес­кого, эмоционального и интеллек­туального. Каждое занятие начинается с физических упражнений. В Центре убеждены, что физическое самочув­ствие человека непосредственным образом связано с его интеллектуаль­ным развитием. Упражнения активизируют деятельность мозга и открывают его резервные возможности. Это упражнения из хахта-йоги, древних китайских, японских и вьетнамских систем, которые настраивают на вхождение в состояние «Сатори».

Второй, эмоциональный фактор — это собственно обучение человека умению вызывать у себя состояние озарения. Обучение в основном происходит в процессе медитации.

— Когда вы хотите что-то  запо­мнить,— говорит Андреев, — вы как бы совершаете волевой посыл. А ведь такого же эффекта можно достичь без всяких волевых усилий, применяя медитацию.

Для того, чтобы с помощью медитаций «поймать» состояние творческого озарения, слушателям «Сатори» достаточно 3—5 минут. Закончившие курс привыкают медитировать каждый день рано утром. Это так же естественно, как умываться или чистить зубы. У каждого дома или на работе всегда перед глазами есть мандала — особый медитативный рисунок.

Когда выработается соответству­ющий навык, вы сможете лишь взглянуть на мандалу и через несколько секунд испытать творче­ский подъем. Тексты, применяемые при медитации, очень интересные. В них содержится психологическая установка на раскрытие творческих способностей человека, расширение его сознания, повышение интеллек­туальных возможностей. Использовав медитацию при приобретении навыков быстрого чтения, слушатели начинают читать в 10—20 раз быстрее. Причем текст воспринимается ими в разных психологических модальностях.

— Что означает этот термин? — спросила я у Андреева.

— Это значит, что человек не только читает текст, он его видит в ярких запоминающихся образах. Он становится в полном смысле этого слова участником событий или сюжета, настолько входя внутрь текста, что ощущает себя и читателем, и писателем, и действующим лицом одновременно. Вот, к примеру, медитативный текст «Чайная церемо­ния». Во время медитации я прошу слушателей постараться ощутить запах чая и рассказать затем об этом наиболее образно.

Но к чайному столу, за которым происходит церемония, ведет дорож­ка, посыпанная песком и увитая розовыми кустами. Слушатели должны услышать хруст песка под ногами, увидеть, есть ли в желтом песке белые мелкие морские ракушки, описать алый лепесток розы, опустив­шийся на ладонь, и прохладную капельку росы.

Работая подобным образом, мы заставляем функционировать те структуры мозга, которые до этого бездействовали. Читать в разных модальностях — это значит ощущать текст на запах, на вкус, ярко видеть его, слышать, о чем говорят его герои. Любой текст сделать живым. Пред­ставляете, насколько богаче воспри­нимают Бунина или Фитцджеральда наши слушатели и насколько расширяется за счет этого их сознание, творческое воображение?

Я сам натренировал себя до такой степени, что иногда, читая лекции, настолько вхожу в то, о чем рассказы­ваю, что у меня вдруг появляется состояние отстраненности от происхо­дящего: я забываю о пространстве и времени. Или наоборот, происходит полный контакт, полное слияние с аудиторией. Без всяких конспектов я провожу многочасовые лекции, при этом ничего не вспоминаю, а все вижу ярко и образно.

Таким образом слушатели учатся сливаться сначала с медитивными текстами, а затем и с обычными. Причем, прибегая к медитативным текстам, мы не ставим задачу читать их быстро, наоборот, они читаются как можно медленнее, чтобы осознать их глубокий смысл, войти в него, как в храм. Подобная установка и выводит человека на сознание внутреннего озарения.

Третья составляющая программы «Сатори» — тренировка интеллекта, памяти, внимания. Одним упражнени­ем, называемым «окно мнемониста», я постоянно пользуюсь в жизни, советую и вам попробовать.

Очень часто мы нашу быстро бегущую жизнь, сами не осознавая того, воспринимаем как бы через окно своей квартиры, офиса, машины, автобуса. Окно — это привычный пейзаж, и его представить себе мысленно довольно легко. Приучай­тесь все телефоны и вообще цифры запоминать, мысленно поместив их в левой верхней части «окна». А, например, в левом нижнем углу — текущие дела на неделю. Вы должны ярко увидеть их написанными на стекле. И вам больше не придется ничего записывать. В нужный момент представьте себе «окно» и на нем прочитайте необходимую информа­цию: она высвечивается мгновенно.

Еще одно очень полезное упражне­ние, которое тренирует все мозговые структуры и, кстати, прекрасно действуют на зрение. В затемненной комнате плотно закройте ладонями глаза и представьте себе какое-нибудь животное, например, кошку, но тоже черную. Очень трудно увидеть в сплошной темноте черную кошку, но вы должны ее увидеть, и вниматель­ным образом изучить: какие у нее глаза, мордочка, хвост. Постарайтесь увидеть даже усы. На самом деле вы сначала ничего не увидите. Будьте настойчивы и активны, сосредоточь­тесь только на своем желании. Потренируйтесь, и все получится — кошку нужно увидеть в цвете и непременно в объеме. Упражнение отлично активизирует образное мышление.

И, конечно, все слушатели без исключения используют свое умение входить в состояние «Сатори» для преодоления различного рода депрес­сий. В несколько секунд можно в буквальном   смысле   воспарить   над землей просто от осознания радости бытия, пусть даже крупно поругался на работе или поссорился с любимой девушкой. И это тоже творчество, когда человек сам себе творит настроение и все у него начинает получаться. «Сатори» — прекрасная психологическая защита от стрессов.

Мы будим в человеке ту колоссаль­ную энергию, которая в нем бездей­ствует. Ведь человек даже не осоз­нает своих настоящих возможностей, а если осознает, То использует на 3—4 процента. Вдохновение — это цен­ность, которой обладает каждый человек, но чаще всего он проживает всю жизнь, так и не узнав, что это такое.

В следующей ступени «Ультра­рапид» совершенствуются знания, полученные на первых двух ступенях обучения. «Ультра-рапид» — это сверхбыстрое чтение и сверхбыстрое восприятие полученной информации. Закончившие курс читают со скоро­стью страница в секунду. Это даже не чтение в обычном смысле слова. Со стороны кажется, что человек просто листает книгу. На самом деле сознание мгновенно воспринимает текст страницы целиком. У него уже вклю­чены и задействованы такие струк­туры мозга, которые дают возмож­ность выйти на так называемое симультанное, или мгновенное познание. Взгляд в центр страницы моментально как бы фотографирует весь текст, вплоть до запятых. При этом текст усваивается полностью.

Одно из основных упражнений — следующее. На большом плакате написан текст. В полной темноте он высвечивается перед слушателями на экране ровно на одну секунду и снова гаснет. Слушатели учатся за эту секунду схватывать как можно большее количество написанных слов или предложений. Они уже научились, глядя в центр страницы, схватывать ее содержание. На этой ступени они читают уже со скоростью до 20 000 знаков в минуту, хотя скорость чтения как таковая не является самоцелью. Цель одна — раздвинуть границы возможностей человека.

Следующая ступень — «Четвертое измерение». Методика, не имеющая аналогов в мире, позволяет человеку реально управлять сном и сновидени­ями.

Человек очень много времени тратит на сон. При этом огромное количество людей страдают от того, что не могут быстро заснуть и хорошо отдохнуть во время сна. В Центре учат путем специальной системы трениро­вок и медитаций заказывать себе любой сон по своему желанию. Человек в медитации задает себе программу на то, чтобы легко и быстро заснуть и увидеть сказочно прекрас­ный сон. Утрой он встает отдохнувшим и бодрым. Сон можно заказать и очень коротким: на 15—20 минут, чтобы восстановить силы. Как правило, этого бывает достаточно.

Но это не все. На этой ступени слушатели андреевского центра учатся «раздви­гать границы времени»: они могут увидеть во сне свое прошлое и даже будущее. Но и это не предел человеческих возможностей, считают в Центре и разрабатывают еще три программы. На ступенях «Пятый путь» и «Шестое чувство» планируется изучение такого загадочного свойства человеческого мозга, как интуиция, ступень седьмая называется «Предела нет».

Программа андреевского центра рассчитана на то, чтобы люди отказа­лись от своих привычных представле­ний о жизни, схем и стереотипов, поднялись над повседневностью и поняли, что нет предела прорыву человека к овладению своими возможностями.

Татьяна Абрамова