Гипертония, другие заболевания, основным симптомом которых является повышенное артериальное давление, широко распространены. О том, что оно выше нормы, многие узнают порой совершенно случайно при профилактическом осмотре у врача…
Жевательная резинка — одно из величайших изобретений человечества. Мир стал бы совсем другим, не будь в нем жвачки. 23 сентября 1848 ода американец Джон Кертис первым в мире стал делать деньги на жевательном рефлексе. Кертис выпустил на продажу резинку «Чистая сосновая смола штата Мэн». Челюсти человечества заработали с новой силой.
От чикла до «Лакричника Лру»
Вроде бы жвачку придумали древние греки. Они заполняли рты смолой мастичного дерева. Очень любил пожевать ее панк и киник Диоген. Жевали — обратите внимание — исключительно из гигиенических соображений: для очистки зубов и освежения дыхания.
Своя жвачка была (да, соб ственно, и есть) у индейцев Майя — те предпочитают растение чикозапота. Из него готовят субстанцию под названием «чикл». Ее используют в колдовстве, чикл — жвачка для заговоров. Белая чикл считается кровью богов, ее жуют, когда общаются с миром духов. Индусы с незапамятных времен гоняют меж зубов листья бетеля. Этот процесс превосходно притупляет чувство голода. С той же целью на Руси жевали березовый вар. Снова у жвачки — лишь практический смысл.
Джон Кертис все изменил наполнив пузырь новым значением. Предприимчивый янки одушевил и разнообразил жевательную резинку, Кертис стал добавлять в свой продукт парафиновые ароматизаторы. Самое главное — он дал им имена. Весьма поэтичные: «Белая Гора», «Самый большой и хороший», «Лакричник Лулу».
Покупателям идея понравилась. Кертису — тоже. Вместе с братом он расширил производство и выбросил на рынок новые еловые сорта. Среди них— «Американский флаг».
Это был великолепный коммерческий ход. Кто бы стал платить деньги за банальную смолу, которой и так в природе полно? А в комплекте с патриотизмом древесные слезы расходились на ура.
Политику и жвачку вообще многое связывает. Немало поспособствовал развитию жевательного бизнеса экс-президент Мексики Антонио Лопес Сайта Анна. Когда политические противники выслали его из родной страны (1869 год), бравый генерал захватил с собой в Штаты тонну каучука. Синьор Антонио продал свой «стратегический запас» некоему Томасу Адамсу — фотографу и изобретателю. Адаме хотел сделать из каучука резину, однако вулканизация не удалась. Благо, он подсмотрел, как генерал отщипывает от каучуковой тонны маленькие кусочки и отправляет их в рот. Наблюдательный и неглупый Адаме изготовил жевательную резинку. Дело быстро пошло в гору, и уже два года спустя удачливый бизнесмен запатентовал автомат для производства жвачки. Легендарной «Tutti-Frutti» мы тоже обязаны Томасу Адамсу. Время шло, жвачка продолжала набирать популярность. К концу девятнадцатого века в Америке ее продавали повсюду. В 1889 году был даже выдан патент на такую странную штуку, как «медальон для ношения жевательной резинки».
С ней ты можешь быть свиньей
История жвачки — история мифа. Никчемную саму по себе, ее сделали значимой умные люди. На рубеже девятнадцатого и двадцатого столетий некто Уильям Уайт подарил ящик своей резинки «Юкотан» британскому королю Эдуарду VII. Хитрый Уайт дал информацию об этом в американские газеты. Продажи «Юкотана» резко подскочили вверх — монархическая связь пошла на благо мятным комочкам. Кстати, это была первая удачная попытка позиционировать резинку в качестве престижного товара. Когда зажевал король, окончательно спали кандалы общественных приличий — если уж светлейшие особы не стесняются напрягать челюсти…
Следующий шаг — в 1898 году доктор Биман, американец, берет на себя смелость объявить жвачку полезной для здоровья. Он здраво рассудил, что это может увеличить прибыль. Биман добавил в состав средство от изжоги — пепсин, нарисовал на упаковке свинью и увенчал все это подписью: «С пепсином ты можешь жрать как свинья“. Успех превзошел все ожидания. Доктор знал свой народ.
И только стеснительные девушки до поры до времени видели в жевании вульгарную животность. От этих страхов дам избавил бизнесмен Джонатан Примли. Он первым связал резинку с поцелуями и“сочинил» марку «Kiss me». Девицам очень понравилась спрашивать такой товар у симпатичных аптекарей. Вот где корни странного рекламного образа, в котором жвачка и страсть — едины. Стоит закинуть за щеку пластик — и все девушки пляжа твои. Так поучает реклама. И хоть бы кто из бабл-гам-магнатов ссылался на мистера Примли, человека, разглядевшего в жвачке сексуальность. Наконец, последняя «жвачная» легенда — о пользе для зубов. Эту тему «раскусил» в 1899 году менеджер Фрэнк Каннинген. Он дружил с дантистом. И однажды, выпивая с приятелем, подумал: «А почему бы не объявить резинку „зубоугодной“?» Друзья посмеялись, а наутро Фрэнк начал рекламную кампанию новой жвачки «Дентин». Вот вам и «рекомендовано стоматологами»…
Егор Шнуров