Опубликовано в разделе Здоровье, 11.05.2011, 1849 просмотров

Америка бореться с курением?!

Свыше десяти судебных процессов начаты против гигантов табачной инду­стрии США, возглавляемых концерном «Филип Моррис». Им всем вменяется в вину «злонамеренное распростране­ние в обществе продукта, опасного для здоровья человека», более того — «сознательное превращение массы потребителей в наркоманов».

Лондонская газета «Индепендент» считает, что минувшей весной в разви­тии этой отрасли промышленности США произошел кардинальный пово­рот, завершающий эпоху, в течение которой производители сигарет отби­вали с помощью лучших адвокатов все атаки медиков, экологов и граждан, объединившихся в «сообщества нико­тиновых жертв».

Тактика изменилась. Один из пяти крупнейших американских производи­телей сигарет «Лиггетт груп» из Север­ной Каролины устами своего шефа Беннета Лебоу заявляет: «К чему каждый год выкидывать по 10 миллио­нов долларов на адвокатов, если воз­можен компромисс?»

«Лиггетт груп» — поставщик сырья для производства сигарет знаменитой марки «Честерфилд». В 40—50-е годы Америка была оклеена изображени­ями одного молодого и обаятельного актера из Голливуда, лихо вещавшего с рекламных плакатов: «Моя сигарета имеет мягкий вкус. Вот почему я пред­почитаю „Честерфилд“!»

Это был будущий президент США Рональд Рейган.

Тут уж, действительно, без компро­мисса не обойтись, и Беннет Лебоу нашел его с истинно американской предприимчивостью. Во-первых, «Лиг­гетт груп» объявила, что в течение ближайших 25 лет она намерена финансировать федеральную про­грамму «отучения от табака», а также выплатить свыше миллиарда долла­ров лицам, считавшим себя пострадав­шими от пагубной привычки к «Честерфилду». Во-вторых, компания готова выплатить 40 миллионов долларов тем штатам, где судами предъявлены иски к табачным концернам за лечение легочных, онкологических и иных заболеваний, вызванных курением. Нако­нец, «Лиггетт групп» первой и пока единственной среди фирм своего про­филя сняла возражения против того, чтобы ее продукция подвергалась тща­тельному и постоянному контролю со стороны «Фуд энд драг администрэйшн» (Эф-Ди-Эй) — Федерального агентства по делам пищевой и фарма­кологической промышленности.

Награда не заставила себя ждать. «Лиггетт груп» была вычеркнута из «черного списка» табачных концернов, причем ее расходы на «компромисс» (10—12 процентов от ежегодной при­были) не идут ни в какое сравнение с астрономическими штрафами, нала­гаемыми на прочие фирмы.

Орган деловых кругов «Уолл-стрит Джорнел» сообщил, что Федеральным агентством Эф-Ди-Эй получен доклад, автор которого биолог Иан Юйдес более 11 лет работал в научно-иссле­довательском центре компании «Фи­лип Моррис». Из документа следует, что руководители концерна уже давно получили неопровержимые свидетель­ства: никотин воздействует наркоти­чески на головной мозг человека.

Еще в 1964 году, когда страна дымила вовсю, министр здравоохране­ния США Лютер Терри констатировал: «Курение — это угрожающий здоровью фактор столь всеобъемлющего мас­штаба, что трудно противопоставить ему какие-либо профилактические либо оздоровительные меры». Амери­канцы напугались: потребление сига­рет за один год упало тогда с 510 мил­лиардов штук до 495 миллиардов. Впрочем, на следующий год они про все это забылии выкурили 518 мил­лиардов сигарет.

Вполуха слушали эти предостережения и власти. Да, во многих учре­ждениях и в транспорте США курение запрещено, соответствующими надпи­сями снабжена каждая пачка сигарет, не дозволяется их реклама по телеви­дению. Но ежегодные государствен­ные субсидии табачной промышленно­сти США до сих пор превышают мил­лиард долларов. Не говоря уже о том, что экспорт американских сигарет за рубеж постоянно растет при поддержке и даже давлении со сто­роны конгресса и администрации США.

Все это помогало до последнего времени табачной промышленности успешно отбиваться от критиков и обвинителей. «Есть все основания сом­неваться в том, что сигареты могут вызывать болезни сердца», — уверял совсем недавно на страницах «Нью-Йорк тайме» Росс Миллхайзер, глава концерна «Филип Моррис». Рак? Тоже не установлено с абсолютной точно­стью, считает г-н Миллхайзер. Нарко­тическое воздействие? Но ведь многие курильщики, в отличие от наркоманов, отказываются от вредной привычки…

То, что это ложь, хозяева табачной промышленности достоверно узнали уже давно, по крайней мере лет на 20 раньше курильщиков. Изучив секрет­ную документацию табачного концер­на, профессор Ст. Глэнц пришел к выводу, что медики, работавшие на хозяев этих фирм, «проделали фанта­стическую исследовательскую работу и значительно обогнали в результатах своих изысканий прочих коллег-вра­чей». Было совершенно точно установ­лено: «Хроническое потребление нико­тина ведет к нарушению гормональной системы человека. Это состояние тре­бует постоянного повышения никоти­новой дозы в табаке. Так возникает наркотическая зависимость от куре­ния. Мы занимаемся бизнесом, кото­рый открывает потребителю прямую дорогу к увлечению все более силь­ными наркотиками».

Шеф Федерального агентства Эф-Ди-Эй Дэвид Кесслер в подтверждение этих данных представляет обществен­ности трехтомный доклад о «наркоти­ческих последствиях курения», офи­циально приравнивая никотин к героину и кокаину. Но не сдаются «Фи­лип Моррис» и другие. Они вносят за шесть месяцев прошлого года 1,5 мил­лиона долларов в кассу Республикан­ской партии — впятеро больше, чем вносили за такое же время раньше. Одновременно «табачники» запуги­вают общество печальными послед­ствиями нового «сухого закона», подобного тому, что был принят в Аме­рике по алкоголю в 20-е годы. «Так же, как в ту пору, мафия будет продавать на каждом углу товар неизвестного происхождения и качества, только на сей раз не спиртное, а сигареты», — апеллирует к журналистам представи­тель концерна «Филип Моррис».

Ситуация непростая. Сигарета — яд, но табачная промышленность при­носит в налоговую казну государства 15 миллиардов долларов в год и обес­печивает 100 тысяч рабочих мест. И все-таки за минувшие три десятилетия 40 миллионов американцев отказались от табака. И еще 70 процентов куриль­щиков хотели бы это сделать.

Табачные монополии при поддержке властей США вынуждены наращивать экспорт своей продукции. Особенно охотно они основывают дочерние предприятия либо входят в долю с государственными фабриками в странах Восточной Европы, СНГ и Юго-Восточной Азии. Даже столь силь­ное государство, как Япония, не остав­ляют без внимания. Несколько лет назад японцы, следуя примеру США, запретили на своем телевидении рекламу табачных изделий.

Но запрет был снят: тогда Токио посетил сенатор-республиканец Ро­берт Доул, нынешний претендент на пост президента страна, и пригрозил ограничить ввоз японских автомоби­лей в США, если местное ТВ не возоб­новит рекламу американских сигарет. Сегодня она — второй по масштабам источник доходов на японском телеви­дении.

Но нас больше волнует наступле­ние американских табачных фирм на российский рынок.

По официальным данным, число курильщиков в нашей стране равно примерно 42—43 млн человек (из них 10,5 млн — женщины). В год они выку­ривают около 300 миллиардов сигарет. Эти цифры сопоставимы с американ­скими. Несопоставимо лишь качество выкуриваемых у нас и у них сигарет.

Поскольку содержание смол в табачном дыме и смертность от рака легкого находятся в прямой зависимо­сти, то международное агентство по изучению рака приняло такую класси­фикацию качества сигарет:

очень низкая степень опасности — менее 4,9 мг смол на сигарету; низкая — 5 — 9,9 мг; умеренная — 10 — 14,9 мг; высокая — 15 — 19,9 мг; очень высокая — 20 и выше мг.

Содержание смол в нашей «Яве» — 19 мг на одну сигарету; в «Дымке» — 21,5; в «Космосе» — 24,5; в «Пегасе» — 25,2; в «Приме» — 25,4; в «Полете» — 26,4. Во многих странах сигареты с содержанием смол, превышающим 20 мг, продавать запрещено. В США средний выход смол не должен превы­шать 12 мг.

А теперь посмотрим содержание смол в некоторых марках американ­ских сигарет, изготовленных на дочер­них фирмах и продающихся в России: «Астор» — 17; «Монтана» — 17; «Салем» —17,8; «Винстон» —19; «Кемел» — 19,2; «Мальборо» — 19,5; «Кент» — 20,2; «Магна» — 22,9.

Боюсь, что наши курильщики попали в ситуацию, когда выбирать просто не из чего.

Алексей Григорьев