Опубликовано в разделе Здоровье, 13.12.2011, 985 просмотров

О вертуальном кодексе этики врачей Рунета

Когда впервые окунаешься в бездну по имени Интернет, то голова идет кругом от обилия информации. Там, как в Греции, есть все. И обо всем. В том числе о медицине. Это как раз и тревожит врачей: поток практически не поддающейся контролю информации может нанести вред человеку. Слово, оно, как известно, может лечить, а может и калечить…

И в прошлом году в недрах Всемир­ной паугины был создан Кодекс этики врачей Рунета, который, конечно, не име­ет юридической силы, но его разработ­чики надеются на совесть эскулапов, ис­пользующих Интернет для общения с внешним миром, для осуществления сво­ей профессиональной деятельности. Во всяком случае, в первом же пункте Ко­декса записано:

«Интернет-врач (меди­цинский сайт) выполняет свои обязан­ности, следуя голосу совести, руковод­ствуясь клятвой Гиппократа, принципами гуманизма и милосердия, документами мирового сообщества по этике, ст. 41 Конституции России и законодатель­ством Российской Федерации «О праве граждан на охрану здоровья и медицин­скую помощь».

Если уж врач решил поработать в Ин­тернете, он должен соблюдать ряд тре­бований: пропагандировать доступными ему средствами — интернет-сайты, интернет-газеты и журналы, форумы и пр. — здоровый образ жизни, уважать дос­тоинство пациента, охранять честь и бла­городные традиции медицинского сооб­щества. При формулировке любого со­вета в форуме (или на сайте) интернет-врач, конечно, должен руководствовать­ся заповедью «не навреди!».

Кодекс содержит и запреты. Прежде всего, врач не должен ставить диагноз и назначать лечения через Интернет. В числе запретов — пропаганда и применение методов и средств оккультно-мистического и религиозного харак­тера, реклама алкоголя, наркотиков и т.д.

— Я рад, что такой Кодекс появился в Интернете, — говорит врач Олег Журавлев. — Заглядывая на попу­лярные медицинские сайты, не устаю удивляться: сколько всякой чепухи там встречается, которой забивают людям головы. Ладно, умный человек разберет­ся, что к чему. А если доверчивый попа­дется? А эти интерактивные консульта­ции, когда виртуальный пациент называет свои симптомы, а не менее виртуаль­ный доктор выставляет диагноз и дает рекомендации лечения? Иногда на кон­кретный вопрос пациента интернет-док­тор отвечает пространно, в общих чер­тах. И в том, и в другом случае консуль­тация бесполезна, а, может, и вредна. Сам я никогда не решусь давать советы че­рез «паутину». Выставлять диагноз, лечить, консультировать нужно все же при лич­ной встрече с пациентом. Заочные кон­сультации, конечно, сегодня тоже быва­ют. Но тогда совет друг с другом держат специалисты — врачи. Это другое дело.

Такое мнение, кстати, в Кодексе тоже учтено. В нем записано, что все публикации медицинского характера на сайте не могут является рекомендациями по лечению тех, либо иных заболеваний и в любом случае требуется очные консультации с лечащим врачом. Что действительно может оказаться по­лезным для пациента — так это инфор­мация об услугах, которые сегодня пре­доставляют разные медицинские учреж­дения, методах лечения, применяемых в разных уголках страны и мира. Интернет таким образом стал для многих больных спасительной соломинкой, ухватившись за которую, они смогли поправить свое здоровье.

Отдельный пункт в документе посвя­щен спаму. Информация для непосвя­щенных: спам — те рекламные письма, которые вы получаете, сами того не же­лая. Например, вы используете свой электронный ящик для деловой пере­писки, но кроме нее каждый день вы­нуждены читать еще какую-то рекламу. В подавляющем большинстве спам ис­пользуется для рекламы товаров и ус­луг. Вот и направляются письма по всевозможным адресам. Спам уже приобретает характер стихийного бед­ствия, с которым пользователи Интер­нета пытаются бороться всякими спо­собами. Не очень-то успешно. Кодекс этики врача Рунета тоже восстал про­тив медицинского спама: медики не должны использовать в своей интернет-деятельности массовую рассылку рек­ламных писем.

Словом, родившийся в недрах Интер­нета Кодекс пытается навести порядок в виртуальной действительности. Глав­ные рычаги воздействия — честь и со­весть врача. Правда, есть и другие доку­менты, которыми определены права и обязанности людей в белых халатах. И неважно при этом, где трудится врач: принимает пациентов в поликлинике или Интернете. И если эти клятвы, правила и декларации не мешают какому-нибудь виртуальному доктору вести себя не­этично по отношению к виртуальным больным, то может ли его остановить ру­нетовский кодекс?

Анна Меньшова