Майк Кристиан — звезда Джо вейдера 90-х годов прошлого века. Однако стиль жизни и тренировок спортсмена до сегодняшнего дня интересен многим. Может быть его советы будут полезны и для вас…
Признаюсь, шел я на любезно назначенное Юлией Стефанович свидание, испытывая легкий трепет. Как-никак, ожидала меня беседа с культуристкой, «бодибилдершей», а на их рельефную мускулатуру я достаточно нагляделся по телевизору, и это, как бы сказать помягче, несколько устрашало. К счастью, опасения оказались напрасными.
В своей скромной, со вкусом обставленной однокомнатной квартире в Бирюлево меня приветила очень симпатичная молодая женщина с вполне нормальной, я бы только уточнил, с великолепной фигурой. Да и супруг Юлии — Сергей, занимающийся атлетической гимнастикой с шестнадцати лет (правда, в отличие от жены, не профессионально, а по-дилетантски), вовсе не выглядел «человеком-горой».
— О нас слагают легенды. И зря, — рассказывали мне супруги Стефанович. — Хотя это можно объяснить: слишком долго мы, культуристы, жили в подполье, а вокруг того, что вынужденно скрывается, всегда ходят разного рода слухи и домыслы. Между тем бодибилдинг — отнюдь не мышцы ради мышц, не гипертрофия на грани уродства, а прежде всего — здоровье, красота, долголетие.
Юлия Стефанович сегодня — самая яркая звезда российского бодибилдинга. Ее седьмое место на чемпионате мира в Варшаве знатоки встретили с удивлением, но одновременно и с пробудившимся интересом к культуризму в России. Седьмое место в мире — это уже, согласитесь, элита.
Отправляясь на встречу с нашей чемпионкой, я, конечно же, держал за пазухой массу вопросов, но, пожалуй, главное, что меня интересовало, — как и почему человек приходит в бодибилдинг. Скажем, в легкую атлетику или гимнастику — понятно: едва ли не с младенчества заставляют нас в школе бегать, прыгать, кувыркаться — поневоле привыкнешь, а то и увлечешься. Но атлетическая гимнастика — нечто иное, этот плод долгое время был запретным, считалось — он с гни лого буржуазного дерева. Соответ ственно — никакой пропаганды, ни приглашений, ни посулов. А ведь шли люди в культуризм и раньше, идут и теперь.
У Юлии я, кажется, нашел ответ.
Она дальневосточница, родилась и росла в Хабаровске, в семье инженеров-строителей. Отец с матерью — люди занятые, им не до спорта, а вот дети с ранних лет познали радость движения и соревнования. Игорь, старший брат Юлии, увлекся пулевой стрельбой, младший, Виталий, — хоккеист. Сама же Юлия выбрала для себя спортивную гимнастику.
К десятому классу была уже мастером спорта. Поступила на факультет физического воспитания пединститута, на отделение гимнастики. Известно, однако, что в этом виде спорта карьера у девушки быстротечна. Чтобы сохраниться подольше, Юлия перешла на акробатику, стала мастером спорта и здесь — в парном разряде. Так и продлила свою жизнь в спорте, без которого обходиться уже не могла. Окончив институт, осталась на кафедре гимнастики, преподавала этот досконально изученный ею предмет положенные три года, а чтобы подработать, вела на стороне кружок аэробики. Потом рискнула и отправилась в Москву, была принята в аспирантуру ВНИИФКа. Там повстречалась с заезжими гостями — сборной США по аэробике.
— Очень мне понравились американки, их внешний вид, сложение, — вспоминает теперь Стефанович (тогда она, впрочем, была еще Лисичкиной).
— Особенно приглянулась своей словно из камня высеченной фигурой одна из девушек. Познакомились, раз говорились, и я узнала, что она, как мы выражаемся на своем сленге, «подкачивается». И я прямиком пошла в тренажерный зал. Цель? Стать красивой — это да. Но не только. Акробатки ведь тоже не вечны. А культуризмом, как меня уверили, можно заниматься сколько угодно. Так что основная побудительная причина — остаться в спорте как можно дольше.
Как видим, в бодибилдинг Юлия пришла, употребляя те же жаргонизмы, отнюдь не «нулевой», имела уже неплохую подготовку — как силовую, так и хореографическую. Уже после полугода тренировок заняла третье место на чемпионате Москвы — отсюда и ведет счет своим успехам.
Ясно, что девушка, пришедшая в культуризм из гимнастики, акробатики, аэробики, имеет больше шансов быстро выдвинуться, чем, например, конькобежка или толкательница ядра. Но, наверное, немалую роль должны сыграть и природные качества, врожденная, что ли, одаренность. Разве не так?
— И да, и нет, — говорит Сергей Стефанович, человек, кстати сказать, более чем компетентный: он вице-президент Московской любительской ассоциации бодибилдинга, а по отношению к собственной супруге не только кормилец, но еще и менеджер, и немножко тренер. — Действительно, встречаются культуристки, которым все дано от природы. В этом плане
Юлия согласно кивает. И добавляет: «После того, как мышца устала, она начинает отдыхать и расти — это суперкомпенсация».
Юлия тренируется далеко от дома в женском атлетическом зале «МИСС» у метро Щелковская. Это полтора часа езды на городском транспорте в один конец. Приспособилась, более того, не теряет времени даром: прихватывает с собой разговорники и словари, дорогой совершенствуется в английском, который, как я мог убедиться, у нашей культуристки вполне сносен. «Бывая за рубежом, объясняюсь без переводчика», — подтверждает Стефанович. Ее тренировочный, цикл, разработанный молодым, но подающим большие надежды специалистом Сергеем Балабаевым, уже занимающим пост старшего тренера сборной Москвы, рассчитан на три дня работы с последующим днем отдыха, один раз в день по 1,5—2 часа. Дома, само собой, «тоже имеется нехитрый инвентарь: гантели, штанга, велоэргометр.
По бытующему у нас мнению, женщина с развитыми, рельефными мышцами — это ужасно. Но если не перебарщивать, не стремиться к воплощению идеи ради самой идеи, то как раз в “телостроительстве» можно обрести красоту, коль у вас ее, на беду, нет, или она есть, но ускользает. Мои собеседники, супруги Стефанович, вообще утверждают, что женщины на фресках великих мастеров древности и Ренессанса — готовые культуристки; что прекрасные легкоатлетки-бегуньи Соединенных Штатов, которые очаровывают зрителей не только скоростью, но и отточенной, будто скульптурной фигурой, — из той же семьи. Понятно: Стефановичи — горячие приверженцы того дела, которому себя посвятили, и их субъективизм извинителен. Но я без колебаний соглашаюсь с ними, когда они заверяют, что занятия культуризмом — не вредны, а очень даже полезны для организма, прежде всего — для женского, и не мешало бы ввести этот спорт в школьную программу физического воспитания.
В связи с этим Юлия Стефанович декларирует:
— Сужу по своему опыту — бодибилдинг лучше, чем гимнастика, лучше, чем акробатика. Там — травматизм, сумасшедшие нагрузки, работа на износ. От этих видов спорта я
Кого-то может, конечно, отпугнуть сама суть бодибилдинга, ведь это, что ни говори, занятия с отягощениями, — гантелями, штангой. Но даже профессиональные культуристки на тренировках не поднимают предельных весов. В обыденной жизни, убеждена Стефанович, у простой российской женщины куда более высокие нагрузки: все те же сумки с продуктами, да и обычные мытье полов, стирка — какие нагрузки на спину! „А когда мы приседаем со штангой, — говорит Юлия, — спина у нас прямая, поднимаем снаряд за счет ног. Это только полезно“.
— Это спорт будущего, хотя бы в силу своей демократичности, — подхватывает Сергей Стефанович. — Его нужно внедрять с детских лет. Бодибилдинг, дающий при строго дози рованной нагрузке локальное разви тие каждой мышцы, — рецепт на все случаи. В США, могу заверить, это осознали уже давно, в любой крупной компании оборудуются для клерков тренажерные залы с соответствующим оборудованием. Культуризм продле вает сексуальное долголетие. Разве плохо?
Будем считать, что гимн бодибилдингу закончился. Но будучи по своей натуре максималистом, я спросил Юлию и Сергея, держа в подкорке триумфальный для супружеской четы мировой чемпионат:
— Седьмое место — прекрасно. Но все-таки почему не первое? Иными словами, в чем Юлия уступает зарубежным культуристкам?
Юлия, объяснили мне, позирует грациозно и технично. Тут, видимо, к месту будет сообщить, что на официальных соревнованиях оценка пропорций тела культуристки девятью арбитрами производится по пяти позам: 1. Руки спереди. 2. Руки со стороны спины. 3. Рука трицепс сбоку, причем нога отведена назад на носок. 4. Рука бицепс сбоку. 5. Брюшной пресс, ноги (нога впереди). Есть еще и произвольная программа, движение под музыку. Здесь Стефанович сильна. Но она пока проигрывает чужеземкам в мышечной массе, в фактуре тела, то есть в том, что называют качеством, а еще — «полосатостью» мышц. Мышцы могут иметь одинаковые формы и объемы, но их проработка отличается по четкости и рельефу. Тут возникает новый вопрос — о питании, его режиме, на чем, собственно говоря, и держится бодибилдинг.
Культуристу нужны углеводы — овощи, картофель, фрукты, овес, бобы, различные крупы, как например, овсяная и гречневая каши, геркулес — они пробуждают энергию. Белки, в свою очередь, способствуют наращиванию мышц: это рыба, курятина, постное мясо, яйца, дары моря типа крабов, креветок, кальмаров. Икра, не волнуйтесь, исключена. Но все равно — не слабо?
Впрочем, принципы питания и в бодибилдинге пересматриваются. Появилось уже немало культуристов-вегетарианцев. Они строят свой рацион в соответствии с рекомендациями диетологов-натуропатов и ничуть не проигрывают в мускулатуре «мясоедам».
Интервью: Алексей Сербицкий 1994 г.