Опубликовано в разделе Здоровье, 21.04.2011, 3611 просмотров

Колмыцкие народные рецепты лечения заболеваний

Все-таки приятно, что есть еще у нас места, где принимают гостей с приветливостью, от всей души, где стараются пока­зать им то, что считают лучшим в своем доме. Мы в Москве как-то отвыкли от этого в последнее время: все о свалках да помойках заезжим журналистам рассказываем, интервью с бомжами организовываем. Неладно что-то в наших душах…

Так думала я, сидя в гостиничном номере на следующий день после по­ездки по Калмыкии. Заговорило мес­тное радио — передавали ежеднев­ную сводку уголовной хроники. За про­шедший день в республике отмечено шесть происшествий: подростки за­брались через окно в дом и унесли радиолу… в поселке был угнан мото­цикл… подгулявший в городе чабан разбил дверное стекло в ресторане… еще мотоцикл угнали, но оказалось, чтобы только покататься. Вот такие преступления.

В общем, здесь пока еще не страш­но жить. Мне рассказывали милицио­неры в Лагани, что на криминогенной ситуации сказывается близкое сосед­ства в Кавказом. Бывает, угоняют скот, без присмотра пасущийся в степи, изредка случается, что убивают води­теля, чтобы отобрать его грузовик. Да и в столице уже были факты «разбо­рок». Но все это — чрезвычайные про­исшествия. Преступление и воспри­нимается как преступление, а не обы­денность. И законы нарушают с ог­лядкой, с опаской, страшась глаза людского и света дневного.

Несмотря ни на что, внутреннее здоровье народа еще не нарушено.

Мысль, лежащая на поверхности: нравственность сохраняется там, где удалось сберечь традиционные цен­ности. Так и в российской глубинке, так и здесь, в Калмыкии. Если послу­шать людей, почитать местные газе­ты, легко заметить, что ведущие темы — новая жизнь на традиционной ос­нове, восстановление утраченной гармонии с природой, экология и здоровье.

Взять хотя бы жилище. Издревле для калмыков это была войлочная юрта — по нынешним оценкам, непревзой­денная в отношении экологической чистоты кибитка. Ее легко собрать и разобрать, и состоит она из деревянных решеток, шестов для «крыши» и деревянного же круга-дымохода. Сначала устанавливаются решетки, которые составляют круг, — их шесть. К ним крепятся шесты, которые упираются в дымоход. Сверху все завеши­вается кошмами. Отверстие дымохо­да тоже можно закрывать, если идет дождь или снег. Двустворчатая дверь всегда ориентирована на юг, над ней —  войлочная накидка. Сама дверь расписана национальным узором, — а накидка — вышита.

Попозже, став оседлыми, калмыки стали строить дома из самана — глинистой земли с добавлением соломы. Треть, если не половина частных до­мов в Элисте — из самана, а в сельс­кой местности и еще более. На Запа­де такие «биологические» дома получают все большее распространение, только делают «землеблоки» по со­временной технологии. У них масса достоинств.

Двести лет назад калмыцкие ной­оны, обидевшись на царское прави­тельство, подняли две трети народа и увели всех на восток. Случилось это морозными январскими днями, мно­гие замерзли в пути. Сейчас это вос­принимается как трагическая веха в истории калмыков. Шли переселенцы очень долго, кое-где их принимали за захватчиков и беспощадно на них на­падали, в конце концов дошли они до Китая, где и осели. Так получилось, что этот народ еще тогда был разо­рван на две части.

Теперь синьцзяньские калмыки, ко­торые всегда воспринимали «нашу» Калмыкию как единственное место, где они имеют свою государствен­ность, стали активно возвращаться обратно. Многие работают в Элисте, применяя свои знания китайской и калмыцкой народной медицины. А это совсем не лишнее в республике, тер­пящей подлинное экологическое бед­ствие, население которой к тому же большей частью рассеяно по бескрай­ней степи и труднодоступно для ме­дицинского обслуживания. А народная медицина — она всегда под рукой. Такое у нее основное отличие от «на­учной» — вреда организму не принесет, а здоровье укрепит.

Доктор Стеклов, знаток народной калмыцкой медицины, работает вмес­те с синьцзяньскими целителями, по­селившимися в Элисте. Он рассказы­вал мне, как в старину был хорошо налажен контроль за здоровьем калмычат, обучающихся в хурульных (мо­настырских) Школах.

Оказывается, при каждом такой школе «состоял в штате» народный врач —эмч, чторбы, во-первых, опре­делять состояние здоровья поступаю­щих, 4—5-летних малышей, во-вторых, следить за соблюдением гигиеничес­ких правил, и в-третьих, предупреж­дать заболевания.

Что касается питания, их рекомен­дации нас не могут удивить: они пол­ностью в русле современных пред­ставлений. Невероятно только, что они существовали уже двести-четыреста лет назад, причем в стройной систе­ме. Пища не должна быть ни слишком горячей, не слишком холодной, не сле­дует чрезмерно наедаться и есть не­задолго до сна. Утром после сна и вечером перед сном дети выпивали по одной пиале теплой кипяченой или родниковой воды, чтобы смыть ноч­ные и дневные шлаки — «отбросы», как они это называли. После еды де­тей выводили походить.

Калмыцкие эмчи запрещали уча­щимся спать на спине, поскольку это тоже ухудшает работу внутренних ор­ганов.

Детей в изобилии кормили несоле­ной рыбой, так как уже тогда было замечено, что это улучшает воспри­ятие и память.

Занятия были очень напряженны­ми: нужно было усвоить огромное ко­личество сведений —тогда ведь очень практиковался метод заучивания, зна­ния передавались по возможности в полном объеме, чтобы не быть утра­ченными.

Кроме того, священные тексты тре­бовали при воспроизведении точной сохранности — самодеятельности, интерпретаций здесь быть не могло. Эмчи применяли свои методы, чтобы активизировать умственную деятельность, не повредив здоровью ребен­ка.

Первое место нужно отвести «кал­мыцкому» женьшеню — корню со­лодки. Как сорняк он в изобилии рас­тет в степи и до сих пор. Его так много, что хватило бы для всей Рос­сии, если бы кто-нибудь всерьез за­нялся его сбором и обработкой.

Сейчас, как и в старину, этот ко­рень — а он вырастает огромным — мелко рубят, заливают в соотноше­нии 1:10 родниковой водой и отвари­вают короткое время. Принимают по одной пиале три раза в день после еды. Это в целом повышает устойчи­вость организма к любому внешнему болезнетворному воздействию, быст­ро восстанавливает пониженную, даже почти утраченную физическую и ум­ственную работоспособность, выво­дит загрязняющие организм шлаки, в том числе и радионуклеиды. Не зря его пили и простые, и знатные калмы­ки, взрослые и дети. История свиде­тельствует о большой продолжитель­ности жизни калмыков в те времена. Если они не погибали в сражениях, то жили, как правило, до 80-90 лет, при­чем оставаясь здоровыми. Известно, что знаменитый Аюка-хан прожил 82 года и до последнего дня занимался политической деятельностью. Доктор Стеклов утверждает, что располагает сведениями, согласно которым при встрече с Аюка-ханом Петр I отметил его крепость и здоровье, и якобы Аюка-хан объяснил ему это именно тем, что регулярно пьет корень со­лодки.

В хурульных школах учеников при­учали делать друг другу массаж голо­вы сдавливанием. Ладонями обхваты­вались височная, теменная и лобно-затылочная части головы и сдавлива­лись до слегка болезненного ощуще­ния, примерно по тридцать раз каждая часть. Это улучшает мозговое кро­вообращение и, естественно, повы­шает умственную работоспособность. Кроме того, такой массаж развивал особое чувство контакта между уче­никами, что очень важно для воспита­тельных целей. Калмыцкие ученики де­лали его с большой охотой, это назы­валось «вправление швов». Делался такой массаж перед занятиями и пос­ле них.

Статическая поза при занятиях при­водила к головным болям, болям в шее, надплечьях, позвоночнике, пояс­нице. Эмчи называли это «болезнью монастырских детей». Для устране­ния болей применялся двигательный массаж и точно такая же гимнастика — разница лишь в том, что первый массаж ученики делали друг другу, а гимнастику каждый выполнял самос­тоятельно. Сначала голова наклоня­лась вперед и прижималась подбо­родком к грудине, потом назад до касания затылком позвоночника, а за­тем влево и вправо до касания ушной раковиной приподнятого плеча. Пос­ле этого выполнялись повороты голо­вы и вращения. Каждое движение вы­полнялось по тридцать раз. Представь­те себе, какой это значительный объ­ем в целом! Конечно, при регулярном выполнении результат был очень хо­рошим.

Кроме того, выполнялась и поза, которая называлась «лук». Лежа на животе, левой рукой захватывают ле­вую стопу, а правой — правую. Про­должительность — 15—20 минут, ут­ром и вечером.

Для борьбы с умственной уста­лостью, в частности, перед состяза­ниями народных поэтов—исполните­лей эпических сказаний «Джангра», употреблялся отвар из спитого чая. Уже один раз использованный чай за­ливался водой 1:10 и варился «до появления белых паров». Пили его по полпиалы, а детям давали по четвер­ти.

Если же все-таки у кого-то из де­тей случался нервный срыв от пере­грузки, эмчи отваривали спитой чай и корень солодки вместе, давали это пить ребенку мелкими глотками и од­новременно делали ему массаж голо­вы. На следующее утро, говорят, как рукой снимало!

… Можно только позавидовать эн­тузиазму, с которым уже немолодой доктор Стеклов возвращает к жизни народные рецепты. Он обучает учите­лей, родителей, детей, читает лек­ции, показывает приемы.

Предлагаем вниманию чита­телей рецепты, собранные доктором М.И.Стекловым и применяемые им для лечения.

ПРИЕМЫ КАЛМЫЦКОЙ НАРОДНОЙ МЕДИЦИНЫ

Лечение болезненных состояний

№ 1

При кашле с трудноотделяющейся мокротой, осиплости голоса, свистя­щем дыхании, одышке на вдохе при­меняют ингаляцию — вдыхание че­рез трубочку паров кипящей талой, дождевой или родниковой воды с до­бавлением:

а) отвара равных весовых частей шелухи лука, чеснока; б) отва­ра свежвскошенной травы; в) соли солончаков или морской воды.

Ингаляции проводятся 18—30 раз вдень.

№ 2

При отеках, болевых перебоях в сердце, приступах чрезмерного сер­дцебиения, одышке на вдохе, посинении губ, ногтей и мочек ушей приме­няют отвар из равных частей:

а) корок бахчевых (дыни, тыквы, ар­ буза); б)   цедры цитрусовых (лимона, апельсина, мандарина); в)  проросших семян злаковых; г)  отрубей; д) корок фаната; е)  кожуры картофеля и свеклы. Принимают по 1 пиале 3 раза в день.

№ 3

При желтухе, поносе, запоре, рво­те, икоте, болевом вздутии живота применяют:

а)  фарш из свекольной кожуры; б) отвар наружных листьев капусты и плодов шиповника в равных весо­ вых соотношениях; в)  отвар стручков акации; г) отвар кожуры редьки (редиса) и репы; д)  отвар цветков акации, сирени, черемухи, подсолнечника или желу­ дей (можно в смеси); е) отвар цветков розы, вьюна и пло­ дов шиповника — в равных весовых соотношениях; ж)  отвар золы растительного или животного происхождения.

№ 4

При частом болезненном мочеис­пускании, ночном недержании и за­держке мочи применяют:

а) отвар игл ели, сосны или их сме­си; б) отвар отрубей; в) отвар кожуры бахчевых и цитру­ совых; г) отвар почек тополя в период на­ бухания; д) отвар шелухи лука, чеснока или их смеси; е) отвар кожуры картофеля, патис­сона, редьки (редиса), свеклы или их смеси в равных соотношениях; —ж) песочно-галечные ванны и уку­тывания ног.

№ 5 При ожирении применяют: а)  отвар цветов подсолнечника, розы, одуванчика, вьюна или их сме­си в равных соотношениях; б)  отвар цедры цитрусовых, коро­чек бахчевых или их смеси; в)  отвар отрубей; г)  отвар кожуры картофеля, свеклы, патиссона, репы, корочек граната или их смеси в равных соотношениях; д) отвар морских водорослей.

Принимают по 1 пиале 3 раза в день.

№ 6

При выпадении волос и зубов, рас­слаивании ногтей применяют:

а) порошок из перемолотых рогов и костей, скорлупы яиц, речных рако­вин в равных весовых соотношениях — по 1 ст. ложке (детям — по 1 ч. ложке), разведенный в ½ пиалы мо­ лока; б)  осадок растительного масла.

№ 7

При болях в горле при глотании, запахе изо рта, кровоточивости десен применяют полоскание отваром шелухи лука, чеснока или их смеси. По 1 пиале 3 раза в день.

№ 8

При быстром старении с потерей памяти, головными болями, головок­ружениями, шумом в голове, запора­ми применяют:

а) отвар в молоке морских живот­ных, водорослей, морской воды или их смеси в равных весовых соотноше­ниях — по 1 пиале 3 раза в день; б)  осадок растительного масла.

№ 9

При сонливости днем и бессонни­це ночью, головокружениях, судоро­гах, заикании применяют:

а) отвар в молоке скорлупы орехов (грецких, земляных), плодов каштана, семян подсолнечника или их смеси в равных весовых соотношениях; б)  ванны из талой, дождевой или родниковой воды, куда добавляют 1 пиалу соли солончаков, 1 пиалу отва­ ра свежвскошенной травы и 1 пиалу отвара игл новогодней ели; в)  настой в воде магнита и драго­ценных металлов — в равных соотно­шениях.

№ 10

При болевом ограничении движе­ний в области поясницы и шеи, обиль­ных менструациях, головных болях и головокружении используют следую­щие позы:

а) лежа на спине руками охватить коленные суставы, голову прижать к грудине — досчитать до 360; б)  лежа на животе обхватить рука­ми голеностопные суставы, голову прижать к позвоночнику — досчитать до 360.

Татьяна Лыкова