Опубликовано в разделе Здоровье, 20.06.2011, 1250 просмотров

Живите в своем ритме или особенности танце-двигательной терапии

Знакома ли вам такая ситуация? Ребенок хочет сам завязать шнурки на ботинках, старательно продевает одну петельку в другую, но мама бросается к нему со словами: «Какой ты копуша!» — и все делает за него. Малыш спорит, настаивает на своем, ведь для него это способ самоутверждения! А ему навязывается тот ритм, который удобен взрослым. Если такое нетерпение роди­тели будут проявлять постоянно, то ребенку неизбежно придется подстраиваться под ритм, который ему не свойствен.

Теперь вспомните себя подрост­ком. Вам надо было сделать уроки, вытереть пыль или вымыть посуду, а хотелось еще и почитать, и погулять со сверстниками. Если вы выполня­ли обязанности по дому очень быст­ро, чтобы выкроить время на свои радости, бабушка была недовольна: «Ты все делаешь тяп-ляп. Смотри, как надо». Опять ритм действий на­вязывался со стороны.

Подрастая, человек приучается выполнять любую работу с той ско­ростью, которую одобряют те, от ко­го он зависит. Сначала родители и учителя, позже — начальник. Мед­лительному от рождения приходит­ся суетиться, и несвойственный ему ритм нередко приводит к ошибкам. И наоборот, быстрого от природы часто вынуждают «притормажи­вать», из-за чего он может потерять интерес к делу.

Все мы очень разные. Есть «лю­ди-спринтеры», а есть и «тихоходы», но результаты нашей деятельности зависят не от этого. Они наиболее успешны, когда ритм жизни соот­ветствует нашим наклонностям.

В психологии принято выделять четыре типа темперамента — холе­рики, сангвиники, флегматики и ме­ланхолики. Для каждого из этих ти­пов характерна определенная ско­рость психических реакций. Но в чи­стом виде холериков или меланхо­ликов можно увидеть разве что в во­девиле, а в жизни встречаются раз­ные комбинации темпераментов. В сочетании с индивидуальными чер­тами характера это дает массу ва­риаций.  Один  человек  медленно двигается, но быстро соображает. У другого на все моментальная реак­ция, но она не отличается глубиной. Третий всегда медлителен, но осно­вателен и надежен. Каждый из этих людей может с успехом реализо­вать свои способности и чувство­вать себя счастливым.

Но при тесном общении очень важно, чтобы скорость реакций совпадала. Достаточно сказать, что большинство разводов происходит именно из-за несоответствия рит­мов. Я не раз встречала такие пары: один из супругов спокоен, медлите­лен, у другого реакции резкие, взрывные. Первый просто не успе­вает испытать те эмоции, которые уже пережил второй, и в результате у обоих остается ощущение непоня­тое, появляется раздражение.

Люди не часто задумываются над тем, в каком ритме комфортно жить и им самим, и их близким. За­медленные реакции обычно вызы­вают желание одернуть, привести в соответствие с собственным рит­мом. Если же это не удается, назре­вает конфликт. А ведь кроме лично­стных существуют еще и возраст­ные несовпадения: у детей — одни ритмы, у бабушек и дедушек — дру­гие. Когда, не считаясь с этим, одни навязывают другим свой способ восприятия и скорость действий, то получается, что все живут в неесте­ственных условиях.

В такой ситуации необходимо нащупать свой собственный ритм жизни. Слово «нащупать» в данном случае наиболее точно передает смысл того, что нам предстоит сде­лать. В течение жизни все мы меня­емся, меняется и ритм, в котором нам комфортно жить. Значит, надо найти именно тот ритм, который бу­дет наиболее подходящим для нас в конкретный промежуток времени.

Как это сделать? Для начала по­старайтесь осознать тот ритм, в ко­тором вы сейчас живете. Это не так просто, ведь то, что привычно, — не замечаешь.

Понаблюдав за собой, ответьте на вопросы: комфортно ли вам жить в этом ритме? удобно ли принимать решения с такой скоростью, дви­гаться в таком темпе?

Именно через движение проще всего выяснить, подходит ли чело­веку данный ритм, насколько эта скорость для него естественна. Сто­ит лишь найти свой темп, как чело­век начинает ощущать радость — прежде всего от гармоничных дви­жений. Возвращается утраченный интерес к жизни, и одно это способ­но изменить мир.

На своих тренингах я прежде всего предлагаю подвигаться под специально подобранную музыку, в которой сменяется много разных ритмов. Делать это надо с закрыты­ми глазами, чтобы легче было наст­роиться на движение, почувство­вать его изнутри. Кто-то просто хо­дит под музыку, кто-то стоит на мес­те, разводя руки, а кто-то сразу на­чинает танцевать.

Однажды ко мне на тренинг при­шел толстенький, кругленький и очень стеснительный человек. Было такое впечатление, что он не знает, куда деть руки и ноги. Но к концу за­нятия он так расслабился и осме­лел, что рассказал о своей пробле­ме. Оказывается, раз в мееяц он встречается с компанией друзей, но из-за стеснения никогда не танцует, сидит в углу и издали наблюдает, как танцует девушка, которая ему очень нравится.

На тренингах я никого не учу тан­цевать, это происходит само собой, когда человек попадает в свои, ком­фортный для него ритм. Пройдя тренинг, толстячок научился так кра­сиво двигаться, что у него появился новый, весьма привлекательный имидж. Даже походка у него стала танцующая, летящая. Однажды он примчался ко мне с огромным буке­том цветов, и я подумала, что заня­тия помогли ему достичь чего-то важного в жизни. А случилось лишь то, что он ощутил вкус гармоничного движения и нащупал свой естест­венный ритм, в котором ему ком­фортно и интересно жить. В этом нет ничего удивительного, ведь дви­жение — основа нашей жизни, и все психологические особенности чело­века проявляются через него.

Кстати, движения — это и свое­образный тест, по которому можно судить о личности в целом. Пона­блюдайте, например, за жестами окружающих. Если движения рук (особенно кистей, которыми мы вы­полняем основную работу) четкие, завершенные, то с большой долей вероятности можно предположить, что человек умеет добиваться наме­ченных целей, он хорошо соразме­ряет свои силы и всегда завершает начатое. Если же движения кистей размытые или суетливые, то это го­ворит о заниженной самооценке и связанных с нею психологических проблемах. Не менее информатив­на осанка — положение спины, го­ловы.

Основательница танце-двигательной терапии американка Габриэлла Ротт придумала много простых и оригинальных упражнений, помо­гающих решать психологические проблемы. Некоторые из них я ис­пользую в своих тренингах. Напри­мер, упражнения, помогающие од­новременно и продиагностировать себя, и устранить найденные нару­шения.

Делается это так. Мысленно по­делите тело на семь зон: голова и шея — первая зона, плечи и лопатки — вторая, локтевые суставы — тре­тья, кисти — четвертая, позвоноч­ник и область таза — пятая, колен­ные суставы — шестая, ступни — седьмая. С каждой из зон может быть связана своя проблема: в этом случае в ней возникает напряжение, или, как говорят актеры, «зажим». По такому легко читаемому «рисунку напряжений» психолог может обна­ружить личностные проблемы. На тренингах мы, исходя из этого же рисунка, определяем, какая из зон напряжена, и с помощью естествен­ных ритмов избавляемся от зажи­мов. А вместе с зажимами исчезают и проблемы.

Попробуйте и вы сначала продиагностировать себя, а затем осво­бодиться от зажимов.

Ритм, с которым двигаются голо­ва и шея (1-я зона), — это показа­тель скорости мыслительных про­цессов. Плечи (2-я зона) «ответст­венны» за то, как человек несет на себе бремя жизненных забот. Если есть зажим в плечах, то, скорее все­го, человек перегрузил себя взяты­ми обязательствами, возможно, не­выполнимыми. Если неестественно двигаются локти (3-я зона), то чело­век либо слишком робок (тогда они прижаты к туловищу), либо, наобо­рот, слишком агрессивен (локти от­ставлены). Зажатость кистей (4-я зона) — признак неуверенности в себе, трудностей в достижении це­ли. Как правило, сексуально за­комплексованные люди с трудом двигают тазом (5-я зона). Сгибани­ем коленей (6-я зона) мы начинаем шаг, и по рисунку этого движения можно судить, насколько человек готов принимать изменения в жиз­ни. Движения ступнями (7-я зона) — это способ освоения пространства, на которое человек претендует: кто-то осторожно ступает на носок, кто-то нажимает на пятку, некоторые на­ступают на край ступни и, к сожале­нию, гораздо реже человек спокой­но и уверенно ставит ногу на всю ступню.

Итак, начните двигаться под му­зыку с закрытыми глазами. Сначала минут пять подвигайте головой и шеей, затем подключите другие ча­сти тела. Пусть в танце участвует все тело, но внимание надо концен­трировать поочередно на каждой зоне. Определите, какой ритм для вас наиболее удобен, а какой наиболее привычен. Затем резко сме­ните ритм и амплитуду движений. Проверьте, есть ли напряжение в мышцах или они достаточно рас­слаблены. Меняйте ритмы от само­го медленного до самого быстрого, а движения — от широкой амплиту­ды до самой маленькой. В каких-то из этих сочетаний вы найдете те, ко­торые наиболее комфортны и при­ятны для вас.

Это упражнение очень полезно в качестве первичной самодиагнос­тики, выяснения возможностей те­ла. А потом то же самое упражнение становится способом для более глу­бокого самоисследования и лече­ния.

Вы, наверное, замечали, что один человек получает удовольст­вие от того, что за день много успел: выполнил несколько рабочих зада­ний, да еще цветы пересадил, пыль со всех шкафов вытер, в обеденный перерыв за булочками сбегал, кол­лег чаем напоил. Ему не стоит пору­чать длительную работу, она покажется ему рутиной и сделает его не­счастным. А другой, наоборот, лю­бит методично, шаг за шагом осу­ществлять крупный проект, и ничто другое его не интересует — его не оторвешь от рабочего места. Кто-то может работать на конвейере и ис­пытывать радость от совместной слаженной работы, а другой от это­го заболевает. Обо всех этих склон­ностях можно догадаться по ритму движений.

Уловив свой ритм, люди осмыс­ленно меняют стиль работы, а иногда и саму работу. И в результате стано­вятся и счастливее, и здоровее.

Габриэлла Ротт, изучавшая танцы разных народов, заметила, что в лю­бых танцевальных движениях можно различить пять основных состоя­ний: «женское» — округлость, плав­ность; «мужское» — напор, рез­кость; «легкое» — трепетность; «им­провизационное» — хаотичность; «внутреннее» — минимум внешних проявлений. Исходя из этого, она придумала такое упражнение: Чело­век максимально погружается в та­нец и «проживает» каждое из этих состояний, обращая внимание на то, какое из них доставляет ему удо­вольствие. Таким образом он опре­деляет, какое самовыражение для него привычно, но неинтересно, а какое ново, но приносит радость от­крытия себя.

Например, женщины, считав­шие, что должны быть всегда мягки­ми, вдруг начинают получать ра­дость от резких, энергичных движе­ний. Это значит, что их натура требу­ет «мужских» ритмов, что до сих пор они следовали не свойственному им стереотипу женственности. И на­оборот, есть женщины мягкие, рани­мые, которых жизнь заставила брать на себя мужские заботы. Тан­цуя, они предпочитают «женские» движения, и становится ясно, что грубоватость — всего лишь маска, которая не стала сутью. Танец в та­ких случаях помогает вернуться к своей истинной природе. Причем не умозрительно. Уже в самом движе­нии человек обретает радость, и найденный в танце ритм становится стилем жизни.

Инструмент самообновления в танце-двигательной терапии — тело. Обычно мы уделяем ему слишком мало внимания, не слышим его сиг­налов, игнорируем их, надеясь, что все как-нибудь образуется. Мы счи­таемся со своим телом, лишь когда оно подает сигналы бедствия. Танце-двигательная терапия дает возмож­ность прочувствовать малейшие его импульсы. Опираясь сначала на зна­комые ритмы, человек ищет самые подходящие для себя, учится в них существовать, а затем осваивает но­вые возможности своего тела.

Каждый психолог старается по­мочь человеку осознать себя, свои особенности, свою индивидуаль­ность, принять ее и научиться с успе­хом использовать. Именно это и де­лает человека счастливым. Доби­ваться гармонии можно разными ме­тодами. Движение — самый простой, приятный и демократичный из них.

Ольга Коношенко, психолог