Все-таки приятно, что есть еще у нас места, где принимают гостей с приветливостью, от всей души, где стараются показать им то, что считают лучшим в своем доме. Мы в Москве
Так думала я, сидя в гостиничном номере на следующий день после поездки по Калмыкии. Заговорило местное радио — передавали ежедневную сводку уголовной хроники. За прошедший день в республике отмечено шесть происшествий: подростки забрались через окно в дом и унесли радиолу… в поселке был угнан мотоцикл… подгулявший в городе чабан разбил дверное стекло в ресторане… еще мотоцикл угнали, но оказалось, чтобы только покататься. Вот такие преступления.
В общем, здесь пока еще не страшно жить. Мне рассказывали милиционеры в Лагани, что на криминогенной ситуации сказывается близкое соседства в Кавказом. Бывает, угоняют скот, без присмотра пасущийся в степи, изредка случается, что убивают водителя, чтобы отобрать его грузовик. Да и в столице уже были факты «разборок». Но все это — чрезвычайные происшествия. Преступление и воспринимается как преступление, а не обыденность. И законы нарушают с оглядкой, с опаской, страшась глаза людского и света дневного.
Несмотря ни на что, внутреннее здоровье народа еще не нарушено.
Мысль, лежащая на поверхности: нравственность сохраняется там, где удалось сберечь традиционные ценности. Так и в российской глубинке, так и здесь, в Калмыкии. Если послушать людей, почитать местные газеты, легко заметить, что ведущие темы — новая жизнь на традиционной основе, восстановление утраченной гармонии с природой, экология и здоровье.
Взять хотя бы жилище. Издревле для калмыков это была войлочная юрта — по нынешним оценкам, непревзойденная в отношении экологической чистоты кибитка. Ее легко собрать и разобрать, и состоит она из деревянных решеток, шестов для «крыши» и деревянного же круга-дымохода. Сначала устанавливаются решетки, которые составляют круг, — их шесть. К ним крепятся шесты, которые упираются в дымоход. Сверху все завешивается кошмами. Отверстие дымохода тоже можно закрывать, если идет дождь или снег. Двустворчатая дверь всегда ориентирована на юг, над ней — войлочная накидка. Сама дверь расписана национальным узором, — а накидка — вышита.
Попозже, став оседлыми, калмыки стали строить дома из самана — глинистой земли с добавлением соломы. Треть, если не половина частных домов в Элисте — из самана, а в сельской местности и еще более. На Западе такие «биологические» дома получают все большее распространение, только делают «землеблоки» по современной технологии. У них масса достоинств.
Двести лет назад калмыцкие нойоны, обидевшись на царское правительство, подняли две трети народа и увели всех на восток. Случилось это морозными январскими днями, многие замерзли в пути. Сейчас это воспринимается как трагическая веха в истории калмыков. Шли переселенцы очень долго, кое-где их принимали за захватчиков и беспощадно на них нападали, в конце концов дошли они до Китая, где и осели. Так получилось, что этот народ еще тогда был разорван на две части.
Теперь синьцзяньские калмыки, которые всегда воспринимали «нашу» Калмыкию как единственное место, где они имеют свою государственность, стали активно возвращаться обратно. Многие работают в Элисте, применяя свои знания китайской и калмыцкой народной медицины. А это совсем не лишнее в республике, терпящей подлинное экологическое бедствие, население которой к тому же большей частью рассеяно по бескрайней степи и труднодоступно для медицинского обслуживания. А народная медицина — она всегда под рукой. Такое у нее основное отличие от «научной» — вреда организму не принесет, а здоровье укрепит.
Доктор Стеклов, знаток народной калмыцкой медицины, работает вместе с синьцзяньскими целителями, поселившимися в Элисте. Он рассказывал мне, как в старину был хорошо налажен контроль за здоровьем калмычат, обучающихся в хурульных (монастырских) Школах.
Оказывается, при каждом такой школе «состоял в штате» народный врач —эмч, чторбы, во-первых, определять состояние здоровья поступающих, 4—5-летних малышей, во-вторых, следить за соблюдением гигиенических правил, и в-третьих, предупреждать заболевания.
Что касается питания, их рекомендации нас не могут удивить: они полностью в русле современных представлений. Невероятно только, что они существовали уже двести-четыреста лет назад, причем в стройной системе. Пища не должна быть ни слишком горячей, не слишком холодной, не следует чрезмерно наедаться и есть незадолго до сна. Утром после сна и вечером перед сном дети выпивали по одной пиале теплой кипяченой или родниковой воды, чтобы смыть ночные и дневные шлаки — «отбросы», как они это называли. После еды детей выводили походить.
Калмыцкие эмчи запрещали учащимся спать на спине, поскольку это тоже ухудшает работу внутренних органов.
Детей в изобилии кормили несоленой рыбой, так как уже тогда было замечено, что это улучшает восприятие и память.
Занятия были очень напряженными: нужно было усвоить огромное количество сведений —тогда ведь очень практиковался метод заучивания, знания передавались по возможности в полном объеме, чтобы не быть утраченными.
Кроме того, священные тексты требовали при воспроизведении точной сохранности — самодеятельности, интерпретаций здесь быть не могло. Эмчи применяли свои методы, чтобы активизировать умственную деятельность, не повредив здоровью ребенка.
Первое место нужно отвести «калмыцкому» женьшеню — корню солодки. Как сорняк он в изобилии растет в степи и до сих пор. Его так много, что хватило бы для всей России, если бы
Сейчас, как и в старину, этот корень — а он вырастает огромным — мелко рубят, заливают в соотношении 1:10 родниковой водой и отваривают короткое время. Принимают по одной пиале три раза в день после еды. Это в целом повышает устойчивость организма к любому внешнему болезнетворному воздействию, быстро восстанавливает пониженную, даже почти утраченную физическую и умственную работоспособность, выводит загрязняющие организм шлаки, в том числе и радионуклеиды. Не зря его пили и простые, и знатные калмыки, взрослые и дети. История свидетельствует о большой продолжительности жизни калмыков в те времена. Если они не погибали в сражениях, то жили, как правило, до 80-90 лет, причем оставаясь здоровыми. Известно, что знаменитый Аюка-хан прожил 82 года и до последнего дня занимался политической деятельностью. Доктор Стеклов утверждает, что располагает сведениями, согласно которым при встрече с Аюка-ханом Петр I отметил его крепость и здоровье, и якобы Аюка-хан объяснил ему это именно тем, что регулярно пьет корень солодки.
В хурульных школах учеников приучали делать друг другу массаж головы сдавливанием. Ладонями обхватывались височная, теменная и лобно-затылочная части головы и сдавливались до слегка болезненного ощущения, примерно по тридцать раз каждая часть. Это улучшает мозговое кровообращение и, естественно, повышает умственную работоспособность. Кроме того, такой массаж развивал особое чувство контакта между учениками, что очень важно для воспитательных целей. Калмыцкие ученики делали его с большой охотой, это называлось «вправление швов». Делался такой массаж перед занятиями и после них.
Статическая поза при занятиях приводила к головным болям, болям в шее, надплечьях, позвоночнике, пояснице. Эмчи называли это «болезнью монастырских детей». Для устранения болей применялся двигательный массаж и точно такая же гимнастика — разница лишь в том, что первый массаж ученики делали друг другу, а гимнастику каждый выполнял самостоятельно. Сначала голова наклонялась вперед и прижималась подбородком к грудине, потом назад до касания затылком позвоночника, а затем влево и вправо до касания ушной раковиной приподнятого плеча. После этого выполнялись повороты головы и вращения. Каждое движение выполнялось по тридцать раз. Представьте себе, какой это значительный объем в целом! Конечно, при регулярном выполнении результат был очень хорошим.
Кроме того, выполнялась и поза, которая называлась «лук». Лежа на животе, левой рукой захватывают левую стопу, а правой — правую. Продолжительность — 15—20 минут, утром и вечером.
Для борьбы с умственной усталостью, в частности, перед состязаниями народных поэтов—исполнителей эпических сказаний «Джангра», употреблялся отвар из спитого чая. Уже один раз использованный чай заливался водой 1:10 и варился «до появления белых паров». Пили его по полпиалы, а детям давали по четверти.
Если же все-таки у кого-то из детей случался нервный срыв от перегрузки, эмчи отваривали спитой чай и корень солодки вместе, давали это пить ребенку мелкими глотками и одновременно делали ему массаж головы. На следующее утро, говорят, как рукой снимало!
… Можно только позавидовать энтузиазму, с которым уже немолодой доктор Стеклов возвращает к жизни народные рецепты. Он обучает учителей, родителей, детей, читает лекции, показывает приемы.
Предлагаем вниманию читателей рецепты, собранные доктором М.И.Стекловым и применяемые им для лечения.
ПРИЕМЫ КАЛМЫЦКОЙ НАРОДНОЙ МЕДИЦИНЫ
Лечение болезненных состояний
№ 1
При кашле с трудноотделяющейся мокротой, осиплости голоса, свистящем дыхании, одышке на вдохе применяют ингаляцию — вдыхание через трубочку паров кипящей талой, дождевой или родниковой воды с добавлением:
а) отвара равных весовых частей шелухи лука, чеснока; б) отвара свежвскошенной травы; в) соли солончаков или морской воды.
Ингаляции проводятся 18—30 раз вдень.
№ 2
При отеках, болевых перебоях в сердце, приступах чрезмерного сердцебиения, одышке на вдохе, посинении губ, ногтей и мочек ушей применяют отвар из равных частей:
а) корок бахчевых (дыни, тыквы, ар буза); б) цедры цитрусовых (лимона, апельсина, мандарина); в) проросших семян злаковых; г) отрубей; д) корок фаната; е) кожуры картофеля и свеклы. Принимают по 1 пиале 3 раза в день.
№ 3
При желтухе, поносе, запоре, рвоте, икоте, болевом вздутии живота применяют:
а) фарш из свекольной кожуры; б) отвар наружных листьев капусты и плодов шиповника в равных весо вых соотношениях; в) отвар стручков акации; г) отвар кожуры редьки (редиса) и репы; д) отвар цветков акации, сирени, черемухи, подсолнечника или желу дей (можно в смеси); е) отвар цветков розы, вьюна и пло дов шиповника — в равных весовых соотношениях; ж) отвар золы растительного или животного происхождения.
№ 4
При частом болезненном мочеиспускании, ночном недержании и задержке мочи применяют:
а) отвар игл ели, сосны или их смеси; б) отвар отрубей; в) отвар кожуры бахчевых и цитру совых; г) отвар почек тополя в период на бухания; д) отвар шелухи лука, чеснока или их смеси; е) отвар кожуры картофеля, патиссона, редьки (редиса), свеклы или их смеси в равных соотношениях; —ж) песочно-галечные ванны и укутывания ног.
№ 5 При ожирении применяют: а) отвар цветов подсолнечника, розы, одуванчика, вьюна или их смеси в равных соотношениях; б) отвар цедры цитрусовых, корочек бахчевых или их смеси; в) отвар отрубей; г) отвар кожуры картофеля, свеклы, патиссона, репы, корочек граната или их смеси в равных соотношениях; д) отвар морских водорослей.
Принимают по 1 пиале 3 раза в день.
№ 6
При выпадении волос и зубов, расслаивании ногтей применяют:
а) порошок из перемолотых рогов и костей, скорлупы яиц, речных раковин в равных весовых соотношениях — по 1 ст. ложке (детям — по 1 ч. ложке), разведенный в ½ пиалы мо лока; б) осадок растительного масла.
№ 7
При болях в горле при глотании, запахе изо рта, кровоточивости десен применяют полоскание отваром шелухи лука, чеснока или их смеси. По 1 пиале 3 раза в день.
№ 8
При быстром старении с потерей памяти, головными болями, головокружениями, шумом в голове, запорами применяют:
а) отвар в молоке морских животных, водорослей, морской воды или их смеси в равных весовых соотношениях — по 1 пиале 3 раза в день; б) осадок растительного масла.
№ 9
При сонливости днем и бессоннице ночью, головокружениях, судорогах, заикании применяют:
а) отвар в молоке скорлупы орехов (грецких, земляных), плодов каштана, семян подсолнечника или их смеси в равных весовых соотношениях; б) ванны из талой, дождевой или родниковой воды, куда добавляют 1 пиалу соли солончаков, 1 пиалу отва ра свежвскошенной травы и 1 пиалу отвара игл новогодней ели; в) настой в воде магнита и драгоценных металлов — в равных соотношениях.
№ 10
При болевом ограничении движений в области поясницы и шеи, обильных менструациях, головных болях и головокружении используют следующие позы:
а) лежа на спине руками охватить коленные суставы, голову прижать к грудине — досчитать до 360; б) лежа на животе обхватить руками голеностопные суставы, голову прижать к позвоночнику — досчитать до 360.
Татьяна Лыкова