Восемь лет назад врачи поставили мне диагноз, свидетельствовавший о тяжелом посттравматическом заболевании.
Я не мог мириться со статусом полуинвалида и решил бороться за право быть полноценным человеком. Будучи в прошлом боксером довольно высокого класса и имея достаточный опыт тренерской работы, я разработал методику, которая помогла мне, наряду с медикаментозным лечением, практически избавиться от болезни.
Испытав на себе пользу метода психофизической реабилитации (так я назвал свой способ излечения), я предложил применять его на занятиях с людьми, страдающими психическими расстройствами. Суть метода — в выполнении большого количества упражнений, состоящих из простейших элементов, доступных почти любому больному. Постепенное усложнение этих элементов на занятиях, проводимых на очень высоком эмоциональном накале, превращает его в динамичный, трудновыполнимый даже для здорового человека, оригинальный комплекс.
Этот метод оказался очень эффективным в борьбе с состоянием патологического отчуждения, или аутизма, лежащего в основе многих психических заболеваний.
Больные-аутисты —это люди, находящиеся в очень ограниченном душевном и физическом пространстве. Долгие месяцы, а то и годы они проводят в психиатрических больницах. Сильные психотропные средства надолго приковывают их к постели, а для свободного передвижения остается лишь узкий, плохо освещенный, непроветренный коридор. Прогулки на свежем воздухе бывают редко. Занятия физкультурой не только не поощряются, но даже, как правило, вызывают протест у медицинского персонала. Презрительное, брезгливое отношение к душевнобольному со стороны многих медиков и общества отбивают у него всякую охоту и надежду выйти за пределы, положенные болезнью.
Метод психофизической реабилитации расширяет объем движений пациента и подталкивает его к общению вне рамок, очерченных болезнью. Поэтому очень важным представляется установление двигательного контакта между больными, а также между больными и тренером. Этому, собственно, и посвящена данная статья.
Видимо, можно говорить о том, что, наладив диалог пациента с внешним миром, мы одновременно нормализуем его внутренний диалог. Это в конце концов и есть избавление от недуга. Правильность такого подхода подтверждается поистине потрясающими случаями излечения от душевных заболеваний.
Занятия по методу психофизической реабилитации проходят обычно в двух группах, по 10 — 12 человек в каждой. Проводя тренировки, я неоднократно замечал, что стоит двум больным случайно коснуться друг друга руками, как они немедленно меняют свое положение в строю. Причем делают это с таким отстраненным, иногда даже с негодующим видом, как будто дотронулись до
Это не просто боязнь чужого прикосновения, это прежде всего боязнь предполагаемого диалога. Столь желанное проникновение в нормальный, здоровый мир человеческих взаимоотношений неизбежно пугает таких больных.
Вот как описывает свое состояние во время трехдневного выхода из аутического состояния Ирина Д.: «Перед тем как выйти из меня, болезнь собралась в моей голове в плотный столб, и я чувствовала, что она вот-вот оставит меня. Она пыталась пробиться сквозь прочный „панцирь“, покрывающий мою голову, и наконец, болезни удалось уйти. Ощущение было очень отчетливое. Сначала я чувствовала себя очень хорошо.
Я стала свободна от болезни. Вскоре, однако, мне стало неуютно, появилось ощущение бесцельности существования. Раньше была цель — выздороветь, а теперь она достигнуга! Нет нужды шпионить за собой, оценивать свое поведение. Я стала «слышать“ волнения и заботы окружающих людей, и эти проблемы показались мне совершенно незнакомыми, чуждыми. Оказалось, что я не умею вести себя в качестве здорового человека. Мне очень трудно. Я часто плачу. Мной овладевает мучительное беспокойство».
Этот случай не единичен. Переход больных в здоровое состояние часто мучителен. Для того, чтобы научиться жить здоровым среди здоровых людей, требуется основательная перестройка личности. В этом очень помогают занятия по нашему методу. Пишу об этом ответственно, так как не только наблюдал весь этот мучительный процесс у пациентов, но прежде всего испытал на самом себе.
Для некоторых людей статус больного имеет и определенные привлекательные стороны: ему не надо работать, его постоянно жалеют, за ним ухаживают. Его проступки оправдываются заболеванием. Болезнь превращается в «щит», за которым можно укрываться от жизни.
У нас был пациент, лечение которого по моему методу закончилось неудачей. Этот двадцатилетний парень, отличный шахматист, был нормально физически развит. Однако выполняя даже простые упражнения, он падал на пол и, катаясь по нему, стонал: «Я не могу, мне больно».
Много раз он подходил ко мне и говорил, как ему стыдно быть больным и немощным, как обидно, что те упражнения, которые под силу даже слабым девушкам, причиняют ему нестерпимую боль. Он говорил убежденно, и мне казалось, что он действительно нуждается в таких подробных и частых объяснениях своего состояния. В конце концов Вадим совсем отказался от тренировок. А затем стал гневно жаловаться на меня родным.
Я пытался понять, в чем причина неудачи. Видимо, этот пациент подсознательно сопротивлялся лечению. Он не хотел выходить из «кокона» болезни, поскольку дорожил «привилегиями», которые от нее получал. Но в то же время он не хотел брать на себя ответственность за отказ от лечения. Он фактически просил у меня «вольную», не признаваясь себе в этом.
Заметив, как трудно моим пациентам вступить в контакт с внешним миром, я решил ввести в занятия такие упражнения, которые обязывали бы их к непосредственному общению.
Я называю эту часть тренировок работой в «спарринге». Группа больных разбивается на пары (произвольно, независимо от пола и возраста), и пациенты выполняют простейшие упражнения:
1) сгибание и разгибание рук партнера в локтях, опираясь на кисти всем весом своего тела;
2) сгибание и разгибание прямых рук партнера через верх и через стороны;
3) игра в «ладушки» — быстрые и четкие хлопки ладонями о ладони партнера, в определенной очередности и с ускорением темпа.
Первые два вида упражнений хороши не столько для увеличения силы, сколько для развития чувства равновесия и тренировки вестибулярного аппарата, а третье прекрасно развивает реакцию, ритм и чувство дистанции.
Больные как бы через силу подходили друг к другу. При этом они отводили глаза, смотрели либо в пол, либо в сторону — только не на партнера. Брались за руки судорожно, с опаской. При этом хват кистями получался, как правило, совершенно неудобным, пальцы застывали, как в спазме. Изменить положение рук пациенты ни в коем случае не хотели. Они словно боялись, что такая попытка будет расценена партнером или как проявление слабости, или как недостойная уступка.
По недоверчивому выражению лиц, по напряженным, скованным позам было видно, насколько они боятся прямого контакта и как каждый из них заведрмо уверен, что точно так же чувствует себя его партнер! Порой казалось, что больные видят друг в друге врагов.
На первых занятиях с применением работы в спарринге после команды «разбиться на пары!» в оживленном до этого зале наступила тишина, в нем явно витал ветерок тревоги.
Медленно и тихо, словно подкрадываясь, подходили больные к своим партнерам. Между пациентами возникло вязкое, труднопреодолимое пространство.
Движения были неловкими, резкими. Чувствуя, что делают
Многие переставали слышать команды, настолько они были заняты новыми ощущениями и переживаниями. За правильностью выполнения заданий просто не было времени следить. Им не удавалось выбрать верное положение центра тяжести, они промахивались при игре в «ладушки», которая требует концентрации внимания.
В общем, эффект первого опыта оказался настолько неожиданным, что я усомнился в его приемлемости.
Приведу некоторые высказывания больных после первых занятий.
Татьяна П. после тренировки подошла ко мне в, очень возбужденном состоянии и, плохо владея речью, глядя мне в глаза почти с ненавистью, сказала, что не будет выполнять упраженения в парах, так как не хочет «чтобы ее били по лицу и ей приходилось бить по лицу партнера». Она восприняла невинную игру в «ладушки» как призыв к агрессии. Причем, говоря со мной, она была по-настоящему разгневана: лицо покрывал лихорадочный румянец, руки сжимались в кулаки, все тело напряглось.
А ведь обычно после моих занятий эта больная становилась значительно мягче, благодарила меня и спокойно расспрашивала о своих успехах. По словам ее матери, из нее «словно выходил злой дух, который заставлял ее быть истеричной, злой, грубой».
Другая больная, Татьяна К., явно смущаясь, не зная, какие аргументы ей лучше привести, пожаловалась, что от новых упражнений у нее болят плечи. Это было очевидной неправдой. А ведь до того она выполняла все задания очень старательно.
Владимир 3., аккуратный, исполнительный и доброжелательный человек, занимавшийся обычно с большим усердием и отдачей, стал отказываться от «спарринга», ссылаясь на то, что он старше других и поэтому ему невозможно подобрать партнера.
Владимир С, отличавшийся развитым интеллектом, вступил со мной в демагогическую полемику о пользе новых упражнений.
Гамлет Н. мотивировал свое нежелание становиться в пару тем, что он намного сильнее других и может повредить партнеру.
Равиль Г., как только начинался спарринг, сразу говорил, что он очень устал и ему необходимо отдохнуть.
Филипп Н., наоборот, с большим энтузиазмом брался выполнять мои задания, в том числе и занятия в парах. Но при этом произносил столько лишних слов и делал столько суетливых, беспорядочных движений, что фактически не давал тренироваться ни себе, ни партнеру. Даже то, что он говорил, было монологом. Филиппу не нужен был диалог, который сам по себе есть контакт. На самом деле он боялся его и неосознанно прикрывался длинными и путаными речами. Цель его была очевидной —ни в коем случае не допустить настоящий, полноценный контакт.
Неудачей закончилась и первая попытка установить двигательный диалог с помощью «посредника»— мяча. Больные вставали в круг, и от них требовалось всего-навсего точно бросить мяч в руки соседа. Совершенно неожиданно для меня броски оказались такими неточными, как будто их делали совсем маленькие дети! А ведь я дал мяч группе, которая давно занималась под моим руководством и достигла значительных успехов.
Пациенты не бросали, а прямо-таки отшвыривали от себя мяч, словно пытаясь как можно быстрее от него избавиться. Они не смотрели в сторону партнера, которому предназначался бросок. Мяч был им просто ненавистен.
Эти странные вещи происходят из-за панического страха больных-аутистов общаться друг с другом как на речевом уровне, так и на уровне физического контакта. И внешне простые, самые обычные тренировки рождали у пациентов бурю эмоций. Ведь это люди, измученные одиночеством, они одновременно и боятся контакта, и страстно желают вступить в него.
На этом и основан лечебный эффект занятий. Тренер сознательно агрессивен по отношению к больным. Отдавая четкие, ясные, жесткие команды, он как бы снимает с них и берет на себя ответственность за их вступление в контакт. А больные как бы оправдывают свое вступление в контакт необходимостью подчиняться авторитетному и уважаемому ими человеку. Им это не менее трудно, чем здоровому человеку заговорить с прохожим на улице об интимных проблемах.
Я заметил, что, когда мои пациенты работают в режиме резких перегрузок, им удается пробиться сквозь броню аутизма. Поэтому стал проводить «спарринг» сразу же после упражнений с максимальными нагрузками, несмотря на то, что после них больные испытывают значительную усталость.
Не успев снова погрузиться в замкнутое состояние, мои пациенты по инерции охотно начинали заниматься в парах. Если
Через некоторое время больные начали как будто заново знакомиться со своими товарищами по несчастью. Правда, это происходило с удивительной робостью, как если бы они были обитателями разных планет.
Медленно, шаг за шагом, больные шли навстречу друг другу. Я стал замечать, что они ждут этих упражнений. Начали проявляться симпатии, дружественность, иногда даже легкая влюбленность.
Татьяна П. после одной из тренировок сделала мне замечание, что я пропустил одно иэ упражнений в «спарринге». Она явно давала мне понять, что ждала этих упражнений и они ей нравятся.
Марина С. с надеждой спрашивала, будет ли она заниматься вместе с понравившейся ей партнершей.
Надежда К., капризная и высокомерная девушка, всегда требовавшая к себе особого внимания, почувствовав симпатию к Павлу Р., стала гораздо мягче и терпимее.
Вместо разрозненных, обособленных, наглухо закрытых от окружающего людей, не желавших идти на сближение, появилась группа единомышленников, с энтузиазмом делающих вместе с руководителем трудное, но общее дело!
Дмитрий К., приходя на занятия, первым делом спрашивал: «Сколько сегодня будет человек?» И если раньше его раздражало большое количество народа, то теперь, наоборот, ему хотелось, чтобы все пришли. Одно это стремление говорит о серьезных изменениях в психике больных-аутистов.
Видя такой прогресс, я решил пойти дальше. Увеличил время работы в «спарринге» и усложнил упражнения. В конце занятия мы все вместе вставали в круг, я подавал команду положить руки на плечи друг другу и просил пациентов посмотреть на соседей. Они видели лица своих соседей с каплями пота на лбу, слышали их и свое тяжелое дыхание. Потом, стоя в том же кругу, по команде начинали делать интенсивные наклоны вниз, помогая друг другу руками, ощущая тепло и поддержку своих товарищей.
Когда через некоторое время в свободной беседе (в основном о политике и предпринимательстве) я как бы мимоходом спросил Гамлета Н., что ему больше всего нравится на тренировках, этот достаточно критически настроенный человек не задумываясь ответил: «Когда вы ставите всех в кольцо и мы кладем руки на плечи друг другу, то создаете как бы магический круг, в котором заключено здоровье!»
Кардинальные изменения появились в психике многих пациентов.
Сергея И., страдающего эпилепсией, удалось за короткий срок вывести из тяжелого болезненного кризиса.
Ольга Я. постоянно твердила мне, что силовые упражнения сделают ее фигуру мужеподобной. Она все время подчеркивала, что посещает мои занятия от скуки. Через некоторое время после введения «спарринга», Ольга стала одной из лучших учениц в группе.
Валентин Я., старательный, трудолюбивый и исполнительный человек, охотно шел на перегрузки, но стоило только поставить его заниматься в паре, как картина сразу же менялась: он превращался в подозрительного, непослушного и даже злого человека. Однако мне удалось найти приемы, чтобы изменить отношение Валентина к «спаррингу», и его лечение пошло гораздо успешнее.
А неудачи, постигшие меня при установлении двигательного диалога, очень похожи.
Дмитрий И. выходил из зала, лишь услышав команду «разбиться на пары!». За все время мне ни разу не удалось убедить его хотя бы попробовать поработать со своими товарищами.
Елена Р. сразу же начинала плакать и тоже покидала зал, несмотря на уговоры, причем не только мои, но и других больных.
Наталья В. скрещивала на груди руки и, стоя посреди зала, не делала даже малейшей попытки попробовать выполнить задание. Она с презрительной усмешкой смотрела в потолок.
Очевидно, что установление двигательного контакта может стать для многих больных решительным шагом на пути излечения от тяжелых психических заболеваний. После успешного установления такого контакта можно рассчитывать на ускоренное развитие нормальных, здоровых отношений с окружающим реальным миром.
Владимир Никитин