Майк Кристиан — звезда Джо вейдера 90-х годов прошлого века. Однако стиль жизни и тренировок спортсмена до сегодняшнего дня интересен многим. Может быть его советы будут полезны и для вас…
О насилии
Всю свою жизнь я смотрел фильмы с убийствами, но это, конечно, на мне не отразилось. То, что вы видите на экране, само по себе не делает из человека убийцу.
Если бы я думал, что насилие на экране приносит людям вред, я бы никогда не снимался в таких картинах. Я считаю, что мои фильмы не вредят людям.
В одном из моих фильмов «Бегущий» значительно меньше убийств и крови, чем в прежних. Камеры сфокусированы на лицах, обнажая страх и напряжение. Одним людям нравятся любовные истории, другим — исторические фильмы, третьи любят психологические драмы. А есть и такая категория зрителей, которые идут в кино, чтобы посмотреть фильмы с напряженной интригой, с борьбой, с элементами насилия. Есть фильмы для взрослых и фильмы для детей. От родителей зависит, какие фильмы смотрят их дети. Правда, ограничить детей нелегко. Вспоминаю, когда мой отец говорил мне: «Этот фильм ты не должен смотреть», я бежал в кинотеатр в два раза быстрее. Могу признать, что фильм нравился мне тем больше, чем больше он не нравился моему отцу. Это естественно: запретный плод сладок.
Мои герои учат защищать себя, быть сильными, добрыми, полагаться только на себя в любых ситуациях. Посмотрите, сколько убийств происходило на свете. Президентов убивали еще до Кеннеди, когда не было ни радио, ни телевидения. Легче обвинить кинематограф, чем самих себя. Кроме того, фильмы часто отражают то, что происходит в обществе, и, может быть, это тоже в какой-то мере помогает обществу, потому что заставляет людей осознать, что может с ними произойти, если они кого-нибудь убьют.
О роли женщины
В большинстве фильмов сюжет строится вокруг женщины, женская роль написана так, чтобы привести интригу в действие. Но когда женщину, как это делает Голливуд, используют, как объект секса, я не хочу быть участником этого. Если женщина всего лишь символ, я не снимаюсь. А вот в «Терминаторе» женщина — главный персонаж, и сюжет раскручивается вокруг нее. Тогда все хорошо. Женщина становится героем. Если женщину используют только для секса, мне это не нравится.
О культуризме
Думаю, что именно я сделал культуризм спортом. Это началось в середине 70-х, когда, став чемпионом мира, стал его рекламировать. Раньше культуристы говорили, что они едят по два фунта мяса и 30 яиц в день, что им приходится спать по 12 часов, что они не занимаются сексом и т. п. И я сказал тогда: «Кто, черт побери, захочет так жить?»
Во-первых, это все не соответствует действительности, а во-вторых, если вы хотите, чтобы люди занялись той или иной деятельностью, вы должны сделать так, чтобы она не вызывала отрицательных эмоций.
Я говорил о диете, но я также говорил, что порой ем пирожное и мороженое. Я говорил, что иногда провожу ночи вне дома, что не отказываю себе в сексе и, случается, делаю все то, что не должен был бы делать. Я говорил, что достаточно тренироваться три раза в неделю по 45 минут или по часу, чтобы обрести отличную форму.
В течение многих лет говорили, что женщин не интересуют мужчины с развитыми мускулами. Но это только разговоры. В действительности все обстоит иначе. У меня никогда не было ощущения, что я не нравлюсь женщинам, не было такого чувства и у моих друзей. Никто ни разу не пожаловался мне, что, поскольку у него развитые мускулы, ни одна женщина не хочет спать с ним. Я думаю, что все эти разговоры исходили от тех мужчин, которые чувствовали себя ущербными рядом с культуристами.
Сейчас каждый мужчина принадлежит к ка
Мне было пятнадцать лет, когда я решил пойти в атлетический клуб. Это было в Австрии, и это было первое решение, которое я принял без согласования с родителями. Я вырос в семье строгих пра; вил. Отец хотел, чтобы я стал классным футболистом, чемпионом, так как я в то время играл в футбол. Поэтому то, что я вступил в атлетический клуб, принесло мне чувство независимости.
Многое в культуризме в то время воспринималось неправильно. Я понял, что люди невежественны в этой области. Сейчас культуризм, конечно, популярный вид спорта в Австрии, и все им занимаются. Я просто опередил свое время. Опережая свое время, всегда встречаешь сопротивление.
Но сопротивление — очень полезная вещь. Оно делает из вас борца. Если все в жизни дается легко, человек становится размазней, и поэтому мне повезло, что я рос в трудных условиях. Это было послевоенное время, не хватало еды, денег. Все эти трудности и сделали меня борцом.
Мне очень нравилось поднимать тяжести. Будучи совсем юным, я тренировался с парнями, которые добились высоких результатов. Это давало мне большой импульс для тренировок. Обычно с такого высокого уровня не начинают. Работать с ними, вместе участвовать в соревнованиях, становиться все сильнее и мускулистее, а затем стать чемпионом по поднятию тяжестей — все это мне очень подходило.
У каждого человека есть нечто, что может дать ему радость. Нужно только не упустить шанс, пробуя различные варианты. Некоторые так никогда и не переступают рутинный маршрут нашей жизни: школа, потом работа с восьми до пяти — и не остается времени ни на что другое, потому что вы устали. Мне повезло, что я нашел то, что приносит мне настоящее удовольствие. Я связал с этим свою жизнь, боролся и много работал. Это принесло мне независимость.
В культуризме вы не являетесь частью команды. Вы учитесь полагаться только на себя. Для маня это всегда много значило. Я никогда не любил никого ни о чем просить, хотя мне много помогали. Каждому нужна помощь, но для меня всегда было труднее просить, чем давать. Я всегда хотел все делать сам.
О Голливуде
Я достаточно натерпелся в Голливуде. Мой акцент, фигура, длинная фамилия — все это осложняло мою жизнь до тех пор, пока я не осознал необходимость утвердить свое собственное положение, чтобы никто не мог со мной конкурировать.
Как, например, это сделали чернокожие актеры Билл Косби и Эдди Мэрфи. Они создали образы, к которым никто не смеет прикоснуться. Студии не могут сделать с ними то же, что они сделали с Мэрилин Монро и Джейн Мэнсфилд много лет назад. «Если мы не можем заполучить ее, возьмем другую. Она тоже блондинка, у нее тоже красивая грудь и красивое тело». Если
Я понял, что нужно создать свой образ. И они будут вынуждены прийти к вам, потому что у вас есть то, что им нужно. Потому что вы стабильны и ваши фильмы всегда приносят деньги продюсеру и студии.
Мы все принадлежим к ка
В приключенческих фильмах, когда вы все время в действии, не всегда возможно показывать свои чувства. Я думаю, что большинству людей это нравится. Им хочется иметь возможность следить за развитием сюжета и разрушать то, что они хотят разрушить. Поэтому они идут на эти фильмы.
Человек думает: «Я не доволен парнем с соседней улицы или своим боссом. Я хотел бы расправиться с ним. Я хотел бы быть хладнокровным, чтобы меня ничто не волновало». Когда такой человек смотрит фильмы, он думает, как будет выходить из различных ситуаций с такой же легкостью, борясь и оставаясь при этом невозмутимым.
Продюсеры приглашают меня для съемок, потому что я неординарен. Если вы в кино совершаете героические поступки, вы не можете выглядеть как мокрая крыса. Вы Должны соответствовать образу, а это и есть типаж.
По поводу семьи
Когда я был молодым, я хотел делать то, что делал мой отец — быть военным, или полицейским, или служить в жандармерии. Будучи ребенком, я часто надевал отцовскую форму. Правда, при этом всякий раз приходилось вставать на табуретку, потому что шинель была для меня слишком длинна. Я надевал фуражку и все остальное, что полагалось. Это была моя первая мечта.
Мой брат погиб в автомобильной катастрофе в 1971 году, когда ему исполнилось 24 года, а мне было 23. До сих пор я думаю об этом.
Его сын Патрик приехал ко мне в Америку. Он окончил школу и хочет изучать в Америке бизнес.
Мы были очень близки с братом. Вся семья наша вообще была дружная, но в то же время в доме царил и соревновательный дух — в спорте, в школе, потому что у нас с братом была очень маленькая разница в возрасте.
Большое влияние на меня оказал отец. Больше, чем я это осознавал в молодости. Мы проводили много времени вместе. Я рос в то время, когда институт семьи ценился высоко. Мы должны были вместе обедать, завтракать и ужинать, и мы становились в большей степени продуктом воспитания своих родителей, чем внешней среды.
Сегодня женщины работают и отдают своих детей няням или школе. В семье уже нет той спаянности, ребенок не ощущает близости родителей, так как редко их видит.
Мой отец был музыкантом. Он пытался привить мне любовь к классической музыке, но меня это тогда не интересовало.
Каждое воскресенье у нас
Когда мне было 19, я был в Мюнхене. Я писал оттуда письма отцу, а он говорил: «Почему ты пишешь такими крупными буквами. Ты что, не хочешь написать побольше?..» А я отвечал: «У меня такой почерк». И так было всегда: исправление ошибок, стиля и т. п. Таков был мой отец. Тогда я думал, что мой отец неправ, но когда вам исполняется 25 или 30 и вы оглядываетесь назад, вы говорите: «Черт побери! Все, что мне сейчас нравится, это как раз то, чему меня учил отец».
Я родился через два года после войны. В Австрии не хватало еды. Маме приходилось ходить по деревням в поисках сахара и какой-нибудь еды. Родители могли предоставить нам только кров и свою любовь. Я. вырос в доме без телевизора, телефона, без ванной комнаты. Это был маленький мирок, а у меня были большие мечты и цели. Как они пришли мне в голову, не знаю. У меня всегда было богатое воображение, и я всегда следовал ему, а не просто мечтал. Я сделал свои мечты реальностью.
Мой отец умер в декабре 1972 года. Я был тогда в Америке, у меня была травма ноги. И я не смог поехать на похороны. Это было ужасно. Когда родители вкладывают много сил в формирование вашей личности, вы можете им отплатить, показав, что то, что они для вас сделали, не было напрасно.
Моя мать тоже сыграла важную роль в моей жизни. Я привожу ее в Америку каждый год на два месяца, и мы часто проводим вместе Рождество и Новый год. Она нередко присутствует на съемках.
Мама считает, что я помешан на работе. Вы должны учесть, что она из Граца, маленького австрийского городка, где люди сидят в кафе — одна чашка кофе растягивается на два часа — и болтают. А когда она приезжает ко мне в Калифорнию и встает в восемь часов утра — время, когда я возвращаюсь домой с тренировки, она спрашивает: «Почему так рано? Почему без завтрака?» И я отвечаю: «Нет, тренироваться нужно до завтрака». — «Это хорошо для здоровья?» — спрашивает она.
Затем начинаются звонки, я завтракаю и обсуждаю дела. После этого иду в свой офис, а потом продолжаю работать дома. Когда у меня выдается свободный час, я играю в теннис у себя на корте, или иду в парк покататься на лошади, или езжу на мотоцикле. Моя мама очень беспокоится, что я так занят, но гордится мной, как настоящая австрийская мать.
Карьера и деньги
Мне нравится зарабатывать деньги, потому что я знаю, что с ними делать и во что вкладывать. И я охотно плачу подоходный налог, потому что знаю, что все, что я отдал правительству, оно мне вернет.
Я не люблю вдаваться в финансовые вопросы. Это вызывает у людей зависть.
Мои заработки не стабильны, но можно сказать, что они увеличиваются ежегодно. Скажем, за последний фильм я получил 6 млн. долларов. После этого я получил предложение от фирмы «Фокс» на 8 млн. долларов, затеи от Кейта Бариша, который делал «Бегущего», на 50 млн. долларов за пять картин. Я не принял его, потому что это еще не предел. Самое важное, чтобы сам проект был хороший. Тогда они все придут ко мне с деньгами. «Фокс» хочет, чтобы я сделал новые варианты фильмов «Коммандос» и «Хищник», а затем фильм о тюрьме. В кино можно делать громадные деньги: «Фокс», например, заработал на «Хищнике» более 70 млн. долларов.
Я имел в своей собственности жилые дома и административные здания еще до того, как сделал свой первый фильм. И это помогло мне в моей карьере. В самом начале, когда ко мне подходили и говорили: «У меня есть для тебя роль водителя грузовика. Ты появишься в фильме на 10 мин, нам очень нужна твоя фигура», я мог позволить себе сказать «Нет!», потому что мне не нужны были их 20 тыс. долларов. Я думал о настоящей карьере.
Впервые приехав из Австрии в Америку, я начал брать уроки. У меня не было студенческой визы, поэтому я мог посещать в одном учебном заведении не более двух курсов. Это означало, что бизнес я изучал в колледже Санта-Моники, а искусство в Вест-Колледже Лос-Анджелеса. Мне приходилось успевать всюду.
Затем я составил программу для специального курса в университете штата Висконсин. Я представил все документы о прослушивании предметов в вышеупомянутых колледжах, и мне понадобилось доедать только десять предметов для попучения диплома. В целом я проучился шесть лет.
Для занятий бизнесом необходимо особое чутье. Вы должны с этим родиться. С развитым интересом к бизнесу вы захотите поработать самостоятельно.
Мой бизнес — это почтовые заказы маек и сувениров для детей, ремней с моей фотографией, игрушек, спортивных сумок. Цена такая, что любой ребенок может все это купить. Мы никогда не ждали от этого бизнеса большой прибыли — только необходимой суммы на содержание офиса.
Мы проводим конкурсы «Мистер Олимпия» и «Мистер Вселенная» в Колумбии, штат Огайо, который стал центром культуризма. Сейчас я не участвую в соревнованиях, потому что у меня нет ни времени, ни интереса. Но я люблю спорт и стремлюсь поддержать молодых. Мы зарабатываем кучу денег и имеем возможность давать наличными большие призовые суммы.
Семья
Когда я впервые приехал в Америку, я подумал, что должен жениться на женщине, которая будет заботиться обо мне, готовить мне, заниматься домом, как это делала моя мать. Так было заведено в нашем доме, и я хотел, чтобы у меня было так же.
Занимаясь культуризмом, я встречал женщин, которые также хотели заниматься этим видом спорта, но к ним относились как к людям второго сорта. Я чувствовал, что это несправедливо. И решил помочь женщинам заниматься культуризмом, хотя я сам не люблю женщин с мощными мускулами. Но я оценил их устремленность. Спорт— не только для мужчин, он для всех.
Когда я встретил Марию, я понял, что она особенная женщина, хотя наши отношения и развивались очень медленно. Оглядываясь назад, я могу сказать, что с каждым годом я любил ее все сильнее. Я не спешил жениться в 25 или в 30 лет. И это было правильно, потому что я был не готов к этому шагу. Я женился в 39 лет. Я знал, что Мария мне подходит, и она дала мне величайшее счастье.
До того, как мы поженились, мы с Марией жили отдельно. Так было лучше. Мария воспитывалась в строгой католической семье. Она— из клана Кеннеди. И я не хотел, чтобы о ней писали, что она живет в грехе. Я не думал о себе. Хотя я тоже католик, меня это не заботит.
У Марии прекрасное чувство юмора, и она смеется над моей педантичностью. Как только я снимаю свитер, я должен его немедленно повесить. Когда я снимаю белье для стирки, я кладу его в определенное место. Я большой аккуратист, и, поскольку долго был холостяком, у меня выработались определенные привычки. Моя мама была чистюлей до фанатичности. И мое отношение к одежде и вещам значительно более бережное, чем у Марии. Прежде я ничего не имел. Поэтому я особенно забочусь о том, что у меня есть теперь.
Например, если мы отправляемся играть в футбол, я надеваю пятидолларовую рубашку. Вы понимаете: приходится падать, валяться в траве. Мария без колебаний надевает для этого тонкий кашмировый свитер. Я поражаюсь, как спокойно она надевает свитер, который стоит 400 долларов, чтобы поиграть в теннис, футбол. Я бы так не смог.
Она знает, что я люблю домашнюю работу. Люблю стирать, готовить для себя или пылесосить квартиру. Я на самом деле получаю от этого удовольствие. Когда мы обедаем дома, я сам мою посуду. Если оставить ее в мойке, она засохнет. Это мой опыт из жизни холостяка.
Я умею реализовывать свои мечты. У меня очень сильное воображение. Когда я тренировался, я видел свое тело как бы со стороны, знал, как оно должно выглядеть, и делал упражнения в соответствии с тем, что знал. Многие считают, что все мои победы связаны именно с этим. И сейчас в моем воображении мое будущее и будущее всего человечества представляется стабильным и надежным. Думаю, что всем нам не следует особо волноваться.
Все будет о'кей!
Инт. 1995 г.