Отношение пациента к больнице или поликлинике начинается с приемного покоя и регистратуры. Совсем недавно главный врач ГДБ № 1, депутат городского Совета Вадим Смирнов наблюдал за тем, как американские медучреждения выстраивают работу, чтобы пациент чувствовал заботу о себе.
— Я побывал в США в рамках программы «Открытый мир» — программы поддержки российского предпринимательства и лидерства. Несколько дней мы жили в городе Бэтлихэм штата Пенсильвания, посетили разные медучреждения, в том числе госпиталь святого Луки, частный педиатрический центр.
Обстановка в госпитале похожа на ту, что показана в знаменитом американском сериале «Скорая помощь». Множество людей передвигается по зданию, создается впечатление полной неразберихи. На самом же деле работа в госпитале четко структурирована. В приемном покое каждого пациента встречает медсестра по работе с персоналом. Она выстраивает очередь, берет первичные данные, которые отправляются наследующий этап. Впрочем, в нашем понимании очередей в медучреждениях там нет — с их отсутствия и начинается человеческое внимание к пациенту и государственного госпиталя, и частной клиники. Вообще, пациента там принято передавать из рук в руки. Встречая его в приемном покое или регистратуре, медсестра провожает его до «места назначения». То есть больной не может потеряться в больнице, что вполне может случиться у нас, его никто не отправит в неизвестность. Конечно, такой принцип организации достоин подражания.
Система оказания медицинской помощи, с которой мне довелось познакомиться, — а она во всех штатах разная — серьезно отличается от нашей. Менеджер, встречающий пациентов в приемном покое госпиталя, — это медсестра низшей квалификации, подготовка которой занимает примерно два года. Далее больной попадает вновь к медсестре, но более высокой квалификации, которая, исходя из симптомов, назначает стандартные диагностические исследования. Врач появляется только после того, как результаты исследований готовы. На их основании он назначает дополнительные исследования и лечение. Примерно такая же система применяется в частной клинике. То есть у медсестры высшей квалификации полномочия довольно широки: в пределах своей компетенции она может назначать исследования, проводить манипуляции, самостоятельно принимать решение. Поэтому и срок подготовки таких специалистов продолжительный — шесть лет.
Непроизвольная роскошь
В последнее время в России ведется работа по укрупнению медицинских учреждений и постоянно возникают споры о том, можно ли эффективно руководить гигантами. В Америке—можно. В Маравийской долине, где расположен город Бэтлихэм, живет около 800 тысяч человек, которых обслуживает два госпиталя. Для сравнения: напрмер в Красноярске — 48 муниципальных медучреждений, не считая краевых и ведомственных…
Госпиталь святого Луки по количеству корпусов — примерно две больницы № 20. В нем оказывается помощь всем, начиная от новорожденных и заканчивая стариками.
Что интересно, там нет привычных для России специализированных отделений— например, гастроэнтерологического или урологического. Есть просто отделения, где количество мест совпадает с числом палат. В каждой палате лежит пациент со своей патологией. Мы познакомились с ребенком, который при падении с велосипеда сломал бедро. Он лежал в больнице на вытяжке. Лечением ноги занимался ортопед, а вел больного педиатр.
В госпитале святого Луки оказывают и амбулаторную, и стационарную помощь. При желании человек может воспользоваться услугами частных врачей и клиник. Мы побывали в частном педиатрическом центре, принципы организации работы которого схожи с работой нашей поликлиники. И в то же время есть существенные различия. В регистратуре центра прием ведут 8 медсестер, которые выполняют функции и регистратора, и диспетчера. Еще три медсестры ведут доврачебный прием — готовят пациента к приходу доктора: проводят минимальный набор исследований, манипуляций. Работают в центре четыре педиатра, которые занимаются лечением самых разных патологий. Вместе они обслуживают 17 тысяч человек. К примеру, в наших поликлиниках на одного педиатра приходится до 800 детей…
Конечно, меня интересовал вопрос, посещают ли педиатры больных детей на дому. Это непозволительная роскошь, отвечают они. Вся помощь оказывается детям в офисе. Лишь сразу после рождения ребенка медсестра проводит патронаж на дому. Маму документально знакомят с правилами ухода за новорожденным, с планом прививок, в соответствии с которым она в дальнейшем приходит на прием к врачу.
Деньги надо заработать
К слову, тема стоимости медицинской помощи болезненна и актуальна не только для нашей страны, но и для США. Переводчицей в нашей группе была женщина, муж которой — педиатр. Их сын недавно лежал в больнице. Отец был лечащим врачом. За шесть дней пребывания в стационаре за питание и койко-место пришлось заплатить 12 тысяч долларов. За лечение — отдельная оплата.
Конечно, не каждому по карману такие расходы. И человек с доходом менее 115 процентов от уровня бедности имеет право на государственное пособие. Только один нюанс: после того как написано заявление о неспособности самостоятельно оплачивать медицинскую помощь, обязательно последует проверка уровня доходов. За обман придется дорого платить. И безработного, приезжающего за бесплатной помощью на последней модели «Мерседеса», тоже обязательно проверят.
То есть государство по могает бедным. Остальным приходится самим заботиться о своем здоровье, например, приобретать страховки. В любом случае, там всем понятно: медицинская помощь имеет стоимость. И за нее платит либо сам пациент, либо страховая компания, либо государство. В США никому не понятна живущая в нашей стране формулировка: «Вы помощь окажите сейчас, а потом
Каждый американский врач знает, что его труд будет оплачен. Точно также прекрасно понимает, что даром деньги ему не заплатят—их нужно заработать. И они работают. В педиатрическом центре, например, врач начинает прием в 9, заканчивает — в 21 час. Один день в неделю — выходной. 28 дней в году — отпуск. Я не знаю, хорошо это или плохо с точки зрения нашего Трудового кодекса, но американские врачи не жаловались. Человек рад, что из множества врачей пациент выбрал именно его. Рад возможности заработать.
Хочется еще отметить и готовность американцев отдавать деньги. Очень многие богатые люди жертвуют крупные суммы больницам. На средства меценатов строятся новые корпуса, приобретается новое оборудование. Это норма жизни американского общества. Состоятельные американцы помогают медучреждениям по велению души. Потому что знают: они здесь живут, и здесь будут жить их дети, внуки. Заниматься благотворительностью в США престижно — к таким людям общество относится с уважением.
Что можно изменить?
После приезда из Америки меня часто спрашивают, чем я там был поражен. Собственно, особых потрясений не испытал. Но было приятно осознать, что не такие уж мы и отсталые. В нашей больнице работает отделение реанимации новорожденных. Конечно, я интересовался работой аналогичных служб в американских больницах. И могу сказать, что технологический уровень оказания медицинской помощи в отделении ГДБ № 1 и отделении госпиталя святого Луки примерно одинаковы. Там установлены подобные нашим кювезы, дыхательная аппаратура, мониторы для слежения за состоянием маленького пациента. Разница —в нагрузке на медработника. У нас сестра ведет до четырех пациентов, у них—всего двух. Причем пост медсестры находится непосредственно около кровати ребенка.
Мы были в отделении реанимации новорожденных на 23 места, где пациенты лежат в одном большом зале: слева — тяжелые дети, справа — выздоравливающие. В нашей больнице мы сегодня делаем то же самое, только на разных этажах. Ребенок сначала попадает на дорогостоящую койку отделения интенсивной терапии, где необходимо проводить искусственную вентиляцию легких, инфузионную терапию, жесткий мониторинг. Когда наступает улучшение состояния, пациента переводят в другую палату, но с меньшим уровнем оснащения. Думаю, осенью она уже начнет работать.
Деньги любят счет — в США это прослеживается повсюду. В Красноярске, например, создание диагностических центров вызвало неоднозначную реакцию: было немало и противников этой идеи. Но в США—во всяком случае там, где я был, — никто ультразвуковое исследование, как манную кашу, не размазывает по территории. Там нет системы: «каждому врачу по эндоскопу». Потому что это очень дорого. Есть большой эндоскопический офис, где делают исследования. Поэтому Красноярск, на мой взгляд, пошел по правильному пути, создавая и эндоскопические центры и центры ультразвуковой диагностики, которые, впрочем, своей работой уже доказали право на существование.
Нам есть чему поучиться у американцев. Я бы хотел изменить систему приема пациентов. В адрес нашей поликлиники часто слышны нарекания о том, что невозможно дозвониться до регистратуры. И еще до отъезда в Штаты мы ввели одну дополнительную телефонную линию. Думаю, скоро введем еще несколько, постараемся, чтобы связь была доступна.
Хочу так построить работу в регистратуре, чтобы медсестра и роль диспетчера выполняла, направляя пациентов к нужному кабинету, и имела обратную связь со специалистами, работающими на приеме. Мы уже вводим систему четкого нормирования труда врачей, систему учета пациентов. Все эти действия направлены на то, чтобы избавиться от очередей в поликлинике, от которых страдают и пациенты, и врачи, чтобы человек чувствовал себя комфортно в медучреждении. Конечно, это дело не одного дня. Нужно поработать со всеми участниками процесса, в том числе с пациентами, которые должны знать не только свои права, но и обязанности. Но я уверен, что можно и нужно выстраивать работу медучреждения так, чтобы во главу угла ставился человек, внимание к нему. И для этого не требуются дополнительные средства. Здесь все зависит от руководителя учреждения.
записала Татьяна Попова