В этот период крайне отрицательно на здоровье и судьбе сказываются любые бурные реакции на рядовые события жизни. Недопустимы раздражительность, истеричность, капризность, пассивность в действиях, вызываемые страхом...
Скоро наступит октябрь и заставит надолго забыть о лете. Осень смоет дождем листья с деревьев, непроезжими сделает дороги. Заметно похолодает. «Октябрь ни колес, ни полозьев не любит», «В октябре на одном часу и дождь и снег» — говаривали прежде.
В старину октябрь называли листопадом, а из-за распутицы еще и грязником. Земледельческие работы к этому времени заканчивались, и с Покрова начинали играть свадьбы. Поэтому октябрь имел еще одно имя — свадебник.
3 октября — день мучеников Михаила и Федора. Этим святым молились о защите дома от врагов и недоброжелателей.
Летом нам хотелось подольше побыть на свежем воздухе, отправиться в лес или на реку. А теперь, намокнув под осенним дождем и продрогнув на холодном ветру, мы спешим в теплый уют дома. Природа напоминает нам, что пора готовиться к зиме.
С этого времени мы все больше времени будем проводить дома, и надо постараться создать там спокойную, дружелюбную атмосферу, самому избавиться от беспокойства и раздражения, снять напряжение, если оно возникло в семье, чтобы ничто не нарушало положительную энергетику нашего жилища.
7 октября — день святой мученицы Фёклы, прозванной Заревницей. Начало молотьбы хлеба в овинах.
В старину почти весь этот день пели песни и забавлялись и только с полуночи зажигали огонь и начинали молотьбу. От этих огней, или зарев, и получила Фёкла свое прозвище.
На Фёклу-заревницу с особенным старанием угощали молотильщиков. «На Заревницу хозяину хлеба ворошок, а молотильщикам — каши горшок».
В осеннюю пору овина без огня не высушить, но развести огонь в овине не просто. Тут требовались опыт и искусство. Поэтому поручалось это дело опытным мужикам. И все же овины горели каждую осень.
Народная фантазия приписывала эти пожары козням овинника, или гуменника, — духа, хозяина овина. Сидит он в нижней части строений, сам похож на большого кота — весь черный и лохматый. Умеет брехать по-собачьи, а когда удается ему напакостить мужикам, хлопает в ладоши и хохочет.
Овинник наблюдает, правильно ли кладут снопы и в то ли время затопляют овин. И не позволяет это делать под большие праздники или во время сильных ветров, безжалостно наказывая за непослушание. Если развести огонь в неурочное время, гуменник разгневается и даст всему овину заняться и сгореть.
8 октября — день преподобного Сергия Радонежского. Этот угодник особенно был почитаем как молитвенник о церкви и земле русской. Он основал Троице-Сергиеву лавру близ Радонежа. Вместе с великим князем Дмитрием Донским много сделал для объединения Руси и освобождения ее от иноземного порабощения. Преподобный Сергий благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву, положившую начало освобождению Руси от татаро-монгольского ига.
Интересные метаморфозы происходят со святыми угодниками в народном сознании. Так, Сергий по совершенно непонятным причинам почитался как хранитель кур, и прозывали его Курятник. Куры, как известно, были для крестьянина едва ли не важнее всякой другой домашней птицы. Возможно, поэтому, по мысли народной, их необходимо было отдать под покровительство особенно влиятельного и почитаемого угодника.
Было у преподобного Сергия и еще одно прозвание — Капустник. На Сергия обычно рубили капусту.
Для квашения предпочтительна белокочанная капуста с крепкими листьями поздних и средних сроков созревания с богатым содержанием сахара. Особенно хороши для этой цели «Московская поздняя», «Амагер», «Ладожская», «Слава». Капуста будет вкуснее и полезнее, если при квашении добавить в нее морковь, яблоки, клюкву или бруснику.
Закуска из капусты. Кочешок капусты разобрать на листья, ополоснуть их водой, опустить на 3-5 минут в кипящую воду, откинуть на дуршлаг, дать стечь воде. Морковь натереть на мелкой терке, смешать с мелко нарубленным чесноком и завернуть в капустные листья в виде изящных «сигареток». Положить «сигаретки» в глубокую посуду, залить кипящим рассолом (1 ст. ложка соли на 1 л воды) так, чтобы рассол полностью их покрывал. Через два дня закуска из капусты будет готова.
На один кочешок капусты понадобится 5-7 морковок и горсть очищенных долек чеснока.
14 октября — Покров Пресвятой Богородицы. Праздник пришел на Русь из Византии. Связан он с видением Богородицы во Влахернском храме в Константинополе блаженному Андрею, который увидел молящуюся Божью Матерь в окружении святых. Закончив молиться, она поднялась с колен, сняла покров со своей головы и распростерла его над находившимися в церкви в знак защиты и покровительства.
На Руси особо почитали влахерн-ское чудо, так как Богоматерь считалась покровительницей всей русской земли и помощницей русским воинам в ратном деле.
В день Покрова Божью Матерь просили о заступничестве, защите от всяких бедствий и ниспослании благодати.
Покров — это первое зазимье, возможное наступление холодов, заморозков, снегопада. С этим днем связано множество народных примет: если в Покров выпал снег, то в Дмитриев день (8 ноября) тоже непременно будет снег, Покров наголе — и Екатерина (7 декабря) наголе; отлет журавлей до Покрова — к ранней студеной зиме.
Покров — время свадеб. Девушки на Покров молились: «Батюшка Покров, мою голову покрой» и старались провести этот день весело, веря, что, «если Покров весело проведешь, дружка милого найдешь».
Венчание по православному обычаю — торжественный и красивый обряд. Он включает обручение — обмен жениха и невесты кольцами; возложение венцов — символа торжества и величия; хождение вокруг аналоя, означающее, что венчающиеся дают обет быть верными друг другу до самой смерти; вкушение вина из одной чаши — обещание испить вместе чашу жизни со всеми ее радостями и горестями.
История этого обряда восходит к ветхозаветным временам. В древнем обряде также присутствовали и кольца, и соединение рук, и венец, и покров — священное покрывало, которое возлагалось на голову невесте. Впрочем, начало этих традиций, возможно, восходит к еще более раннему периоду — к римским и греческим обрядам бракосочетания, в которых также присутствовали венки, обручальные кольца, покрывала вроде фаты, соединение рук, свечи, свадебные дары.
Молодых осыпали хмелем, зерном и даже деньгами, чтобы они жили счастливо и богато. Этот обычай тоже пришел к нам от греков и римлян. Так же поступали и древние пруссы при совершении свадебных обрядов.
Выражение «играть свадьбу» стало таким привычным, что мало кто задумывается: а почему, собственно, ее нужно играть? А дело вот в чем. У русских славян, по свидетельству летописца Нестора, существовал обычай похищать девушек перед свадьбой. Этому предшествовали игры, когда во время песен и плясок мужчина выбирал себе невесту и уводил ее, часто силой, к себе домой.
Кстати, само слово невеста означает неведомая, неизвестная, взявшаяся невесть откуда. Жених мог увидеть будущую жену только после венца уже как новобрачную, впрочем, как и девушка суженого.
Суженый и судьба — слова одного корня. Вот и гадали девушки на Покров о женихе, пытаясь узнать, какая судьба ждет их в замужестве.
На свадьбе принято подавать свадебный торт, или пирог, или крендель. Украшения на торте имеют символическое значение: плетенная из крема 96 корзинка белых или нежно-розовых роз — символ непорочности, чистоты и любви; красных — символ страстной любви; торт с лебедями — символ суп ружеской верности, «рог изобилия» — достатка, «подкова» — счастья.
Свадебный стол украшали и тертыми калачами. Изделия из тертого теста были известны как пекарская скульптура. Чем только не украшали булочники калачи — и лебедями, и голубями, и курочками с петушками! А иногда создавали целые композиции со множеством фигур.
Это искусство известно на Руси еще с XVI-XVII веков. Россия всегда славилась тертыми калачами. А образное выражение «тертый калач» прочно вошло в наш язык как понятие о
17 октября — день священномученика Иерофея, в просторечии Ерофея.
«С Ерофея холода сильнее», «С Ерофея зима шубу надевает», «На Ерофеев день один „ерофеич“ душу греет» — говорили об этом дне.
Считалось, что на Ерофеев день в лесах буйствуют лешие — бродят, кричат, хохочут, хлопают в ладоши, ломают деревья. А к утру, после первых петухов, исчезают, проваливаются сквозь землю и возвращаются только весной, когда земля оттает.
Леший — древнее божество. Восточные славяне считали его злым лесным духом, враждебным человеку. Его представляли одетым в звериную шкуру, иногда со всеми звериными атрибутами — рогами и копытами. Он мог изменять свой рост — становиться то ниже травы, то выше деревьев. Одежда у него запахнута на левую сторону, левый лапоть надет на правую ногу. Такая связь с леым считалась признаком нечистой силы. Наш язык сохранил память об том, хотя изначальный смысл уже утерян. Вспомните выражения «пойти налево», «левак», «левый товар». Кстати, христиане полагают, что черт сидит за левым плечом.
Со временем леший утратил свою силу и превратился просто в шутника, правда злокозненного, которому доставляет удовольствие пугать людей своим смехом, сбивать путников с дороги, заставляя их плутать по лесу. И хотя он по-прежнему любит менять обличья, чаще всего предстает в образе дряхлого старика.
29 октября — день мученика Лонгина-сотника, считавшегося целителем глазных болезней.
Ему предназначается особая молитва о прозрении ослепших и исцелении от глазной болезни.
Чтобы вам не понадобилась помощь Лонгина-сотника, ухаживайте аа своими глазами. Прежде всего старайтесь не переутомлять их: следите, чтобы при чтении и работе ваш стол был хорошо освещен, лампочка не должна быть тусклой, но и слишком яркий свет быстро утомит глаза. Источник света располагайте с левой стороны. Не наклоняйтесь над книгой или работой слишком низко — расстояние до них должно быть не меньше 35-40 см.
Через каждые 30-40 минут надо давать глазам отдохнуть. Во время отдыха полезно сделать гимнастику для глаз. Она повысит силу, тонус и эластичность мышц и нервов, обслуживающих глаза, усилит приток крови к ним.
1. Лежа на спине. Тело спокойно и расслабленно. После глубокого вдоха и последующего медленного выдоха згляд направляют вверх между бровей и сохраняют такое положение в течение 5-12 секунд. Затем опускают взгляд и несколько секунд смотрят вдаль. Дыхание свободное. На выдохе взгляд фиксируют на кончике носа 4-12 секунд.
Упражнение можно проводить с небольшим круглым предметом. Перемещая его вверх и вниз, следите за ним глазами. Голова при этом неподвижна.
2. Сидя по-турецки, взгляд направлен вперед. После глубокого вдоха взгляд перемещают максимально влево, после чего возвращают глаза в исходное положение и выдыхают. То же — в правую сторону. Повторить 4-12 раз.
3. Движение глазами по дуге вправо: вверх, вправо, вниз, вправо и т.д. Затем влево: вверх, влево, вниз, влево и т.д. Повторить по 4-12 раз в каждую сторону.
4. Движение по дугам: вправо, вверх, влево, вверх, вправо и т.д. Затем: влево, вниз, вправо, вниз, влево и т.д. Повторить по 4-12 раз в каждую сторону.
5. Сидя на стуле или стоя, голова неподвижна. Глазами производятся круговые движения: вверх, вправо, вниз, влево и т.д., затем в обратном направлении: вверх, влево, вниз, вправо и т.д. Повторить по 4-12 раз в каждую сторону.
6. Перед глазами на расстоянии 2 м установите какой-нибудь предмет, фиксируйте взгляд на любой точке предмета 3-8 минут. После этого закройте глаза и в течение 3-8 минут продолжайте наблюдать предмет мысленно с закрытыми глазами. Повторить 3-6 раз.
7. Закрыть глаза и прикрыть их ладонями. Оставаться в таком положении 30-60 секунд. Затем открыть глаза. Повторить 2-3 раза с интервалом 5-8 секунд, во время которых надо думать о
Попова Татьяна